kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предпосылки и свойства инновационного процесса в образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу  деятельности учителя во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход к обучению

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предпосылки и свойства инновационного процесса в образовании»

Предпосылки и свойства инновационного процесса в образовании.

Приобретение, распространение, усвоение и практическое применение новых знаний в человеческом обществе является необходимым условием прогресса, именно способность познавать мир, делиться новыми сведениями о себе подобных, накапливать знания и использовать их себе на благо позволяет человеку быть созидателем, преобразователем. Вместе с тем, знания, хотя и являются своеобразным катализатором развития общества, сами по себе еще не гарантируют устойчивого общественного прогресса. История знает много примеров, когда кастовость в науке, чрезмерная идеологизация научных теорий, засекреченность новых знаний и недооценивание их значения приводили к тому, что научные открытия и новые технологические разработки очень слабо влияли на жизнь и развитие потребностей широких слоев общества, безнадежно устаревали, доходя до массового потребителя.

Т. Г. Зимаскова, рассматривая закономерности жизненного цикла знания, выделяет в индустрии знаний четыре основных взаимосвязанных отрасли:

- наука – отрасль генерирования новых знаний;

- культура – отрасль гуманизации знаний и подготовки человеческого сознания к восприятию и применению нового;

- образование – отрасль распространения знаний;

- инноватика – отрасль практического применения знаний.

Каждое знание имеет определѐнный жизненный цикл, в течение которого знание развивается, последовательно проходя фазы зарождения, роста, зрелости, спада и отмирания. Условно говоря, зарождение знания связано с научными открытиями, рост – с разработкой путей их практического использования, зрелость – с совершенствованием и тиражированием технологий.

Спад начинается, когда технологии, разработанные на основе нового знания, приближаются к пределу возможностей для их совершенствования. Отмирание знания происходит постепенно как утрата его востребованности в различных сферах человеческой деятельности. Т. Г. Зимаскова указывает, что для наиболее эффективного развития индустрии знаний каждый новый цикл должен начинаться тогда, когда предыдущий находится в фазе зрелости.

Наука, культура, образование и инноватика, являясь взаимосвязанными отраслями индустрии знаний, весьма специфично взаимодействуют при осуществлении инноваций в образовании. С одной стороны, образование осуществляет распространение знаний, с другой – является объектом применения новых знаний для совершенствования этого процесса. С одной стороны, новые достижения педагогической науки способствуют совершенствованию образовательного процесса, с другой – степень этого влияния науки на практику зависит от подготовленности участников образовательного процесса к восприятию и применению нового. С одной стороны, инновационная практика в образовании обогащает науку и культуру новыми знаниями, с другой – опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении предполагает серьезные ограничения в пространственно-временных рамках и способах воздействия.

Система образования «не только передает информацию последующим поколениям, но и формирует специалиста, адекватного требованиям общества». Таким образом, прослеживается устойчивая взаимосвязь между инновационной активностью общества (иначе говоря, инноватикой вообще как отраслью функционирующей в обществе индустрии знаний) и инновационными процессами в образовании.

Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. Так, во времена Сократа метод сократических бесед был инновационным, Я. А. Коменский создал инновационную для своего времени дидактику и классно-урочную систему обучения, А. Дистервег выдвинул и обосновал инновационный в то время принцип культуросообразности образования и т. д. В российском и советском образовании инновационные процессы нашли отражение в педагогическом опыте К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, учителей-новаторов: Ш. А. Амонашвили, Н. Н. Дубинина, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова и др.

В современном образовании инновации приобретают все более широкое распространение. Инновационная деятельность в российской школе актуализируется кризисным состояние системы образования в стране. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.

Слово инновация в переводе означает «нововведение, обновление, новинка» (от лат. in – «в» и novus – «новое»). Хотя инновация означает привнесение новизны, говоря об инновациях в образовании, разные авторы неодинаково трактуют это понятие. Отличия проявляются главным образом в определении степени новизны, направленности и результата новшества. Существующие в отечественной педагогической науке определения инноваций отражают, в основном, три наиболее признанных подхода.

Согласно первому из них, инновации в образовании – это изменения на основе нововведений (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, И. П. Подласый, и др.). Критерием инновационности является новизна (по принципу «известно – неизвестно», «было – не было») [10]. Таким образом, инновацией можно назвать любое новшество, а оценка эффективности инновации может выражаться в градации от «приводящая к позитивным изменениям в образовании» до «негативно влияющая на образовательный процесс».

Второй подход (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова и др.) рассматривает инновации в образовании как введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учеников.

В русле этого подхода инновацией в образовании можно считать лишь нововведения, ведущие к позитивным изменениям в той образовательной системе, в которой они применяются.

Суть третьего подхода заключается в том, что инновацией может считаться не всякое оптимизирующее образовательную систему привнесение новизны. Так, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков и Н. П. Капустин считают необходимым разграничивать понятия «инновация», «нововведение» и «новшество». По их мнению, инновация есть привнесение новизны в содержание и организацию, нововведение – привнесение нового только в организацию процесса, а новшество несет в себе сущность нового способа, методики, технологии.

Синтезируя наиболее признанные научно-педагогической общественностью трактовки термина «инновация», мы определяем инновацию в образовании как введение нового в цели, содержание и организацию управляемого процесса с целью развития образования и оптимизации образовательной системы.

Деятельность, направленная на осуществления инновационных процессов, получила название инновационной деятельности. Деятельность с целью создания, освоения и использования педагогических новшеств, мы считаем целесообразным в дальнейшем называть инновационно-педагогической.

Рассматривая проблему инновационной деятельности, Н. Н. Тулькибаева, отмечает, что инновационные процессы в образовании зарождаются внутри его фундаментальных закономерностей, среди которых выделяются:

- структурные закономерности (например, зависимость содержания образовательного процесса от его целей, наличие определенных связей между дидактической целью и типом урока и др.);

- системные (к ним относятся единство преподавания и учения, единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в учебном процессе и др.);

- эволюционные (связанные с изменением свойств образовательного процесса по мере его развития);

- функциональные (проявляющиеся в реализации различных функций педагога и ученика);

- информационные (отражающие зависимость различных компонентов образовательного процесса от информационно-культурного пространства, в котором он протекает).

Образование как социально обусловленный процесс основывается на объективно существующих противоречиях, которые при определенных условиях становятся его движущими силами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации, происходящие в нем. Главное, наиболее общее противоречие – это противоречие между постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении, воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благ человеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы в удовлетворении этих потребностей – с другой.





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Предпосылки и свойства инновационного процесса в образовании

Автор: Ольга Геннадьевна Глушкова

Дата: 29.12.2020

Номер свидетельства: 568953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Информационная карта инновационного педагогического опыта "
    ["seo_title"] => string(67) "informatsionnaia-karta-innovatsionnogho-piedaghoghichieskogho-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "175714"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424293732"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Статья «Метод проектов как средство развития познавательной активности дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_poznavatiel_noi_aktivnosti_dosh"
    ["file_id"] => string(6) "351256"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477133106"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства