Просмотр содержимого документа
«Предпосылки и свойства инновационного процесса в образовании»
Предпосылки и свойства инновационного процесса в образовании.
Приобретение, распространение, усвоение и практическое применение новых знаний в человеческом обществе является необходимым условием прогресса, именно способность познавать мир, делиться новыми сведениями о себе подобных, накапливать знания и использовать их себе на благо позволяет человеку быть созидателем, преобразователем. Вместе с тем, знания, хотя и являются своеобразным катализатором развития общества, сами по себе еще не гарантируют устойчивого общественного прогресса. История знает много примеров, когда кастовость в науке, чрезмерная идеологизация научных теорий, засекреченность новых знаний и недооценивание их значения приводили к тому, что научные открытия и новые технологические разработки очень слабо влияли на жизнь и развитие потребностей широких слоев общества, безнадежно устаревали, доходя до массового потребителя.
Т. Г. Зимаскова, рассматривая закономерности жизненного цикла знания, выделяет в индустрии знаний четыре основных взаимосвязанных отрасли:
- наука – отрасль генерирования новых знаний;
- культура – отрасль гуманизации знаний и подготовки человеческого сознания к восприятию и применению нового;
- образование – отрасль распространения знаний;
- инноватика – отрасль практического применения знаний.
Каждое знание имеет определѐнный жизненный цикл, в течение которого знание развивается, последовательно проходя фазы зарождения, роста, зрелости, спада и отмирания. Условно говоря, зарождение знания связано с научными открытиями, рост – с разработкой путей их практического использования, зрелость – с совершенствованием и тиражированием технологий.
Спад начинается, когда технологии, разработанные на основе нового знания, приближаются к пределу возможностей для их совершенствования. Отмирание знания происходит постепенно как утрата его востребованности в различных сферах человеческой деятельности. Т. Г. Зимаскова указывает, что для наиболее эффективного развития индустрии знаний каждый новый цикл должен начинаться тогда, когда предыдущий находится в фазе зрелости.
Наука, культура, образование и инноватика, являясь взаимосвязанными отраслями индустрии знаний, весьма специфично взаимодействуют при осуществлении инноваций в образовании. С одной стороны, образование осуществляет распространение знаний, с другой – является объектом применения новых знаний для совершенствования этого процесса. С одной стороны, новые достижения педагогической науки способствуют совершенствованию образовательного процесса, с другой – степень этого влияния науки на практику зависит от подготовленности участников образовательного процесса к восприятию и применению нового. С одной стороны, инновационная практика в образовании обогащает науку и культуру новыми знаниями, с другой – опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении предполагает серьезные ограничения в пространственно-временных рамках и способах воздействия.
Система образования «не только передает информацию последующим поколениям, но и формирует специалиста, адекватного требованиям общества». Таким образом, прослеживается устойчивая взаимосвязь между инновационной активностью общества (иначе говоря, инноватикой вообще как отраслью функционирующей в обществе индустрии знаний) и инновационными процессами в образовании.
Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. Так, во времена Сократа метод сократических бесед был инновационным, Я. А. Коменский создал инновационную для своего времени дидактику и классно-урочную систему обучения, А. Дистервег выдвинул и обосновал инновационный в то время принцип культуросообразности образования и т. д. В российском и советском образовании инновационные процессы нашли отражение в педагогическом опыте К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, учителей-новаторов: Ш. А. Амонашвили, Н. Н. Дубинина, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова и др.
В современном образовании инновации приобретают все более широкое распространение. Инновационная деятельность в российской школе актуализируется кризисным состояние системы образования в стране. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.
Слово инновация в переводе означает «нововведение, обновление, новинка» (от лат. in – «в» и novus – «новое»). Хотя инновация означает привнесение новизны, говоря об инновациях в образовании, разные авторы неодинаково трактуют это понятие. Отличия проявляются главным образом в определении степени новизны, направленности и результата новшества. Существующие в отечественной педагогической науке определения инноваций отражают, в основном, три наиболее признанных подхода.
Согласно первому из них, инновации в образовании – это изменения на основе нововведений (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, И. П. Подласый, и др.). Критерием инновационности является новизна (по принципу «известно – неизвестно», «было – не было») [10]. Таким образом, инновацией можно назвать любое новшество, а оценка эффективности инновации может выражаться в градации от «приводящая к позитивным изменениям в образовании» до «негативно влияющая на образовательный процесс».
Второй подход (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова и др.) рассматривает инновации в образовании как введение нового в цели, содержание, формы и методы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учеников.
В русле этого подхода инновацией в образовании можно считать лишь нововведения, ведущие к позитивным изменениям в той образовательной системе, в которой они применяются.
Суть третьего подхода заключается в том, что инновацией может считаться не всякое оптимизирующее образовательную систему привнесение новизны. Так, Т. И. Шамова, П. И. Третьяков и Н. П. Капустин считают необходимым разграничивать понятия «инновация», «нововведение» и «новшество». По их мнению, инновация есть привнесение новизны в содержание и организацию, нововведение – привнесение нового только в организацию процесса, а новшество несет в себе сущность нового способа, методики, технологии.
Синтезируя наиболее признанные научно-педагогической общественностью трактовки термина «инновация», мы определяем инновацию в образовании как введение нового в цели, содержание и организацию управляемого процесса с целью развития образования и оптимизации образовательной системы.
Деятельность, направленная на осуществления инновационных процессов, получила название инновационной деятельности. Деятельность с целью создания, освоения и использования педагогических новшеств, мы считаем целесообразным в дальнейшем называть инновационно-педагогической.
Рассматривая проблему инновационной деятельности, Н. Н. Тулькибаева, отмечает, что инновационные процессы в образовании зарождаются внутри его фундаментальных закономерностей, среди которых выделяются:
- структурные закономерности (например, зависимость содержания образовательного процесса от его целей, наличие определенных связей между дидактической целью и типом урока и др.);
- системные (к ним относятся единство преподавания и учения, единство образовательной, воспитательной и развивающей функций в учебном процессе и др.);
- эволюционные (связанные с изменением свойств образовательного процесса по мере его развития);
- функциональные (проявляющиеся в реализации различных функций педагога и ученика);
- информационные (отражающие зависимость различных компонентов образовательного процесса от информационно-культурного пространства, в котором он протекает).
Образование как социально обусловленный процесс основывается на объективно существующих противоречиях, которые при определенных условиях становятся его движущими силами. Именно противоречиями образовательного процесса обусловлены инновации, происходящие в нем. Главное, наиболее общее противоречие – это противоречие между постоянно растущими социальными и личностными потребностями в освоении, воспроизводстве и приумножении духовных богатств и материальных благ человеческой культуры с одной стороны и возможностями образовательной системы в удовлетворении этих потребностей – с другой.