Просмотр содержимого документа
«Права ребёнка через призму сказки "Дюймовочка"»
МБОУ «Малодербетовская СОШ №2»
Информационный проект
ученицы 1 «А» класса
Кошелевой Анастасии Сергеевны.
Февраль 2014 год
Права ребенка
Цель работы:
доказать, что по сказке можно изучать сложные юридические документы,
изучать права человека;
знакомиться с основными правами ребёнка.
Задачи: 1) дать представление об основных правах человека через призму сказок; 2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, 4) формировать правовую культуру человека; 5) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Актуальность
Сказка может и должна использоваться как источник правоведческой информации, как способ практического применения правовых знаний школьниками. А вместе с тем выяснить как автор сказки, через героев передал нам информацию о существовавших тогда нарушениях прав человека.
Перечень прав ребёнка используемых в проекте
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 3. Право на имя.
Статья 4. Право на защиту здоровья.
Статья 5. Право на труд.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 16. Право на защиту посягательства, на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Права ребёнка. Ты живешь в семье, у тебя такие заботливые родители, такой уютный дом. Если же постучится к тебе беда, вспомни, что тебя защищает Конвенция о правах ребенка, а вместе с ней – самая главная в мире организация – ООН (Организация Объединенных Наций) В 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка» Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях. Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботится о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где врачи спасут, вылечат маленького, если он заболеет.
Изучение прав ребенка «ДЮЙМОВОЧКА»
Жила была на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось иметь ребеночка. Волшебница дала ей ячменное зерно. Женщина посадила его и оно сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебельке появился большой чудесный цветок. Цветок раскрылся, а в его чашечке сидела живая девочка. Ребенок имеет право на жизнь. Ребенок имеет право на имя. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Поэтому ее так и прозвали – Дюймовочка. Ребенок имеет право на жилище. Добрая женщина обустроила ей жилище. Нарядная лакированная скорлупка грецкого ореха была ей колыбелью, голубые лепестки фиалок – постелью, а лепесток розы – одеялом. В скорлупке спала она ночью, а днем играла на столе. Женщина поставила на стол тарелку с водой, уложила на краю тарелки венок из цветов, так что стебельки окунались в воду, а по воде плавал большой лепесток тюльпана, на котором плавала Дюймовочка. Загляденье, да и только! Ребенок имеет право на жизнь с родителями. Раз ночью лежит Дюймовочка в своей постельке, как вдруг в окно вскакивает безобразная жаба. Схватила она скорлупку с Дюймовочкой и отнесла ее на середину реки на лист кувшинки. Жаба хотела, чтобы Дюймовочка стала невестой ее сына. Проснулась Дюймовочка, увидела, куда она попала, и залилась горючими слезами: уж очень ей захотелось к маме вернуться! Ребенок имеет право на защиту жизни. Маленькие рыбки, что плавали в речке, увидели такую хорошенькую девочку, жалко им стало ее. Нет, этому не бывать! Сгрудились рыбки внизу у стебля, на котором держался лист, перегрызли стебель, вот и уплыл лист вниз по речке вместе с Дюймовочкой далеко-далеко. Красивый белый мотылек все время увивался вокруг нее и наконец, уселся на лист – очень уж приглянулась ему Дюймовочка. Сняла с себя поясок Дюймовочка и одним концом обвязала мотылька, а другой привязала к листу, вот лист и поплыл еще быстрее. Ребенок имеет право на отсутствие дискриминации. Тут прилетел большой майский жук, обхватил ее лапкой и унес на дерево. Ах, как перепугалась бедняжка! А майский жук накормил ее сладкой цветочной пыльцой и сказал, что она прелесть как хороша, хоть совсем и не похожа на других майских жуков. Но когда к ним пришли с визитом другие майский жуки, они презрительно воротили усики и говорили: У нее только две ножки! Смотреть жалко! У нее нет усиков! Жук подумал, и не захотел больше держать ее у себя. Ребенок имеет право на защиту здоровья. Все лето прожила Дюймовочка одна в лесу. Но прошло лето и осень, и настала зима – долгая и холодная. Ужасно зябла бедняжка, вот-вот заболеет. У самого леса было поле. Побрела Дюймовочка по полю и пришла к дверям полевой мыши, маленькой норке под стерней.- Ах ты бедняжечка! – сказала полевая мышь. По правде сказать, она была добрая старая мышь.- Ну, заходи ко мне в тепло да поешь со мною! А то заболеешь. Ребенок имеет право на труд. Понравилась Дюймовочка мыши, вот та и говорит: Можешь оставаться у меня на всю зиму, только убирай хорошенько мою комнату да рассказывай мне сказки, я до них большая охотница. И Дюймовочка стала делать все, что велела ей добрая старая мышь, и было ей очень хорошо. Ребенок имеет право на отдых. Вскоре к ним в гости пришел сосед крот. Дюймовочка спела для него песенку, и крот влюбился в нее из-за ее прекрасного голоса. Совсем недавно прорыл крот длинный ход от своего дома к дому полевой мыши и позволил мыши с Дюймовочкой гулять по нему сколько угодно. Именно здесь нашла Дюймовочка ласточку, которая окоченела от холода. Дюймовочка всю зиму ухаживала за ласточкой, а когда наступила весна, и солнце пригрело землю, попрощалась с ней и открыла дыру в потолке, которую проделал крот. И ласточка улетела. Ребенок имеет право на свободу совести. Ребенок имеет право на свободу слова. А старая добрая мышь задумала выдать Дюймовочку замуж за старого крота. Все лето Дюймовочка готовила себе приданное. Но вот пришла осень, и все было готово к свадьбе. Заплакала Дюймовочка и сказала, что не хочет выходить замуж за скучного крота. - Не вздумай капризничать, не то укушу тебя своим белым зубом! Ребенок имеет право на получение информации. Но тут появилась ласточка, она увидела Дюймовочку и сказала ей: - Зима не за горами и я улетаю далеко за теплые края. Хочешь лететь со мной? Мы улетим с тобой от гадкого крота за далекие горы, в теплые края, где солнце светит, где никогда не кончается лето , и цветут чудесные цветы. Летим со мной, милая Дюймовочка! Ребенок имеет право создавать семью. - Да, я полечу с тобой! – ответила Дюймовочка. И ласточка перенесла ее в теплые края. Дюймовочка спустилась на один из цветков, чтобы найти себе домик. Но что за диво! В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, будто из стекла. На голове у него чудесная золотая корона, за плечами пара чудесных светлых крылышек. Это был король эльфов. Он был так очарован Дюймовочкой, что сразу предложил Дюймовочке стать его невестой. «Вот это муж так муж!» – подумала Дюймовочка и согласилась. Ребенок имеет право на гражданство. Тогда на спину Дюймовочке прикрепили крылья. И страна эльфов стала ее родным домом.
Вывод
В своем информационном проекте мы изучили сказку «Дюймовочка». В сказке мы видим большое количество нарушений прав человека.
Самой часто нарушаемыми статьями являются право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд. Но все равно рано или поздно в сказке обидчики будут наказаны, а добро восторжествует.
И этим сказка отличается от реальности.
Сказки прививают нам навыки правовой грамотности, мы узнаем о своих правах через сказочных героев, учимся защищать себя в правовых ситуациях.