kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-значимый проект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико - значимый проект

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практико-значимый проект»








Итоговый практико-значимый проект


Тема: «Реализация ФГОС НОО в современной России.

Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»








Слушательницы:

Журавлёвой О.В.

Руководитель:

к.п.н.,доцент Онищенко Е.В.







Актуальность.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.

В "Концепции модернизации российского образования», указывается то, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В условиях реализации ФГОС начального общего образования наиболее актуально звучит проблема как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решает проблему активной социализации личности формирование коммуникативной компетенции средством групповой формы работы. Успех педагогической деятельности по развитию коммуникативной компетенции во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов. Он необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.

Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности

посредством групповой формы работы

В соответствии с целью определены следующие задачи проекта:

1)изучение и анализ научно-методическую литературу по теме проекта;

2)определение оптимальных условий формирования коммуникативной компетентности посредством групповой формы с младшими школьниками;

3)показ места и роли групповой формы работы в формировании коммуникативной компетентности средствами учебных предметов в УМК «Школа России»;

4)разработка конспекта занятия «Мир деятельности» с первоклассниками

по знакомству с правилами групповой работы;

5)анализ, результативность, перспективность.

Практическая значимость

Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных общеобразовательных школ при проведении групповой работы в урочной и внеурочной деятельности учащихся.




Теоретическая значимость формирования коммуникативной компетентности средством групповой формы работы.


Коммуникативная компетентность выступает как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное и эмоционально благоприятное (психологически комфортное) для участвующих сторон. В её структуре выделяются следующие компоненты (подход по И.А.
Зимней):

  • когнитивный,

  • ценностно-смысловой,

  • личностный,

  • эмоциональный,

  • поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

-содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

-все компоненты должны быть включены в работу;

-более эффективным считается занятие (урок), обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Формирование коммуникативной компетентности максимально реализуется средством групповой формы работы. Главная ее идея- учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.

Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга).

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • по желанию

  • случайным образом

  • по определенному признаку

  • по выбору «лидера».

  • по выбору педагога.


1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

Разделитесь на группы по … человек.

Разделитесь на … равные группы.



2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).


4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Существуют различные формы групповой работы

  • «Динамическая пара»

  • «Мозговой штурм»

  • игра «Продолжи»

  • «Охота за сокровищами»

  • «Снежный ком»

  • «Пазлы»

  • «Зигзаг»

  • «Пчела»

и другие.

Динамическая пара.

Это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей.

Соблюдается жесткий регламент.

Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады,сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.



Зигзаг.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе.

Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:

1. Учащиеся работают в группах (4-6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.

Советы учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума;

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Групповая форма организации работы имеет немало достоинств, или плюсов:

  • повышается учебная и познавательная мотивация;

  • снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;

  • в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;

  • улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.




ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Открытое мероприятие на районном семинаре – «Экологическая конференция», получившая высокую оценку со стороны всех коллег и администрации района.



Заключение


Таким образом, групповая форма работы на уроке с младшими школьниками вызывает положительное отношение к учению – действенному, осознанному, ответственному, позволяет решать главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.

Она формирует умение слушать других, высказывать свое мнение, активизирует познавательную деятельность, способствует умению общаться. Она является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции.

Групповая форма работы в обучении направлена максимально на развитие коммуникативных свойств личности. У учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на нее своими глазами и глазами других ребят.

Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.
























Список литературы


1.Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. [Текст] / И.Н. Агафонова. - М., 2009г.


2.Воронцов, А.Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (начальные классы). [Текст]/ А.Б.Воронцов. - М., 2000г.


3.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников. [Текст] / Л.Н. Булыгина. - М.,2010г.


4.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А.Г.Асмолов. - М.,2010г.


5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.


6.http://www.proshkolu.ru/user/okatova54/file/2423979/[Электронный ресурс].


7.http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251[Электронный ресурс].


8.http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm[Электронный ресурс].






10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Практико-значимый проект

Автор: Журавлёва Ольга Викторовна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437447


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства