kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практико-ориентированный мониторинг формирования регулятивных УУД в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний,

умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления. Перспектива дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на разных этапах урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный мониторинг формирования регулятивных УУД в начальной школе.»

Практико-ориентированный мониторинг формирования регулятивных УУД в начальной школе.


О.Н. Куржева


В современном мире, обществе, для успешного существования человек должен : уметь планировать свою жизнь, уметь ставить себе цель, прогнозировать возможные ситуации, осуществлять контроль.

Достижение этих целей становится возможным благодаря формирова-

нию регулятивных действий.

В младшем школьном возрасте актуальным является формирова-

ние такого важного компонента учебной деятельности как само-

контроль. Самоконтроль-умение самостоятельно находить собствен-

ные ошибки, намечать пути их устранения.

Развитие внутреннего плана действий и рефлексии, усиление произвольности психических процессов в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-корректировочных и контрольно-оценочных действий самими школьниками.

Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний,

умений и навыков, предусмотренных программой, стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления. Перспектива дальнейшей работы по данной тематике видится в поиске более эффективных методических приемов формирования самоконтроля на разных этапах урока.

Наиболее эффективные приемы формирования орфографического самоконтроля.

В своей работе я использую наиболее эффективные приемы формирования самоконтроля:


Орфографическое проговаривание.


Оно помогает детям писать без пропусков и искажений, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списанного, если оно сопровождается подчеркиванием каждого прочитанного слога дужкой.


Выделение орфограмм зеленой пастой.


Данный прием помогает детям писать без ошибок. Зеленый цвет появляется в тетрадях учеников с первого класса, как только появляется первое правило. Зеленой пастой выделяем такие орфо-

граммы:

  • большая буква в начале предложения, в именах собственных;

  • знаки препинания в конце предложения;

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк_чн;

  • разделительный ъ, ь,ь-показатель мягкости;

  • двойные согласные.


Комментированное письмо с указанием орфограмм.


При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля. Ученик не только фиксирует, но и объясняет правописание.

  • проговариваю;

  • определяю орфограмму;

  • вспоминаю правило;

  • применяю его;

  • пишу;

  • проверяю.


Поиск орфограмм в чистом тексте.


Карточка состоит из текста , из которого следует выписать слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ- это карточка без текста, но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они обнаруживаются при наложении ключа на текст. Такие карточки позволяют самостоятельно проверить результат работы.


Работа с «Орфографическим словариком».


Работаем над одной группой слов неделю. В первый день знакомимся со словами( используются стихи, картинки, загадки и т. д.). Прогова-

риваем хором, затем по одному , выделяя «трудное» место.В тетрадь записываем слова зеленой пастой столбиком,пропустив «опасное» место, ставим ударение. Вставляем пропущенные буквы, проверяем слово по словарю. На второй день-списывание с доски слов с пропущенной безударной гласной с комментированием. На третий день-индивидуальная работа со словариком. На четвертый-дети пишут слова под диктовку с последующей проверкой и взаимопро-

веркой. На пятый день-проверка усвоения этих слов.


Индивидуальная карта самоконтроля.


Карта самоконтроля- эффективный способ развития самооценки, самоконтроля, самопроверки, творческой самостоятельности.

Проверка всех видов работ производится на самом уроке самим учеником посредством самопроверки вследствие комментирования и объяснения отвечающего ученика, взаимопроверки, проверки некоторых видов работ учителем. Каждый вид работы имеет свою оценку, которую ученик выставляет непосредственно после ее определения в конец тетради, где разлинована карта самоконтроля.

Общая оценка за урок должна быть подтверждена контрольной итоговой работой, которую учитель проверяет сам.


Дидактическая игра.


В ходе игры дети незаметно для себя выполняют упражнения, где им необходимо сравнивать свою работу с образцом учителя, оценивать свои ответы, контролировать друг друга.


  1. «Третий лишний».

  2. Вычеркни «лишние» слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница,лесной.

  3. «Назови ошибку».

Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море,вышла,ученик.


  1. «Орфографический мячик».

Дети становятся в круг. Учитель бросает мячик, произнося слово орфоэпически, ученики , отбрасывая мяч, произносят орфографически, четко артикулируя. Остальные произносят словарное слово шепотом. Потом дети записывают эти слова по памяти. Затем проверяют с записью на доске.


  1. «Корректор».

Детям предлагается исправить ошибки в словах, которые «плохо выглядят». В случае затруднения обращаются к словарю.


  1. «Кто быстрее».


Дети находят слова в тексте на изученную орфограмму.


Приемом формирования самоконтроля является диктант.

Я использую на уроках русского языка различные диктанты, которые способствуют лучшему усвоению материала, развивают познавательные процессы, учат самоконтролю. По особенностям самоконтроля можно выделить диктанты:

Предупредительный.


Объяснительный.


Диктант с постукиванием(не контрольный).


Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.


Диктант-игра «Кто больше запомнит».


Диктант по методике Л.П.Федоренко. Учитель произносит цепочку слов, например из трех-пяти слов. Дети записывают то, что запомнили. Затем сверяют с записью на доске или в учебнике.


Кокографические упражнения.


Упражнения в нахождении и исправлении специально допущенных ошибок. Дети не только находят ошибки, но и определяют вид ошибки.

  • Найдите и напишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки:

  • ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

  • МИДВЕДЬЙФЫУДЖЪТ (медведь)

Приемы самоконтроля при работе над ошибками.


Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие самоконтроля при индивидуальной работе над ошибками. Учительская правка орфографических ошибок:

-неправильная буква зачеркнута;

-подчеркнуто слово с ошибкой;

-подчеркнуто слово с ошибкой, а на полях условным знаком названа часть слова с ошибкой;

-на полях поставлен знак ошибки.

Получая проверенную таким образом работу, ученик начинает работу над ошибками, имея памятку со списком изученных орфограмм и зная способы исправления ошибок.

Методы и формы самооценивания.

В процессе оценки использую разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга метапредметные и предметные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, развернутая оценка, диагностика самоконтроля.

Комплексная проверочная работа.

Результативность ее выполнения устанавливается по уровневой системе. Описание уровней раскрывает знания и умения , необходимые для выполнения работы. Тем самым у каждого ученика выявляются зоны усвоения и неусвоения.

Для развития у учеников адекватной самооценки сразу после выполнения каждой из работ им предлагается провести ее анализ по следующим трем параметрам и поставить соответствующий знак рядом с каждым заданием:

… задание выполнил(а) легко, без затруднений;

… задание выполнил(а) с некоторыми затруднениями;

… задание было для меня очень трудным, но я с ним справился(лась);

…. с заданием не справился (лась).

После проверки контрольной работы и выставления оценки провожу ее разбор. В ходе такого разбора учащимся предлагается провести анализ своей работы и ответить письменно на следующие вопросы:

  1. Какие именно недостатки в моих знаниях не позволили мне правильно выполнить все задания и привели к снижению оценки?

  2. Какие знания помогли бы мне выполнить работу полностью и получить высшую оценку?

  3. Самооценка .

  4. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки»:

  5. - Какова была цель задания?

  6. - Удалось получить результаты?

  7. - Правильно или с ошибками?

  8. - Самостоятельно или с чьей-то помощью?

  9. - Какую себе поставишь отметку?

  10. - Почему?

  11. - Каков был уровень задания?

  12. Самооценка и взаимопроверка- важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, т. к. побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции.

  13. Перед началом взаимопроверки каждый ученик дает самооценку своей работе. Значит, учащийся должен:

  14. - иметь представление о цели учебной деятельности;

  15. - иметь представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;

  16. - представлять способы достижения поставленных целей;

  17. - планировать свою деятельность;

  18. - понимать роль самооценки.

  19. Такая оценочная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимопроверки. Для этого использую :

  20. - оценочные карты;

  21. - краткие записи- обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания;

  22. Чтобы эффективно управлять обучением, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст форма контроля- оценочный лист.

Для ученика оценочный лист играет мотивированную роль .Он может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, контрольной работе и т. д.

Оценочный лист по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

2 класс: Фамилия__________________имя____________


КритерииОбразец заданияСамооценкаОценка учителяИтоговая оценка

После написания работы взаимо- или самопроверки ученик видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать. Через некоторое время работу можно повторить. Анализ результатов дает мне определить уровень усвоения материала каждым обучающимся и спланировать работу с ними.

Для учащегося оценочный лист является стимулом самообра-

зования. Смысл данной работы-сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку полученному результату, уметь оценивать себя.

Данная информация является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их образовательных траекторий.















Использованная литература:


  1. Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. «Учимся учиться и действовать» Мониторинг метапредметных универсальных учебный действий.

  2. Асмолов А.Г. «Как проектировать УУД в начальной школе»

  3. Арефьева О.М. «Особенности формирования УУД у младших школьников.

  4. Цукерман Г.А. «Оценка без отметки» М. Просвещение -2010

  5. Мельникова Е.Л. «Проблемный урок или как открывать знания с учениками». М.2016 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практико-ориентированный мониторинг формирования регулятивных УУД в начальной школе.

Автор: Куржева Ольга Николаевна

Дата: 26.07.2017

Номер свидетельства: 424476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства