Познавательная активность учащихся с ОВЗ на уроках рисования
Познавательная активность учащихся с ОВЗ на уроках рисования
Уроки рисования дают ребенку с ОВЗ знания и умения, которые нужны для полноценного развития, и для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательная активность учащихся с ОВЗ на уроках рисования»
МОУ «Дубоссарская специальная (коррекционная)
школа-интернат VIII вида»
Доклад
на тему:
«Познавательная активность учащихся с ОВЗ на уроках рисования»
Учителя начальных классов
I категории,
Фрунза Оксаны Петровны
2023 год
…Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Л.С.Выгодский
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют рисование и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре.
Согласно взглядам Л. С. Выгодского, СЛ. Рубинштейна, А. Н.Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты психических процессов и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.
В.А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни». Школьный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.
Различные изобразительные техники и средства рисования позволяют ребенку выразить чувства и эмоции, вселяют уверенность в своих силах. Если школьник владеет разными техниками и способами изображения окружающего мира, то развивается его креативность мышления и мелкая моторика рук.
Уроки рисования дают ребёнку с ОВЗ необходимые знания, которые нужны ему для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Каждый ребенок должен не только уметь рисовать, но и обладать развитым художественным вкусом, уметь видеть окружающий мир во всей красоте его линий, форм, красок.
Художественный вкус у ребенка с ОВЗ учитель должен развивать, использовать на уроках рисования, сочетание различных традиционных и нетрадиционных методов обучения с первого урока рисования до окончания школы .
Поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации работы по развитию детей с ОВЗ, повышения у них активности и интереса на данных уроках.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, школьники с ОВЗ учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, композиционно правильно располагать изображаемые предметы сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. В процессе рисования дети с ОВЗ учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Наблюдения показали, что использование традиционных и нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку с ОВЗ преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Особое место на уроке рисования уделяют нетрадиционным техникам. Они создают ситуацию успеха у школьников, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, повышают активность на уроках. Ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Для развития познавательной активности и систематизации знаний у учащихся с ОВЗ в рисовании нетрадиционными приемами и техниками учитель должен поставить задачи:
1.Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
2.Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
3.Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5.Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
На уроках, рисование с использованием нетрадиционных техник, у детей с ОВЗ развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Школьник использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску ). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Данные техники не утомляют школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Для наших детей очень важно учитывать не только различные техники по рисованию, но и развивающие технологии и принципы :
- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
- коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
1. «От простого к сложному», где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в учебный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных школьников. Важно отметить, нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Организация работы нетрадиционными техниками и приемами не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека (больше классических музыкальных произведений), видеотека.
Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться:
- впланировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- подборе оборудования и материалов;
- в применении методов и приемов работы с учащимися, исходя из их индивидуальных особенностей;
-вразработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
В работе нужно использовать такие формы организации и проведения уроков для сохранения познавательного интереса, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы работы остаются прежними: наглядный, словесный, практический.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Методы нетрадиционных техник рисования:
1. « Монотипия»
Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет.
2. «Печатание листьями»
Лист дерева покрывается красками, затем прикладывается к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху лист дерева прикрыть чистой бумагой, прогладить ладонью. Снять бумагу и лист. Отпечаток готов.
3. «Печатание бумагой».
Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на альбомный лист.
4. «Рисование ребром картона».
Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
5. «Рисование методом напыления (набрызг)»
На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.
6. «Рисование кляксами»
Акварельную краску развести водой и накапать ее в одну точку на лист бумаги. Взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны.
7. «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами»
Гуашевую краску развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить в блюдца. Ладонь с широко расставленными пальцами опустить в краску и оставить отпечаток на чистом листе.
8. «Рисование по кругу»
В рисовании принимают участие не менее трех человек. Под громко звучащую музыку каждый из детей начинает рисовать на свободную тему. При тихом звучании дети заканчивают рисование. В тот период времени, когда музыка смолкает, каждый ребенок передает свой рисунок соседу, сидящему справа от него. Как только музыка зазвучит снова, дети продолжают рисовать, но уже на листе товарища. Рисование продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не получит свой рисунок обратно.
9. «Рисование вдвоем».
Берется большой лист бумаги, чтобы удобно было рисовать вдвоем. Дети выбирают тему или сюжет рисунка, материалы для рисования. Один ребенок рисует одну часть рисунка ( например, половину вазы),а другой ребенок вторую часть рисунка( вторую половину вазы). В результате рисунок должен получиться единым. Дети должны научиться договариваться между собой.
10.«Рисование методом «тычка» (поролоновый тычок)»
На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая «пушистая» точка.
11.«Печатание спичечным коробком»
Край спичечного коробка окунается в краску и делается оттиск на бумаге. Дорисовывать детали.
12. «Пуантилизм» (ватная палочка или тонким концом кисти)
Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.
13. "Восковые карандаши + акварель"
На поверхность листа нанести рисунок восковыми карандашами. Затем раскрасить рисунок акварелью.
14. Рисование свечой (проступающий рисунок).
На лист бумаги нанести рисунок тонким концом свечи. Затем затонировать рисунок гуашевыми или акварельными красками. Рисунок нарисованный свечой незатонируется.
15. Рисование жесткой кистью (щетина).
Нарисовать карандашом или фломастером контур рисунка. Затем жесткой кистью набираем гуашь, разведенную до густоты сметаны (опускаем вертикально в гуашь). Лишнюю краску промакиваем на салфетке. Наносим краску на контур вертикальными движениями, оставляя след от кисти. Получается эффект " пушистой шерстки".
16Печать винной и пенопластовой пробкой.
Техника рисования. Налить на тонкий поролон в миске немного краски. Опустить пробку в поролон. Затем нанести отпечаток на бумагу.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». В результате работы дети должны научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрести опыт эстетического восприятия. Они должны научиться создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения. Содержание рисунков должны стать интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства.
Литература:
1.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3.О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».