Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ.
Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ.
В последние годы мы всё чаще говорим о духовности и её нехватке в нашем обществе. Страшно, что в мирное время в нашей стране есть детские дома, бездомные дети, лишённые внимания и заботы старики (особенно страшно, что у многих из них есть дети, но при этом дети не вспоминают о тех, кто их вырастил).
Может быть, причиной тому послужили годы, когда страна жила во власти марксистско-ленинских идей и построения атеистического общества или причиной послужили лихие бездуховные 90-е. Мне кажется, что сейчас уже не важно копаться в том, как мы утратили духовность, важнее найти пути её обретения.
Хорошо, что этим вопросом занялось наше государство и что в школу пытаются вернуть основы религии и светской этики. В связи с этим вводится новый курс ОРКСЭ, целью которого является: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ. »
Позитивные возможности и сложности в преподавании курса ОРКСЭ.
Учитель начальных классов
Пахомова Наталья Викторовна
ГБОУ школа 1980
ЮЗАО
Москва, 2015
В последние годы мы всё чаще говорим о духовности и её нехватке в нашем обществе. Страшно, что в мирное время в нашей стране есть детские дома, бездомные дети, лишённые внимания и заботы старики (особенно страшно, что у многих из них есть дети, но при этом дети не вспоминают о тех, кто их вырастил).
Может быть, причиной тому послужили годы, когда страна жила во власти марксистско-ленинских идей и построения атеистического общества или причиной послужили лихие бездуховные 90-е. Мне кажется, что сейчас уже не важно копаться в том, как мы утратили духовность, важнее найти пути её обретения.
Хорошо, что этим вопросом занялось наше государство и что в школу пытаются вернуть основы религии и светской этики. В связи с этим вводится новый курс ОРКСЭ, целью которого является: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения народов и культур нашей многонациональной Родины.
Мы живём в многонациональной стране. В ней исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. При очевидном недостатке объединяющих общество общенациональных идей в наши дни заметно усилилась тенденция к этническому эгоизму. Религиозные сообщества и рядовые верующие втягиваются в текущую политику, в межнациональные противоречия и конфликты. Чрезвычайно возросла угроза того, что к этим конфликтам добавятся столкновения на религиозной почве. И это очень опасно, как для страны в целом, так и для всех ее граждан.
И еще одно наблюдение: «всемирные универсальные и всепобеждающие» атеистические учения прошлого века заметно дискредитировали себя в глазах поколений, во всем мире более ощутимым стал интерес к национально-культурным и религиозным ценностям. К тому же на исходе ХХ века стало заметно, насколько человечество «устало» от созданной им самим могущественной цивилизации. Люди стали устремляться к простым, ясным и проверенным культурным ориентирам и ценностям. У многих появилась желание ощутить гармонию с природой, определить себя по отношению к Вечности. Этот факт во многом определил интерес современных европейцев и американцев к религиозно-философским учениям Востока, к уходящим корнями в глубокую древность религиям, к опыту мировых религий - буддизма, христианства, ислама. Эти тенденции в известной мере проявляются и в российском обществе.
Религии – отнюдь не только вера в Бога, богов или высшие силы. Они всегда играли и продолжают играть стержневую роль, определяя своеобразное лицо цивилизаций, стран или народов. Это происходит даже в том случае, если большинство людей, составляющих ту или иную общность, никак не определяет себя по отношению к «своей» религиозной культуре, а то забыло ее или мало знает о ней. Не обладая знаниями о религии, наши ученики не разберутся в сути многих мировых и региональных политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Без изучения религий учащимся будет трудно понять «скрытые пружины», во многом определявшие и продолжающие определять движение истории и историческую судьбу различных человеческих сообществ. Без этих знаний школьники не смогут выработать адекватное отношение к особенностям характера тех или иных этносов. Почему, например, историческая судьба народов Востока так резко отличается от судьбы народов Европы? Причин, видимо, много, но этот факт невозможно понять до конца, если не учитывать влияние восточных религий, с одной стороны, и разных направлений христианства, распространившегося среди европейцев, с другой.
Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества, поможет школьникам понять явления мировой художественной культуре. Без этого, попав в музей или галерею, они не будут чувствовать себя уверенно и комфортно. О проникновении в философские глубины творчества, обычно скрытые от суетного взора, просто не придется говорить! Заметим, что слова «культ» и «культура» имеют один корень, и это не случайно: люди научились писать, рисовать, сочинять и исполнять музыку, печатать книги, сооружать красивые здания в значительной степени потому, что хотели выразить свои религиозные чувства. Все искусство Древней Руси имеет религиозный характер. Не зная основ православия, его просто невозможно понять и оценить. Религиозные образы пронизывают творчество художников, музыкантов и писателей всех стран и эпох, придают ему глубину, смысл. Сколько произведений искусства создано, например, на библейские сюжеты! И для того, чтобы понять их, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями о содержании Библии.
Молодой человек, взрослея, сталкивается с наплывом чувственности, со злом и несправедливостью в окружающем мире. Все это требует осознания и объяснения. Людям, в том числе и молодым, свойственно искать ответы на вечные вопросы: что есть я, в чем смысл моей жизни, как возник и устроен мир, что будет со мной после смерти… Религии (каждая по-своему) отвечают на них. Следовательно, изучение религий может стать одним из путей приобщения к самым сокровенным тайнам жизни и человеческой души. Важнейшие проблемы человеческой нравственности были впервые поставлены именно в рамках религиозных учений. Можно возразить, что некоторые элементы этого наследия устарели, звучат архаично и даже, с точки зрения неверующего человека наших дней, парадоксально. Но изучение этих воззрений – полезно, поучительно и интересно. Знакомство с этической составляющей религиозного наследия ведет к более глубокому познанию самого человеческого феномена. В этом смысле, тот предмет, которым нам предстоит заниматься на уроках, теснейшим образом перекликается со всеми дисциплинами гуманитарного цикла.
В последние годы россияне стали много ездить как по стране, так и по миру. Приезжая в тот или иной национальный регион России либо в иную страну, необходимо располагать точной информацией о местных религиозных и культурных традициях. Особенно внимательным следует быть в тех регионах и странах, где религиозными законами руководствуется подавляющая часть общества. Без знаний о религиях, распространенных в нашем Отечестве и в мире, школьникам будет трудно уберечься от возможных неприятностей.
Чтобы наши дети выросли достойными и образованными людьми, им необходимо получить много знаний, в том числе и о религии.
Познавательный интерес к курсу ОРКСЭ формируется в начальной школе, поэтому нельзя упустить момент и не сосредоточить ребенка на будущее. Чтобы процесс развития духовно-зрелой личности проходил правильно необходимо направлять ученика в верное направление и подбирать методы стимулирования по его возможностям. Для начала достаточно заинтересовать ребенка, а далее развивать его самостоятельность и ответственность за самого себя и за ближних. Это основа для полноценного развития познавательного интереса у учащегося в образовательном процессе.
Рассматриваемый мною вопрос чрезвычайно важен в современном мире и требует постоянных доработок, введение каких-либо новшеств, постоянную работу преподавателя над методами и способами подачи информации.
Родители и учителя, беспокоящиеся о будущем согласятся с тем, что необходимо возрождать в наших детях духовность, которой, к сожалению, многие в нашем обществе уже лишены, что родители не всегда знают, как воспитывать в детях уважение к нравственным законам, а уроки данного курса помогут в этом.
Я думаю, ОРГСЭ помогут в формировании порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции нашей Родины.
Уроки ОРГСЭ нужны и важны и нужны они именно в рамках обязательного образования. Хочется верить, что эти уроки доброты, понимания и общения, любви к культуре своей Родины и её традициям сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но чтобы они были таковыми, нам педагогам необходимо совершенствоваться, учиться и делиться накопленным опытом. Ведь только сообща можно добиться хороших результатов.