Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий. ОПП
Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий. ОПП
Этот материал будет полезен учителям начальных классов, работающих над повышением техники чтения у учащихся младших классов. Он является результатом работы по теме самообразования и содержит обобщение тех приемов и технологий и результат их применения у учеников 2-4 классов на протяжении 5 лет. Для своей работы я использовала различные источники и имеющийся опыт учителей новаторов, применив его в своей практике. Опыт работы над темой я обобщила на областной конференции при прохождении курсов повышения квалификации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий. ОПП »
Министерство Образования и Науки РК
филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР.
Обобщение опыта учителя начальных классов
Тема: Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий
Выполнила: Павлова Людмила Алексеевна
учитель КГУ «Средняя Школа №2 с. Есиль, Осакаровского района, Карагандинской области.
Координатор курсов: Кушнир Марина Петровна
Содержание:
Введение.
Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий.
Тренировочные упражнения для совершенствования техники чтения.
Реальный результат деятельности учителя.
Заключение.
Приложение 1. Упражнения для развития речевого дыхания
Приложение 2. Урок литературного чтения в 3-м классе. Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост".
Приложение 3. Зрительные диктанты И.Т. Федоренко.
Приложение 4. Рекомендации по развитию техники чтения для родителей
«Сделать серьёзные занятия
для ребёнка занимательными –
вот задача первоначального обучения»
( К. Д. Ушинский)
Введение
Педагогическая проблема, над которой я работаю несколько лет - «Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий». На протяжении пяти лет, я старалась изучить пути решения проблемы детского чтения. Почему занялась этой проблемой, я ответила бы так: в наш век, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это не только тот предмет, которым нужно успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. По мнению психологов – на успеваемость влияют более 200 факторов. Скорость чтения является самым важным фактором из числа, влияющим на успеваемость. Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя. Процесс этот чрезвычайно трудный. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому я стараюсь использовать хорошо апробированные и новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики и новыми требованиями ГОСО РК.
ПРОБЛЕМА заключается в выборе определённых методов и приёмов, которые можно применить, чтобы предупредить нарушения техники чтения младших школьников.
ГИПОТЕЗА предполагает, что выяснение причин нарушения техники чтения школьников позволит подобрать новые методы, приёмы и средства, направленные на устранение этих причин и повышение техники чтения
ЗАДАЧИ
1. Изучить научную литературу по теме;
2. Раскрыть сущность нарушений техники чтения;
3. Провести диагностику чтения учащихся;
4. Апробировать новые методы, приёмы и средства по совершенствованию техники чтения;
5. Обобщить и проанализировать полученные данные
Повышение техники чтения у учащихся начальных классов путём применения новых технологий.
«Чтение — вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.
Своих учеников я получила из детского сада. Им было по 5 лет. Два года мы занимались по программе предшкольной подготовки, и когда моим ученикам исполнилось по 7 лет, мы вместе пошли в 1 класс. Процесс адаптации в 1классе прошёл успешно и, что очень важно, безболезненно. Опыт показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы. И, наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нём заложено.
Как же научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и осознанно? Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я обратилась к опыту новаторов, изучила литературу и поняла, что без системы упражнений, которые развивают как речь ребенка, так и его внимание, мышление, память мне не обойтись. Я использовала следующие техники и методики.
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. (Приложение 1)
Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут. Если читать постоянно и одинаково, то это со временем надоест. Я использую приём «трёх точек». При чтении детской книги мои ученики, спустя 1 минуту по моему сигналу ставят точку простым карандашом там, где остановились. Затем сами считают количество прочитанных слов. Затем я прошу читать текст дальше ещё 1минуту, и ученики тоже ставят точку карандашом. Считают количество прочитанных слов. И тоже самое делается на третьей минуте чтения. Когда этот вид чтения окончен, мы вместе подводим итоги. Обязательно у одного ученика из слабо читающих я проверяю технику чтения. Ученики отвечают на вопрос - « как я сегодня читал?». Придумываю разнообразные приёмы «жужжащего чтения»: чтение разно уровневых карточек или книжек-малышек по выбору, статей из журналов «Непоседа» и «Шишкин лес», девочки слушают-мальчики читают и наоборот.
Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.
Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняю так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и я не останавливаю их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе.
"Буксир"
Я читаю текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст шёпотом про себя, стараясь поспевать за мной. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.
Чтение со счетом слов.
Учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.
Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
«Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
«На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
Чтение по ролям.
Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.
Помимо всего прочего использую игровые технологии. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях: для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Например: «Соедини половинки слов».
1) Сделайте несколько списков слов из шести букв, разбитых пополам в две колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки слов:
2) Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.
САМО БУК ФУТ БАЛ КАП КОН ВА КА ГОН ЧАЙ
БОЛ ВЕРТ ВАРЬ НИК КОН НАЛ КА ГОН КАН ВАР
3) На уроке литературного чтения можно провести игру «Пословицы-перевёртыши»:
Я называю пословицу-перевёртыш, а вы должны догадаться о какой пословице на самом деле идёт речь, которая существует в русском фольклоре.
1. На честном человеке ботинки мокнут. (На воре шапка горит) 2. Радость ушла – заколоти дверь. (Пришла беда – отворяй ворота) 3. Трусость деревни избегает. (Смелость города берёт) 4. Чужие штаны дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу) 5. На свой хлеб закрой глаз. (На чужой каравай, рта не разевай)
6. Товарищ спасается. А тебя бросает. (Сам погибай, а товарища выручай) 7. Держи много денег, и ни с кем не дружи. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) 8. Загубил работу, сиди дома и дрожи от страха. (Сделал дело, гуляй смело) 9. Утка корове подружка. (Гусь свинье не товарищ) 10. Не надо думать, надо двадцать раз пробовать, что-то сделать. (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Зрительные диктанты И.Т.Федоренко.
Развитие навыка чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Работа над оперативной памятью веду с помощью зрительных диктантов. Такую методику предложила И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительного диктанта имеет 6 предложений. Особенность такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной - две букве, с первого по шестое.
Ребята молча читают предложение (4-7 с) и стараются запомнить. По истечении этого времени я стираю предложение, и предлагаю его записать. И так с каждым предложением из набора. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать предлагаемые предложения. (Приложение 3)
Набор деформированных предложений.
На доске расположены предложения-их необходимо «собрать»
стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
дали каши Маше манной нашей
летом одним и зимой цветом
рыбу ловят рыбаки рыбалке на
ко мне друзья пришли мои на праздник
у деда, Мороза красивые легкие сани были
любимое дерево мое белая береза
в саду в нашем расцвела клубника
мы электричке на доехали до станции
ледяная, крутая и длинная горка была
Можно ещё подобрать такие предложения, чтобы их можно было собрать в текст.
Для того чтобы заинтересовать в результате значимости собственных достижений я придумала такой результативный приём. После проверки техники чтения для поощрения хорошо читающих учеников я им вручаю «медальки – Читайки ». Получившие их размещают на парте (приклеиваем скотчем). Эти медали снимаются, если после последующей проверки техника чтения понизилась.
Реальный результат деятельности учителя.
Набрав 1 класс и обследовав учеников, я увидела, что в классе 70 % учащихся не умеют читать и не знают букв. 20 % учащихся читают по слогам, путая буквы. Они не понимают смысла прочитанного. И только у 10 % сформирован навык чтения.
Наблюдения за учащимися моего класса показали, что у них существует ряд проблем: - мал объём слуховых и зрительных восприятий; - недостаточно сформирована устойчивость внимания; - словарный запас у учащихся снижен и как следствие плохо развита речь; - слабо развит артикуляционный аппарат; - низкий уровень развития мышления и памяти; - узкий кругозор.
Как мы читаем.
Заключение.
У учащихся идёт стабильный рост темпа чтения; совершенствуется способ чтения и при переходе в 5 класс все ученики читают целыми словами; уровень понимания текста – высокий; чтение выразительное;
уменьшается количество учащихся, допускающих ошибки при чтении.
Сформированность навыка чтения в свою очередь повлияла на:
общее развитие речи, учащиеся всё чаще используют в своей речи распространенные предложения, эпитеты, сравнения; на повышение качества успеваемости; на сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
Данные результаты свидетельствуют о целесообразности использования в практике системы по работе над совершенствованием навыка чтения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Такая комплексная работа помогла значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить к нему интерес учащихся, что сказалось на конечных результатах. В ходе исследования не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.
Для развития техники чтения необходимо вести целенаправленную работу с 1 класса, подбирая задания, упражнения с учетом возрастных особенностей. Это позволяет не только формировать прочный навык беглого чтения, но и обеспечивает развитие учащихся в целом: их память, мышление, речь и т.д. Развивая навыки беглости чтения, важно помнить: мы одновременно должны развивать и познавательные психические процессы. Беглость чтения значима только в сочетании с ними. Чем правильнее чтение, тем выше его скорость. Чем быстрее идёт осмысление текста, тем успешнее работа по наращиванию темпа читаемого. Формирование навыка чтения оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие ребёнка.
При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс совершенствование техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки.
Уверена, что если целенаправленно проводить работу по формированию и развитию читательской компетентности и применять разнообразные формы и методы работы, то это будет способствовать повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, повышению техники чтения, формированию стремления к достижению более высокого результата.
Данный материал из моего опыта работы, поможет учителям начальных классов организовать работу детей на уроках литературного чтения. Все описываемые приёмы и технологии помогут повысить познавательный интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читательские навыки: умение анализировать произведение, высказывать личное отношение к прочитанному, делать выводы и обобщать
Литература. 1. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению», - Москва. Просвещение. 1991г. 2. Трубайчук Л.В. «Программа по формированию беглого и динамического чтения у учащихся начальных классов», - Челябинск. 1994г. 3. Андреев О.А., Хромов Л. Н. «Техника быстрого чтения», - Москва. Издательство «Прометей». 1990г. 4. Пальченко И.Г. «Методика быстрого чтения». – УССР. 1991г. 5. «Начальная школа Казахстана». 2004г. №2. 6. «Начальная школа». 1999г. №10. 7. Агафонова И. «Учимся думать», - Санкт-Петербург. 1996г. 8. Тихомирова Л.Р. «Развитие познавательных способностей», Ярославль. 1996г.
Приложение 1
Упражнения для развития речевого дыхания:
“Разминка”.
вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям
"Футбол".
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
"Ветряная мельница".
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
"Снегопад".
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
"Листопад".
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали.
- Положите листочки на ладошку. Сделали вдох носиком, выдох ротиком.
(дети начинают дуть на листики спокойно, продолжительно под музыку)
"Бабочка".
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
"Кораблик".
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
"Одуванчик".
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
"Шторм в стакане".
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.
Тренировочные упражнения для совершенствования техники чтения.
Артикуляционная гимнастика
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания.
Дикция - основа чёткости, понятной речи.
Чтение шёпотом и медленно:
ра-ра-ра - начинается игра
ры-ры-ры - у нас в руках шары?
Чтение тихо и умеренно:
- арка - арца
арта - арда
арла - арба
Чтение громко и уверенно:
- Моль - соль - толь - боль
- Почка - почва - почта
- Дверь - зверь - червь
Игры на звукоподражание:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра... Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда... Га, га, га!
Наши курочки в окно... Ко, ко, ко!
А как Петя-петушок
Ранним утром поутру
Нам споёт ...Ку-ка-ре-ку!
Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
-Коси, коса, пока роса.
-На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Водовоз вез воду из-под водопада.
-Говори, говори, да не заговаривайся.
-На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
-Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
-Наш дуда и туда и сюда.
-Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
-На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
-Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
-Летят три пичужки через три пусты избушки.
-В один, Клим, клин колоти.
-Каково волокно, таково и полотно
-Клюет курка крупку, курит турка трубку.
-Либретто “Риголетто”.
-Полили ли лилию, видели ли Лидию?
-Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
-Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Задание: прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно.
Приложение 2
Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема урока: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Цели:
познакомить с произведением писателя, закреплять навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
воспитывать чувство сочувствия и любовь к животным, прививать интерес к чтению.
Оборудование:
презентация,
выставка книг,
словарики настроения,
иллюстрации зайцев (беляк, русак),
пословицы,
Ход урока
1. Организационный момент.
Ребята! Начинаем урок литературного чтения, чтобы нам было интересно, каждому из вас нужно настроиться на волну успеха и вместе мы сможем сделать многое, прочитаем хором.
Просмотр видеоролика «Звуки леса» Как эти звуки относятся к нашему уроку? Что знаете о лесе? Чему будем учиться?
На уроке мы будем:
Учиться читать правильно;
Читать – думая;
Читать выразительно;
Учиться работать с текстом.
2.Дыхательные упражнения.
-Задуйте свечу. (Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу).
-сдуть с рукава пушинку;
- подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Стих. «Самолёт» (на выдохах)
Белокрылый мощный ТУ
Набирает высоту
Он летит всё выше, выше
Превратились в точки крыши
А теперь он выше туч
А теперь за облаками
Вдруг ударил солнца луч
Голубой простор над нами
Выше, выше мчится ТУ
Набирая высоту - у-у-у
3. Речевая разминка.
«Ребята - лягушата (улыбка до ушей) и слонята (собрать в трубочку)»
Свои губы прямо к ушкам,
Растяну я как лягушка.
Зелены мы как трава,
Наша песенка: « Ква-Ква».
4.Проверка домашнего задания.
-Знакомство с автором (презентация)
-Что такое сказка?
-Какие бывают сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных) по написанию? (народные, литературные или авторские).
Пересказ сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» (дети пересказывают отрывки сказки к своим иллюстрациям).
4. Беседа о зайце.
а) Словарное слово (заяц).
б) К какой группе животных относится? (звери - млекопитающее, растительноядное)
в) Это интересно! Заяц - беляк и заяц-русак. Что общего и чем отличаются?
Мы ночуем, а зайцы днюют. Запутывают следы. Делают прыжки в сторону – смётки.
б) От страха чудится то, что нет в действительности.
в) Мерещится приведение с большими глазами.
* Хвались, да не поперхнись. ( Не делай обещаний, которые не сможешь выполнить.)
- Подходят пословицы к произведению?
12. Чтение в темпе скороговорки.
-Задание перед чтением:
- Как писатель называет зайца? ( Смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый.)
- А ещё как можно назвать? (хвастливым)
13.Чтение со счетом слов.
14. Итог урока.
- Зачем такую сказку придумал писатель для дочки и записал в сборник “Алёнушкины сказки”?
- Чему учит сказка?
- А как вы думаете, у нас в классе есть такие хвастунишки?
- Продолжите: Сказка ложь, да в ней намёк…Чему научила вас эта сказка?
15. Домашнее задание.
- Прочитать сказку, пересказать от имени зайца.
Приложение 3 Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федорено)
№ п./п.
Предложения
Число букв
Время экспозиции (с)
1 2 3 4 5 6
Набор №1
Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.
8 9 10 11 11 12
4 4 5 5 5 6
1 2 3 4 5 6
Набор №2
Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез.
12 13 13 14 14 15
6 6 6 7 7 8
1 2 3 4 5 6
Набор №3
Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.
15 16 16 16 16 17
8 8 8 8 8 8
1 2 3 4 5 6
Набор №4
Дятел долбил дерево. Я хочу посадить цветы. Иней запушил деревья. Без воды цветы завянут. Пролетело жаркое лето. Возле дома посадили ель.
17 18 18 19 19 20
8 7 7 7 7 7
1 2 3 4 5 6
Набор №5
Солнышко светит и греет. Федя решал задачу у доски. Загорелась в небе зорька. На деревьях сверкал иней. Город Астана стоит на реке. В лесу собирают землянику.
20 21 21 21 22 22
6 6 6 6 6 6
1 2 3 4 5 6
Набор №6
Зимой река покрылась льдом. Мальчик подарил маме цветы. Дежурные стёрли пыль с доски. Оленеводы работают в тундре. На огород забрались цыплята. Мы жили возле берёзовой рощи.
23 23 24 24 24 24
5 5 5 5 5 5
1 2 3 4 5 6
Набор №7
Небо покрылось серыми тучами. Дети посадили во дворе акацию. Бабушка купила внуку букварь. Землю согрело тёплое солнышко. Моя сестра работает на фабрике. Ласково грело весеннее солнце.
25 25 25 26 26 26
4 4 4 4 4 4
1 2 3 4 5 6
Набор №8
Идёт дождик. Мы любим Амгуэму. Береги учебные вещи. У Андрея чистая тетрадь. Помогай своему товарищу. Солнце осветило всю землю.
1
0 14 17 20 21 22
5 7 8 10 10 10
1 2 3 4 5 6
Набор №9
Вода в море солёная на вкус. Наша страна борется за мир. Началась большая перемена. Дети ходили в лес за грибами. Руки надо мыть водой с мылом. Красивы улицы нашего города.
22 22 23 23 23 24
7 7 7 7 7 7
1 2 3 4 5 6
Набор №10
Москва – столица нашей Родины. Школьники поливают саженцы. Депутаты съехались на съезд. Надо быть честным и правдивым. Звёзды сияют на башнях Кремля. Летом наша семья жила на Волге.
24 24 24 25 25 25
5 5 5 5 5 5
1 2 3 4 5 6
Набор №11
Весело колосится густая рожь. Поля запорошило белым снегом. Мы читали интересный рассказ. Мичурин много и упорно работал. Новые дома растут очень быстро. Из машины вышел наш учитель.
25 24 25 26 26 26
4 4 4 4 4 4
1 2 3 4 5 6
Набор №12
Мальчики принесли сухих веток. В поле поспевают рожь и пшеница. Из книжки выпал листочек сирени. Дети всех стран хотят жить в мире. Свежий ветерок повеял прохладой. Сверкнула молния, и загремел гром.
26 26 27 27 28 28
4 4 4 4 4 4
1 2 3 4 5 6
Набор №13
Давно скосили и убрали луга и поля. Белка взобралась на верхнюю ветку. Солнце светило ярко, и дети купались. Весь народ гордится героями космоса. Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо. Люблю я в поле встречать восход солнца.
28 29 30 31 32 32
4 4 4 4 4 4
1 2 3 4 5 6
Набор №14
Поднялась за рекой большая серая туча. В далёкой тайге живут охотники-эвенки. Все радовались встрече с космонавтами. Разведчицы отправились в опасный путь. Дружная семья и землю превратит в золото. Обувь всегда необходимо очищать от пыли.
32 33 33 33 34 34
4 4 4 4 4 4
1 2 3 4 5 6
Набор №15
Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород. Меж редеющих верхушек показалась синева. Хороши привольные широкие степи Украины. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Нам велит трудиться школа, учит этому семья. Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.
34 35 35 36 36 37
4 4 4 4 4 4
1 2 3 4 5 6
Набор №16
В тайге водятся хищные животные: волки, рыси. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. Школьники готовятся к новому учебному году. Много работы пастухам в стаде ранней весной. На берегу моря раскинулся пионерский лагерь. Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.
36 36 37 37 38 38
5 5 5 5 5 5
1 2 3 4 5 6
Набор №17
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. Пробилась из-под земли вода, и родился родничок. Малыши очень любили слушать волшебные сказки. Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят. Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.
38 39 39 40 41 42
5 6 6 6 7 7
1 2 3 4 5 6
Набор №18
Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры. Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. Мальчик подошёл к окну и увидел за рощей строящийся дом. Только король удалился, как окружили Алёшу придворные.
42 43 44 45 46 46
7 7 7 8 8 8
Приложение 4
Рекомендации по развитию техники чтения для родителей.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техникичтения учение будет значительно затруднено, но кроме скорости, не менее важна осознанность чтения.
1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
4. Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. Ребёнку приятны изменения в скорости чтения.
5. Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш.
6. Так же развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.
7. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему. Только каждодневное упражнение в чтении способно повысить технику чтения ребёнка.