Повышение качества образования в начальной школе, проблемы и пути решения.
Повышение качества образования в начальной школе, проблемы и пути решения.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования в начальной школе, проблемы и пути решения.»
Повышение качества образования в начальной школе.
Проблемы и пути решения».
«Образование – величайшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно совершенно бесполезно»
Киплинг
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.
Из чего оно складывается?
Из высокого уровня профессионализма педагогов
Из создания комфортности в обучении школьников
Прочности знаний учащихся
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
Из материально-технического обеспечения школы.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.
Составляющие качества образования:
качество обученности школьников по образовательным областям;
качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);
качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);
качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);
качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).
Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:
• целеполаганием учащихся;
• мотивацией их деятельности;
• формированием умений учащихся;
• созданием обратных связей «учитель – ученик»;
• созданием проблемных ситуаций;
• комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.
Методическая работа в начальной школе:
следование традициям и внедрение новации;
повышение компетентности учителя;
освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;
определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;
выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;
накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;
организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.
Целевые направления:
совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;
создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;
обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;
обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;
совершенствование материально-технической базы школы.
Задачи:
обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;
формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;
создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;
организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.
Технологии и методики, применяемые в начальной школе:
технология личностно-ориентированного образования;
технология уровневой дифференциации;
технология игрового обучения;
технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);
проектная деятельность;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.
1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
2) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения у учащихся интереса к учению.
В начальном обучении широко распространены дидактические или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.
Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
3) Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности.
Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. – работа в парах, группах.
4) Учебный проект «Использование современного оборудования и технологий в построении образовательной среды на основе деятельностного метода».
5) Проект «Развитие памяти» на уроках русского языка.
6) Предметные декады в начальной школе.
7) Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Таким образом, для повышения качества образования необходимо:
использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;
продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;
активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.
Выводы:
Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта.
В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говорится:
«Жизнь – цепь, а мелочи в ней — звенья. Нельзя звену не придавать значения».
Современный учитель должен не только многое знать и уметь, но также постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, открывать перед собой новые горизонты, осваивать новые направления и активно внедрять в свою работу новые технологии.
«Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым я думаю, каждый из нас согласится.
Хочу обратиться ко всем учителям с прекрасными словами Ш.Амонашвили.
«Учитель, будь солнцем, излучающий человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в душах и сердцах!»