Просмотр содержимого документа
«Последний декабрь.»
Доклад на тему «Депортация Калмыцкого народа 28 декабря 1943г.»
«ПОСЛЕДНИЙ ДЕКАБРЬ…»
«Эх горе народное, горе живое,
Теперь на чужбине нам вечно страдать…»
Работа ученика 4»а»класса: Намсыра Ш.
Элиста 2018 год.
28 декабря… самая трагическая дата в истории моего Калмыцкого народа. История предательства со стороны той страны, которую испокон веков мой (наш) народ проливая кровь защищали всем сердцем и душой! Именно с того момента когда наш хан Аюка от лица всего Калмыцкого народа дал клятву, во что бы то ни было защищать страну, которая нас приняла, и дала территорию для жизни. Для каждого Калмыка было честью умереть за отчизну, за народ, за свою семью! Так и Наши про-Аавы, аавы, и ээҗи, доверившись властям, проливая кровь на фронте, получили посмертную награду, но не ту что “за отвагу” а другую “предатели Родины”!
“В конце декабря сорок третьего года,
Мы спали спокойно, без мыслей плохих.
Стояла холодная с ветром погода,
Не ждали прихода не тех не других…
И надо же выбрали время такое,
Когда все уснули, чтоб мигом забрать,
Эх горе народное, горе живое,
Народ этот будет в Сибири страдать!»
Всё началось с этой злостной, кровавой, бумаги, или как у нас калмыков говорят «Хар цаасн” что в переводе “чёрная бумага» тогда это было секретно, теперь то мы знаем практически всё. Вашему вниманию шокирующая статистика, и точные данные этого зверского геноцида нашего народа…
ОППЕРАЦИЯ «УЛУСЫ»
27 декабря 1943 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», а 28 декабря — постановление СНК за подписью В. М. Молотова о ликвидации Калмыцкой АССР и о выселении калмыков в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области. Операция по депортации калмыков проводилась 28 — 29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». По некоторым данным, в самый разгар войны в Калмыцкую АССР для участия в операции по выселению калмыков были командированы 2 975 офицеров. Для обеспечения перевозок населения выделено 1255 автомашин. По личному приказу Л.Берии в Калмыкию был направлен 3-й мотострелковый полк внутренних войск НКВД СССР (1226 тыс. человек). Депортация калмыков рассматривалась как мера наказания за якобы имевшее место массовое противодействие органам Советской власти, борьбу против Красной Армии, как средство урегулирования национального конфликта, возникшего с калмыками. Выселению были подвергнуты в первую очередь калмыки, проживавшие на территориях Калмыцкой АССР, Калмыцкого района Ростовской области, а также военнослужащие. В каждый вагон помещали по 40-50 человек.
Всего было сформировано 47 эшелонов.
Первым заходом было депортировано 91 919 человек. За январь 1944 года к ним присоединилось ещё 1014 человек. Между районами вселения они были распределены следующим образом: Омская область — 24 325 человека, Красноярский край — 21 164, Алтайский край — 20 858, Новосибирская область — 18 333 человек. Больше половины калмыцкого контингента в Тюменской области было расселено в её северных округах — Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Тобольском. Поскольку выселение происходило в самый разгар зимы, смертность при перевозке была чрезвычайно высокой. В местах вселения нередко вспыхивали эпидемии (сыпного тифа).
В 1944 году депортации калмыков продолжились за счет выселения тех, кто проживал вне Калмыцкой АССР. 25 марта 2536 человек из Ростовской области отправили в Омскую обл., 2-4 июня 1178 человек из Сталинградской области отправили в Свердловскую обл.
Позднее к ним присоединились демобилизованные из армии калмыки — более 15 000 человек. Cолдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на cтроительство Широковской гидроэлектростанции в Пермской области.
Женщины-некалмычки, бывшие замужем за калмыками, также брались на учёт и подвергались всем положенным репрессиям. В то же время калмычек, вышедших замуж за некалмыков, на учёт не брали.
Труд депортированных калмыков использовался в сельском хозяйстве, на лесоповале, но чаще всего — в промышленном рыболовстве; многовековой опыт калмыцкого народа в области животноводства, в особенности отгонного, оказался невостребованным.
С момента депортации и до апреля 1946 года значилось 14 343 умерших калмыцких поселенцев. При этом рождаемость среди калмыков была крайне низкой. Из 97-98 тысяч депортированных калмыков в ссылке с 1943 по 1950 годы умерло более 40 тысяч человек Общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности. По сводкам отдела спецпоселений НКВД СССР на учёте в 1950 году числилось всего 77 943 переселенца-калмыка, включая рождённых в период депортации.
Депортация калмыцкого народа автоматически привела к ликвидации национальной автономии. В 1944 году Калмыцкая АССР прекратила свое существование. Её районы вошли частично в административное подчинение соседних областей, Ставропольского края. Западный и Яшалтинский улусы (последний переименован в Степновский) вошли в состав Ростовской области, г. Элиста (переименована в г. Степной) и прилегающие улусы Приютненский, Кетченеровский, Черноземельский, Троицкий, Юстинский, Приволжский, Каспийский — в состав Астраханской области, Малодербетовский, Сарпинский улусы — в состав Сталинградской области. Калмыцкие названия улусов и их центров, а также отдельных населенных пунктов заменялись русскими названиями.
Позднее районы с калмыцким населением ликвидировались и в других местах. 9 марта Калмыцкий район Ростовской области был упразднен и территориально разделен между Мартыновским, Романовским, Зимовниковским и Пролетарским районами.
На основе решения СНК СССР от 14 октября 1943 года. Наркомзему перешло от 23541 хозяйств калмыков 120622 головы скота. Всего же колхозы и колхозники республики оставили 173 тыс. голов скота, из них крупного рогатого скота — 80 тыс. голов, овец — 10400, рабочего скота — 9 тыс. голов. Скот оставался только в бывших совместных русско-калмыцких колхозах. Остальной передавался в распоряжение Украинской ССР и близ расположенных областей Российской Федерации. Однако наблюдалось катастрофическое сокращение поголовья скота, так как почти повсюду отсутствовала кормовая база, не хватало рабочих-животноводов.
В ноябре 1948 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной Войны», суть которого состояла в том, что репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения ужесточался ещё более. Документ предусматривал за самовольный выезд из мест поселения 20 лет каторжных работ.
Только через 13 лет (в 1957 году) автономия калмыцкого народа указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 января 1957 года была вновь восстановлена, но не в полном объёме, так как, до настоящего времени, несколько районов отошедших к соседним областям так и не были возвращены в состав Калмыцкой Республики.
Не большой личный анализ.
Если делать подробный доклад, то конечно на это уйдут целые тома страниц в длину целых 13 лет. Почему? За что? В силу своего возраста я может быть догадываюсь, но всё же не осмелюсь об этом писать. Да и не хочу, потому что если окунёшься полностью в эту трагическую тему, то без слёз не обойдёшься. На мой взгляд, мы Калмыки потеряли раньше свободу, и случилось это тогда, когда мы осели, и перестали кочевать… Мы подчинились «системе» а систему ещё ни кому не удавалось поломать…
Из воспоминаний моей Ээҗи.
Ээжа попала в сибирь совсем маленькой девочкой. И как все её современики столкнулась и победила саму «смерть». Ээҗа рассказывала что очень хотелось есть, а еды практически не было. Просить милостынь не было у кого. Так как всех местных заранее дезинформировали о том что в их земли везут настоящих людоедов. Местные боялись даже смотреть в нашу сторону, говорила Ээҗа. Однажды мы с ребятами, залезли в сарай к местным и по несколько кортошинок притащили домой, как потом оказалось это была мёрзлая картошка, но мы всё равно её ели. Ээҗа много рассказывала о жизни в Сибири, но этот случай я запомню на всю жизнь. Однажды у местных сдохла свинья, так как они (местные) были наслышаны о нас, они просто брали различные в том числе и просроченные лекарства полностью разливали это всё на сдохшую свинью и только потом закапывали. Но нас, вспоминала Ээҗа, это не останавливало. Мы поздно ночью, когда все засыпали, ползком добирались до этого места, выкапывали свинью и затаскивали в дом, так как было очень холодно, то свинья была в полной свежести. За тем взрослые тщательно отмывали, промывали умершее животное, и несколько дней мы питались настоящим мясом… На этом я прерву свой рассказ, так как мне очень больно даже представить эту и миллионы других историй, которые пережил наш калмыцкий народ….
Заключение
Каждый год в Элисте у мемориала «Исход и возвращение» проходит траурный митинг, к которому по традиции горожане и гости столицы возложат цветы и венки. Так же разворачивают «Полотно памяти», на которое в предшествующие дни каждый житель республики мог внести имена своих родных и близких, ставших жертвами массовой репрессии. Мы должны помнить, и никогда не забывать о тех, кто ценой своей жизни, выжили! Выжили для того что бы мы жили в мирной стране, чтобы мы поднимали свой народ. Вечная память «жертвам Сталинских репрессий».
«Они садились в "мёртвые" вагоны, никто не верил,что быть может так, С Героев рвали звезды и погоны, людей как скот сгоняли в буерак. Промозглой ночью,тихо еле слышно, в Сибирь в ночи тянулись поезда. Народ молчал,он понимал,что поздно, не верил он,что это навсегда. И в этих сложных,бесчеловечных муках, пройдя всю жизнь заново,с листа, Калмык-Ты выжил и родился снова, и жизнь пронес на собственных руках!»