Просмотр содержимого документа
«Помогает ли наличие карманных денег социальному воспитанию ребенка»
Помогает ли наличие карманных денег социальному воспитанию ребенка?
Действительно, становясь взрослым, ребенок все равно как-то сам, естественным путем разберется с финансовыми вопросами. Правда, есть все-таки опасение. Пустив этот процесс на самотек, не вредим ли мы детям, не упускаем ли чего-то важного в их развитии. Например, можем ли мы быть уверенными, что у ребенка само по себе сформируется правильное отношение к деньгам, что не разовьются алчность, жадность или, наоборот, расточительность? И что, собственно такое «правильное отношение к деньгам»? А может быть, мы просто не знаем, как подступиться к сложной задаче передачи своему ребенку навыков взрослой жизни? Особенно задача обучения детей обращению с деньгами становится явной, когда мы говорим о детях, имеющих нарушения в развитии или ограниченные возможности здоровья. Ведь в этом случае, приходится учитывать:
сенсорные проблемы — ребенку нужно уметь на ощупь найти кошелек в сумке или в кармане и вынуть из него банкноты или монеты, что совсем непросто, если у ребенка есть нарушения в сенсорной сфере (сфере ощущений);
проблемы визуального восприятия — нужно научить ребенка прежде всего отличать монеты от купюр, различать монеты, похожие по форме, но разного достоинства;
умение отличать деньги от других объектов в кошельке: квитанций, кредитных карточек и т. д.;
сформированность базового представления о деньгах, то есть ребенок должен знать, что на деньги можно обменивать товары и услуги.
Кроме того, ребенок должен понимать ценность предметов, то есть уметь оценить, что дороже, а что дешевле, например, карандаш, шоколадка или компьютер. Только после этого уже можно говорить об:
арифметических навыках — умении посчитать стоимость товаров и сдачу;
организационных навыках — например, полезности ведения списков покупок;
умении планировать бюджет, расставлять приоритеты, принимать решения;
о социальных навыках — умении говорить с продавцами, кассирами и др.
Наши западные соседи считают, что умение распоряжаться деньгами является одним из самых важных навыков, которым стоит научить своих детей, что к проблеме финансового воспитания детей нужно подходить основательно, что правильное отношение ребенка к деньгам формирует личность, учит самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Впрочем, несмотря ни на какие взгляды на степень важности воспитания «финансовой грамотности» у детей, очевидно, что отношение ребенка к деньгам формируют, воспитывают родители. Именно перед родителями стоит задача выработать у ребенка разумное отношение к материальной стороне жизни. Американские психологи советуют прежде всего родителям договориться об общих принципах финансового воспитания: открытом обсуждении с детьми финансового положения семьи; об обучении обращению с финансами на основе личного примера. Специалисты заметили, что если у родителей деньги вызывают негативные эмоции: страх, жадность, зависть, то через некоторое время это обязательно проявится и у их детей. Если же родители относятся к деньгам как к инструменту, обеспечивающему достойную жизнь, то и дети будут относиться к деньгам с прагматизмом, без эмоций. Хорошо, если родители умеют спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности, если они случаются с семьей, и как семья собирается с этим справляться. Большинство психологов считают, что обучение становится целесообразным тогда, когда ребенок начинает понимать, для чего нужны деньги. Как только к нему пришло понимание, что «симпатичные бумажки» можно обменять на что-то стоящее — мороженное, конфеты, — пора. То есть получается, примерно, лет с трех-четырех. Начать удобнее всего с игры. В этом возрасте ребенок обычно уже бывает с мамой-папой в магазинах и представляет, хотя бы в общих чертах, процесс обмена денег на товар. Дома вполне можно поиграть «в магазин» или в «кафе», используя в игре предметы, которые сын или дочь обычно просят приобрести. В реальном магазине предложите ребенку самому что-нибудь купить — конфетку, жвачку, машинку… Если он еще не умеет считать, сами отсчитайте необходимую сумму и предложите передать продавцу, кассиру (кстати, это удобный повод научить ребенка пользоваться калькулятором, как отдельным прибором, или находить калькулятор в телефоне и использовать его). Объясните ему, что надо сказать, как взять сдачу. Это разовьет и социально-коммуникативный навык ребенка, то есть умение общаться не по желанию, а по необходимости. Примерно в возрасте трех-пяти лет можно обсудить тему: почему меня ругают и наказывают, если я ломаю игрушки, рву книжки или одежду? Как раз потому, что эти вещи стоят денег, а деньги даются маме и папе нелегким трудом. Именно поэтому они вынуждены на целые дни уходить на работу, а его (ребенка) оставлять в садике или у бабушки. На новые вещи придется снова потратить деньги, но они нужны для покупки других важных вещей, поскольку количество денег всегда ограничено. В возрасте пяти-семи лет у детей начинают возникать вопросы типа: почему Вите или Маше купили игрушку (платье, мобильник, игровую приставку и т. д.) за Х рублей, а вы мне не можете? Этот момент очень важен и его нужно не упустить, поскольку он позволяет удобнее всего объяснить ребенку связь между работой, деньгами и потребностями человека. Например, есть профессии, за которые дают денег больше или меньше; чтобы найти хорошую работу, надо хорошо учиться; любую работу надо делать хорошо, потому что за нее платят больше, чем за плохо выполненную работу и так далее. В этом же возрасте (6-7 лет) можно привлекать ребенка к планированию расходов, к составлению семейного бюджета. Так, услышав от родителей «денег нет», он не надуется, потому что будет представлять, куда, собственно, деньги деваются. Это, кстати, хорошая профилактика детского эгоизма: ребенок любит маму с папой и прекрасно поймет, что папе нужна новая рубашка, маме — туфли, пусть его родители будут самыми красивыми! Вообще сакраментальная фраза «денег нет» должна звучать как можно реже. Такое включение ребенка поможет, в некотором смысле, улучшить финансовую дисциплину и финансовое планирование семьи в целом, если раньше этому не придавалось особенного значения. Крупные покупки для ребенка, как и вообще все крупные покупки, могут планироваться заранее. Например, велосипед — к лету, лыжи — к зимним каникулам… Важно, чтобы ребенок и сам принимал посильное участие в накоплении денег, откладывая их в копилку или даже на специально открытый для этого счет в банке (некоторые банки открывают счета детям с 10 лет). Так ребенок научится экономить и делать выбор: покупать жвачку каждый день или некоторое время потерпеть, но купить более дорогостоящую желанную вещь. Такой навык ожидания и самоограничения не только будет полезен сам по себе в более взрослом возрасте, но и разовьет силу воли, приучит ребенка спокойнее относиться и к деньгам, и к возможным ограничениям, связанным с их отсутствием. Для возможности копить и тратить деньги на какое-то будущее приобретение, нужно, чтобы эти деньги откуда-то появлялись, то есть необходим доход. Понятно, что работать как взрослый ребенок не может. Поэтому, по крайней мере до подросткового возраста, организовать для ребенка доход придется родителям. Наиболее распространенные статьи дохода, обычно, — это карманные деньги, выдаваемые регулярно, и денежные подарки. Поскольку денежные подарки возможны только по поводу каких-то случаев, происходящих время от времени, основным доходом для детей младшего возраста являются карманные деньги. Чаще всего родители начинают давать карманные деньги ребенку, когда он идет в школу. Специалисты-психологи подтверждают, что как раз в этом возрасте мальчики и девочки уже способны сделать первые шаги в управлении деньгами. Родителям важно иметь в виду, что карманные деньги не должны превращаться в награду за хорошие поступки, премию за успешную учебу или оплату помощи по дому. На самом деле — это важный инструмент воспитания, причем воспитания не только конкретных навыков правильного обращения с деньгами (хотя это тоже очень важно), но и характера, отношения к жизни, позволяющего добиваться в будущем социального успеха и благополучия. Важно принять семейное правило: карманные деньги дети имеют полное право использовать по своему усмотрению, не отчитываясь ни перед кем. Наличие у ребёнка собственных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Конкретный размер суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств. Какой может быть сумма выдаваемых карманных денег? Обычно она зависит от финансового состояния и возможностей семьи, а также от возраста ребенка. В любом случае, сначала речь должна идти о совсем небольшой сумме. Выбрать конкретную сумму поможет ответ на вопрос: сколько, на ваш взгляд, ваш ребёнок сможет потратить «с умом» для своего возраста? Конечно, с годами и нужды, и запросы детей растут. Необходимо увеличивать и их карманные поступления. Есть смысл обсуждать с ребёнком, что он будет самостоятельно оплачивать из «собственных средств». По мере взросления увеличивайте сумму, но учитывайте в ней расходы на проезд, завтраки в школе, канцтовары. В плане финансовых навыков пользы от участия ребёнка в оплате собственных расходов будет больше. Дети, которые только недавно начали получать деньги на карманные расходы, еще не умеют правильно ими распорядиться. Поэтому будет лучше, если они будут получать небольшие суммы чаще (например, 1–2 раза в неделю). Детям постарше можно выдавать уже более крупные суммы на более длительный период времени (например, восьмиклассникам — 1 раз в месяц). Так постепенно у них в сознании будет формироваться понимание бюджета. Выдавая карманные деньги, специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
Выдача должна быть регулярной и своевременной, поскольку игнорирование выплат или их отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.
Не меняйте правил. Если по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребёнку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплат должны согласовываться с ребёнком.
Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные или слишком быстро неразумно израсходованные средства. Иначе это подведёт его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнёт основы финансового воспитания и из серьёзного занятия превратится для ребёнка в игру. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе — хорошие уроки бесплатными не бывают.
Бывают ли ситуации, когда стоит на время отложить или прекратить выдачу ребенку карманных денег? По мнению психологов, это следует сделать в двух случаях. Во-первых, если ребенок демонстрирует явно инфантильное, незрелое поведение. То есть не умеет контролировать свои мелкие и импульсивные желания, легко поддается влиянию других людей (покупает то же, что и его друг, «за компанию»; покупает у друга или старшеклассника какую-нибудь «ценную вещь»; может истратить довольно крупную сумму, выданную на покупку необходимой вещи, на разные мелочи и т. п.). В этом случае, следует начать выдавать карманные деньги несколько позже (например, со второго полугодия первого класса или даже со второго класса), не забывая заниматься финансовым воспитанием, как это описано выше. Кстати, неплохим подспорьем в этом воспитании могут стать многочисленные, появившиеся в продаже, экономические настольные игры. Они эффективней, чем игры компьютерные, поскольку партнеры по игре — родители могут пояснять свои ходы ребенку, давать ему советы, обосновывая их. Во-вторых, в некоторых из наших школ иногда проявляется такое позорное явление как «школьный рэкет». Например, старшеклассник может заявить первокласснику: «Эй, мелкий, а ну покажи твой кошелёк. Нужно делиться с друзьями!» … Если Ваш ребенок рассказывает о чем-то подобном, нужно обязательно поговорить с учителем, а может быть и с директором, настаивая на восстановлении в школе нормальной дисциплины.