kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Польза и вред компьютерных игр. Как не попасть в ловушку?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа для научно-практической конференции 4 класс  "Польза и вред компьютерных игр"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Польза и вред компьютерных игр. Как не попасть в ловушку?»

Исследовательская работа







Польза и вред компьютерных игр.

Как не попасть в ловушку.











Подготовил обучающийся 4 класса

БОУ г.Омска "Гимназия №76"

Щербак Иван

Руководитель Виндерская М.Г.

учитель начальных классов





г. Омск 2017 г.

Содержание:



  • Введение

  • Виды компьютерных игр

  • Влияние компьютерных игр на физическое здоровье

  • Влияние компьютерных игр на психологическое здоровье (плюсы и минусы)

  • Правила работы за компьютером

  • Заключение

  • Анкета





























Введение

XXI век, в котором довелось жить нам, современным детям, – это время высоких компьютерных и информационных технологий. Трудно представить современный мир без интернета. Виртуальное пространство стало ежедневной необходимостью. Дети явились в мир, уже приняв Всемирную паутину как данность. Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Несомненно, с приходом компьютеризации стало намного проще: кто-то использует компьютер для работы, кто-то для самообразования, для общения, для того чтобы получить новую информацию, смотреть фильмы, слушать музыку, совершать покупки, хранить массу фотографий и видео, а кто-то не прочь провести свое свободное время за компьютерными играми. Отсюда и актуальность, которая заключается в том, что на самом деле повальное и бесконтрольное увлечение школьниками компьютерными играми – это большая проблема, т. к. большинство ребят проводят практически все свое свободное время за компьютером, за играми, и не все при этом знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье. Наверное, каждый ребенок, который хотя бы раз играл в компьютерную игру, знает, как это увлекательно и интересно. Но насколько это полезно для детей, и полезно ли? Грозит ли чем-нибудь увлечение компьютерными играми детям? И как не угодить в ловушку под названием «компьютерная игра»? Я решил найти ответ на эти вопросы и провести свое исследование.

Объектом исследования является процесс использования компьютера.

Предметом исследования являются виды компьютерных игр и их влияние на развитие ребенка.

Цель моего проекта: выяснить, какую пользу и какие опасности для школьников несет увлечение компьютерными играми, и ответить на главный вопрос: как не попасть в зависимость?

Задачи:

  • Познакомиться с видами и жанрами компьютерных игр.

  • Узнать, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры.

  • Узнать правила работы за компьютером











































Виды компьютерных игр

Знакомство с Сетью у многих из ребят начинается с достаточно раннего возраста. И это первое поколение, которое с малых лет окунулось в информационную паутину. Компьютер – это не только источник информации, но и источник развлечений, среди которых главную нишу занимают игры. Компьютерные игры сегодня имеют очень большое значение в жизни ребенка, при этом отнимают много времени. В Сети великое множество обучающих программ-игр, развивающих внимание, память, логику, формирующих навыки чтения и счета. Но есть и другие игры, оказывающие негативное влияние на еще не укрепившуюся психику ребенка.

Игры можно разделить на несколько типов:

1. Интеллектуальные игры – это различные логические игры, головоломки, ребусы. А также стратегии.

2. Развивающие игры для малышей – игры для деток до 5 лет.

3. Обучающие игры.

По жанрам игры делятся на:

1. Квесты (от англ. quest – поиски приключений) – приключенческая игра (бродилка), в которой герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания. Примеры игр: Space Quest, King's Quest, Police Quest и др.

2. Аркады (от англ. arcade – пассаж) – игры с простым игровым процессом, бесконечным, с множеством жизней, с начислением бонусов, без сюжета. Аркадами очень часто называют игры для игровых автоматов. Например: некоторые шутеры, гонки, драки, платформеры, скроллеры, тир. Примеры игр: тетрис, Mario Bros, Mortal Kombat, Street Fighter, Tekken, Need for Speed, Trackmania и др.
3. Гонки – один из наиболее популярных видов игр, в основе которого – соревнования на скоростном транспорте, цель – прийти первым к финишу.

4. Симуляторы – игры, в которых имитируется поведение и управление каким-либо техническим объектом. Симулировать можно что угодно: самолет, автомобиль, поезд, подводную лодку, любой вид спорта и даже жизнь человека. Специально для таких игр были придуманы игровые манипуляторы в форме руля, штурвала или джойстика. При помощи этих программ продолжают готовить простых и военных пилотов, машинистов, космонавтов и даже солдат. Примеры игр: OFP, ARMA, Black & White, Spore, Dangerous Hunts и др. Игры-симуляторы разделяются на следующие виды:

- симуляторы экономические;

- симуляторы жизни – игроки живут реальной жизнью в виртуальном мире: ходят в магазины, посещают школы, ухаживают за своими животными и т. д.;

- симуляторы спортивные. В таких играх геймеры становятся тренерами спортивных клубов. Наибольшее распространение получили имитации футбола, баскетбола, хоккея, тенниса и гольфа.

5. Стратегии – игры, требующие от игрока планирования, выработки определенной тактики для достижения цели, например для победы в военной операции. Различают:

- пошаговые, где игроки ходят поочередно (как в шахматах), например: Цивилизация, King’s Bounty, Герои меча и магии;

- игры-стратегии в реальном времени (RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно. Например: Дюна, Close Combat, Блицкриг, World in Conflict, В тылу врага ;

- экономические стратегии, в которых отображаются рыночные процессы.
6. Шутеры (от англ. shoot – «стрелять»), или «стрелялки», – вид игр, в котором игроку нужно уничтожать противников при помощи различного оружия.

7. Головоломки, требующие усиленного мышления, умения решать задачи, логики, воображения и интуиции.

8.Action (экшен) (от англ. «действие»). Суть игры: нужно тихо перемещаться и убивать врагов, маскироваться и стараться не обнаружить себя. Примеры: DooM, Quake, Hitman, Dragon и др.

Также существуют много массовых ролевых онлайн-игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире.



Влияние компьютерных игр на физическое здоровье

Общение с психологами, педагогами и социологами на тему компьютерных игр об их пользе и вреде для подрастающего поколения не дает однозначного ответа «вредно на 100%». Но следует отметить, что время, проведенное за играми на компьютере, может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. В первую очередь на зрении и осанке. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения; плохо сказываются на зрении даже неудачный подбор цвета, шрифтов. А неправильное и долгое нахождение тела перед монитором портит осанку.

Электромагнитное излучение так же отрицательно влияет на организм: современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если совсем старенький монитор, то лучше держаться от него подальше.

Когда мы ударяем по клавишам, нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к заболеваниям кисти.

Кроме всего прочего, в компьютере и вокруг него скапливается немало пыли и грязи, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и микробы, бактерии и грибки; где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания – от аллергии до кишечных болезней.

Уменьшить вред можно, правильно организовав рабочее место, чтобы растущий позвоночник не испытывал ненужную нагрузку, и ограничить время работы с компьютером, сокращая нагрузку на глаза и на головной мозг. Несомненно, длительное пребывание за монитором «высасывает энергию». Медики обычно советуют ограничить время работы с компьютером до 30–40 минут в день для дошкольника и до часа-двух в день для младших и средних школьников. Если ребенок уже имеет проблемы со зрением или некоторые неврологические особенности, то вопрос о допустимом времени работы с компьютером нужно решать совместно с врачом.

Влияние игр на психологическое здоровье (плюсы и минусы)

Ни для кого не секрет, что волшебный виртуальный мир, полный игр, красочный и с миллионами возможностей, способен вызывать болезненное привыкание даже у взрослых, не то что у ребенка с его нестабильной формирующейся психикой. Когда маленький человек потерянно слоняется по квартире и не знает чем заняться, если компьютер выключен… Если общение с друзьями происходит только в социальных сетях и в телефоне, а личное общение угнетает и тяготит… то, скорее всего, пора бить тревогу и «вытаскивать» ребенка из ловушки виртуального мира в реальный.

Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Эмоции, связанные с виртуальными героями, переживаются как свои собственные. Уходит необходимость есть и спать, все мысли сводятся лишь к игре. С каждым годом увеличивается число убийств, совершенных на фоне компьютерных игр. Также с компьютерными играми связано огромное количество самоубийств. Например, в 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, увлекшихся игрой «Последняя фантазия».

В обществе все больше распространяется мнение о том, что игры опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, уменьшают круг общения и плохо сказываются на успеваемости в учебе.

Пагубно действуют на психику «стрелялки», «бродилки» и «леталки». Это динамические игры, от которых очень тяжело оторваться из-за безостановочного сюжета. Они сопровождаются агрессивностью, озлобленностью. Смысл их заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. (Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike».) По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни. Негативный момент – нагрузка на энергоемкую систему внимания. Нужно постоянно находиться в настороженном состоянии. Но они могут быть полезны, если их контролировать по времени. Некоторые психологи отмечают пользу: это ориентирование в пространстве (нужно помнить, где был, где не был, куда идти), развивается внимание и реакция, память.

Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры (симуляторы). Играя в них, можно почувствовать себя в роли тракториста, таксиста или даже пилота, можно виртуально заниматься любым видом спорта, временно побыть врачом или дрессировщиком. То есть в процессе игры происходит обучение человека разным навыкам. Игры с управлением транспортными средствами – это взаимодействие с пространством (право-лево, верх-низ, сравнение размеров, расположение элементов в пространстве).

Другое дело стратегии, квесты. Это отличный тренажер для стратегического мышления. Главная польза стратегий – это задействование мозга играющего, так как он принимает глобальные решения атаки или защиты. Возможны сложные тактические ходы, требующие от игрока смекалки и находчивости. Играть в квесты, подчеркивают психологи, необходимо для развития программирования (возможность составить программу действий), регуляции (надо сверяться с замыслом, нет ли отклонений) и контроля деятельности (соответствует ли результат программе).

Стоит сказать о ролевых играх. Главное их преимущество – игрок сам выбирает, кем ему быть в виртуальном пространстве, может выбрать героя, наделить его определенными качествами, сделать его добряком или злодеем, благородным рыцарем или вором. Но ролевые игры опасны тем, что могут полностью заменить общественную и личную жизнь.

Также с помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам.

Компьютерные игры дают хорошую тренировку для мозга ребенка, тренируют память. Многие игры, для победы, требуют хорошего абстрактного мышления высокого уровня. В процессе игры можно получить следующие умственные навыки: решение задач и проблем, следование инструкциям, координация работы двигательного и зрительного аппарата, логика. Игры, где надо на что-то реагировать и быстро принимать решения, развивают внимание. Компьютерные игры развивают упорство, воспитывают целеустремленность.

Итог: не все игры приносят вред – есть такие, которые приносят ощутимую пользу. Все игры можно разделить на:

  • вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки» и т. п.,

  • безвредные – «спортивные» и «гонки»,

  • полезные – стратегии, «головоломки», например шахматы.

Вред и польза компьютерных игр – это один из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Подавляющее большинство детей и подростков прекрасно различают игровые и жизненные ситуации. Хуже в играх другое: в большинстве игр можно сохраниться и откатиться назад. В жизни это невозможно, и такая игровая привычка снижает адекватность поведения и приводит к необдуманным поступкам. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен сам нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно, а что идет на пользу.

Правила работы за компьютером

Компьютерная игра – имитация определенной деятельности, будь то гонки, управление самолетом, стратегии, квесты. Все это существует и в реальной жизни, но в играх упрощено или преувеличено, чтобы вызывать интерес. Важно учитывать два момента. Первый: игра доставляет удовольствие. А то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия – так формируется зависимость. Второе: сама деятельность, которая имитируется в игре. Она может быть полезна, ведь это тренировка определенных навыков.

С целью изучения отношения детей к компьютерным играм мною было проведено анкетирование учащихся 4 класса. Было опрошено 25 человек, после чего проведен анализ полученной информации. Результаты проведенного исследования показали, что все ребята в классе имеют дома компьютер и все какую-то часть времени проводят за играми. Все знают о вреде и пользе этих игр, и, что радует, подавляющее большинство (17 человек) проводят время за играми столько, сколько советуют нам специалисты – от 10–20 мин. до 1–2 ч, еще 5 человек – 3–4 часа и 3 человека – неограниченное время. Из анкеты я понял, что родители следят за временем, которое ученики проводят за компьютером, лишь 6 человек не ограничивают по времени. Ученики легко разбираются в жанрах: девочки предпочитают в основном головоломки, квесты, симуляторы, мальчики – шутеры, симуляторы, квесты, гонки, стратегии, по 4 мальчика играют в экшн и в шутеры. Большинство ребят (20 человек) все-таки считают, что игры вредны для здоровья, но это их не останавливает; 4 человека не готовы отказаться от игр даже ради здоровья.

Как изменить ситуацию? Как не попасть в ловушку? Чтобы избежать всех негативных вышеописанных последствий, нужно усвоить и соблюдать некоторые правила работы за компьютером (которых могут придерживаться и взрослые, и дети):

  • Заканчивай занятия с компьютерными играми за 2,5–2 часа до сна.

  • Регулярно через 20–30 минут игры делай перерывы и меняй положение тела. Перерыв, в котором вы просто блуждаете по интернету, не считается. Сделай физкультурную паузу: вращение глазами по часовой стрелке и обратно, простые гимнастические упражнения для рук.

  • Выбирайте правильную позу. А именно: прямо напротив экрана, верхняя часть монитора на уровне глаз или чуть ниже. Сиди ровно.

  • Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально – 60–70 см (расстояние вытянутой руки). Нижняя часть монитора должна быть наклонена под небольшим углом к работающему (то есть расположена чуть ближе).

  • Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз.

  • Высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног.

  • Выбирайте для работы за компьютером удобное кресло. Кресло обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Высота сиденья кресла (стула) должна быть такой, чтобы руки, положенные на клавиатуру, были расположены горизонтально.

  • В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы. Общая освещенность должна быть 300–500 люкс. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.

  • Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисти рук располагались горизонтально.

  • Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность 60 % при температуре

21 0С.

  • Каждые 10 минут отводите взгляд на 5–10 секунд в сторону от экрана.

  • Выполняйте как можно чаще упражнения для глаз:

- Стоя лицом к окну, найдите глазами максимально отдаленный объект в пределах видимости. На глубоком вдохе переведите взгляд на кончик носа. На выдохе опять найдите взглядом самый далекий объект в окне, потом вдохните и посмотрите вверх. Опять выдох – и взгляд в окно. Повторите упражнение 2–3 раза.

- Закройте веки и расслабьте глаза. В таком положении делайте вращательные движения глазами сначала по часовой стрелке, потом против. Сделайте по 5 вращений вправо и влево.

- Открытыми глазами медленно «нарисуйте» в воздухе восьмерку: по диагонали, по горизонтали, по вертикали. 5–7 восьмерок в каждом направлении будет достаточно.

  • Следите за дыханием: оно должно быть ровным, без задержек.

  • Не проводи за компьютером более 1–2 часов в день!

Важно помнить, что профилактика всегда проще и безболезненнее, чем лечение.



Заключение

Я играю в компьютерные игры. Бывает, что так увлечешься игрой, что и не замечаешь, как пролетело время. Мама мне не разрешает подолгу засиживаться за играми, говорит, что это вредно. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо и надо совсем отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Изучив информацию по этому вопросу, я понял, что ученые советуют играть только в развивающие игры, медики считают, что необходимо ограничивать время за компьютером, правильно сидеть за столом и делать упражнения.

Каждый человек сам для себя может определить, кем для него станут компьютерные игры – друзьями или врагами. Я узнал, что использование компьютерных игр позволяет гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время узнал и о вредном воздействии таких игр.

Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…
Если понимаешь, что лишен всего перечисленного и в жизни остались только игры – срочно нужно с этим бороться. А еще лучше – просто не допускать такой ситуации. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном монитора.







Анкета

1) Играете ли вы в компьютерные игры?

2) Вредны ли, по вашему мнению, компьютерные игры?

3) Какие жанры игр вы предпочитаете?

4) Готовы ли вы перестать играть в компьютерные игры ради здоровья?

5) Сколько времени вы проводите за компьютерными играми?

6) Ограничивают ли родители вам время за компьютером?

7) Знаете ли вы о пользе и вреде компьютерных игр?


































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Польза и вред компьютерных игр. Как не попасть в ловушку?

Автор: Виндерская Марина Геннадьевна

Дата: 14.12.2017

Номер свидетельства: 444327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства