Просмотр содержимого документа
«Польза и вред компьютерных игр. Как не попасть в ловушку?»
Исследовательская работа
Польза и вред компьютерных игр.
Как не попасть в ловушку.
Подготовил обучающийся 4 класса
БОУ г.Омска "Гимназия №76"
Щербак Иван
Руководитель Виндерская М.Г.
учитель начальных классов
г. Омск 2017 г.
Содержание:
Введение
Виды компьютерных игр
Влияние компьютерных игр на физическое здоровье
Влияние компьютерных игр на психологическое здоровье (плюсы и минусы)
Правила работы за компьютером
Заключение
Анкета
Введение
XXI век, в котором довелось жить нам, современным детям, – это время высоких компьютерных и информационных технологий. Трудно представить современный мир без интернета. Виртуальное пространство стало ежедневной необходимостью. Дети явились в мир, уже приняв Всемирную паутину как данность. Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Несомненно, с приходом компьютеризации стало намного проще: кто-то использует компьютер для работы, кто-то для самообразования, для общения, для того чтобы получить новую информацию, смотреть фильмы, слушать музыку, совершать покупки, хранить массу фотографий и видео, а кто-то не прочь провести свое свободное время за компьютерными играми. Отсюда и актуальность, которая заключается в том, что на самом деле повальное и бесконтрольное увлечение школьниками компьютерными играми – это большая проблема, т. к. большинство ребят проводят практически все свое свободное время за компьютером, за играми, и не все при этом знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить свое здоровье. Наверное, каждый ребенок, который хотя бы раз играл в компьютерную игру, знает, как это увлекательно и интересно. Но насколько это полезно для детей, и полезно ли? Грозит ли чем-нибудь увлечение компьютерными играми детям? И как не угодить в ловушку под названием «компьютерная игра»? Я решил найти ответ на эти вопросы и провести свое исследование.
Объектом исследования является процесс использования компьютера.
Предметом исследования являются виды компьютерных игр и их влияние на развитие ребенка.
Цель моего проекта: выяснить, какую пользу и какие опасности для школьников несет увлечение компьютерными играми, и ответить на главный вопрос: как не попасть в зависимость?
Задачи:
Познакомиться с видами и жанрами компьютерных игр.
Узнать, какую пользу и какой вред несут для детей компьютерные игры.
Узнать правила работы за компьютером
Виды компьютерных игр
Знакомство с Сетью у многих из ребят начинается с достаточно раннего возраста. И это первое поколение, которое с малых лет окунулось в информационную паутину. Компьютер – это не только источник информации, но и источник развлечений, среди которых главную нишу занимают игры. Компьютерные игры сегодня имеют очень большое значение в жизни ребенка, при этом отнимают много времени. В Сети великое множество обучающих программ-игр, развивающих внимание, память, логику, формирующих навыки чтения и счета. Но есть и другие игры, оказывающие негативное влияние на еще не укрепившуюся психику ребенка.
Игры можно разделить на несколько типов:
1. Интеллектуальные игры – это различные логические игры, головоломки, ребусы. А также стратегии.
2. Развивающие игры для малышей – игры для деток до 5 лет.
3. Обучающие игры.
По жанрам игры делятся на:
1. Квесты (от англ. quest – поиски приключений) – приключенческая игра (бродилка), в которой герой продвигается по сюжету, выполняет различные задания. Примеры игр: Space Quest, King's Quest, Police Quest и др.
2. Аркады (от англ. arcade – пассаж) – игры с простым игровым процессом, бесконечным, с множеством жизней, с начислением бонусов, без сюжета. Аркадами очень часто называют игры для игровых автоматов. Например: некоторые шутеры, гонки, драки, платформеры, скроллеры, тир. Примеры игр: тетрис, Mario Bros, Mortal Kombat, Street Fighter, Tekken, Need for Speed, Trackmania и др. 3. Гонки – один из наиболее популярных видов игр, в основе которого – соревнования на скоростном транспорте, цель – прийти первым к финишу.
4. Симуляторы – игры, в которых имитируется поведение и управление каким-либо техническим объектом. Симулировать можно что угодно: самолет, автомобиль, поезд, подводную лодку, любой вид спорта и даже жизнь человека. Специально для таких игр были придуманы игровые манипуляторы в форме руля, штурвала или джойстика. При помощи этих программ продолжают готовить простых и военных пилотов, машинистов, космонавтов и даже солдат. Примеры игр: OFP, ARMA, Black & White, Spore, Dangerous Hunts и др. Игры-симуляторы разделяются на следующие виды:
- симуляторы экономические;
- симуляторы жизни – игроки живут реальной жизнью в виртуальном мире: ходят в магазины, посещают школы, ухаживают за своими животными и т. д.;
- симуляторы спортивные. В таких играх геймеры становятся тренерами спортивных клубов. Наибольшее распространение получили имитации футбола, баскетбола, хоккея, тенниса и гольфа.
5. Стратегии – игры, требующие от игрока планирования, выработки определенной тактики для достижения цели, например для победы в военной операции. Различают:
- пошаговые, где игроки ходят поочередно (как в шахматах), например: Цивилизация, King’s Bounty, Герои меча и магии;
- игры-стратегии в реальном времени (RTS), в которых все игроки выполняют свои действия одновременно. Например: Дюна, Close Combat, Блицкриг, World in Conflict, В тылу врага ;
- экономические стратегии, в которых отображаются рыночные процессы. 6. Шутеры (от англ. shoot – «стрелять»), или «стрелялки», – вид игр, в котором игроку нужно уничтожать противников при помощи различного оружия.
8.Action (экшен) (от англ. «действие»). Суть игры: нужно тихо перемещаться и убивать врагов, маскироваться и стараться не обнаружить себя. Примеры: DooM, Quake, Hitman, Dragon и др.
Также существуют много массовых ролевых онлайн-игр, в которых реальные игроки взаимодействуют друг с другом в виртуальном мире.
Влияние компьютерных игр на физическое здоровье
Общение с психологами, педагогами и социологами на тему компьютерных игр об их пользе и вреде для подрастающего поколения не дает однозначного ответа «вредно на 100%». Но следует отметить, что время, проведенное за играми на компьютере, может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. В первую очередь на зрении и осанке. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения; плохо сказываются на зрении даже неудачный подбор цвета, шрифтов. А неправильное и долгое нахождение тела перед монитором портит осанку.
Электромагнитное излучение так же отрицательно влияет на организм: современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если совсем старенький монитор, то лучше держаться от него подальше.
Когда мы ударяем по клавишам, нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к заболеваниям кисти.
Кроме всего прочего, в компьютере и вокруг него скапливается немало пыли и грязи, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и микробы, бактерии и грибки; где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания – от аллергии до кишечных болезней.
Уменьшить вред можно, правильно организовав рабочее место, чтобы растущий позвоночник не испытывал ненужную нагрузку, и ограничить время работы с компьютером, сокращая нагрузку на глаза и на головной мозг. Несомненно, длительное пребывание за монитором «высасывает энергию». Медики обычно советуют ограничить время работы с компьютером до 30–40 минут в день для дошкольника и до часа-двух в день для младших и средних школьников. Если ребенок уже имеет проблемы со зрением или некоторые неврологические особенности, то вопрос о допустимом времени работы с компьютером нужно решать совместно с врачом.
Влияние игр на психологическое здоровье (плюсы и минусы)
Ни для кого не секрет, что волшебный виртуальный мир, полный игр, красочный и с миллионами возможностей, способен вызывать болезненное привыкание даже у взрослых, не то что у ребенка с его нестабильной формирующейся психикой. Когда маленький человек потерянно слоняется по квартире и не знает чем заняться, если компьютер выключен… Если общение с друзьями происходит только в социальных сетях и в телефоне, а личное общение угнетает и тяготит… то, скорее всего, пора бить тревогу и «вытаскивать» ребенка из ловушки виртуального мира в реальный.
Из всех зависимостей самой сильной является психологическая. Эмоции, связанные с виртуальными героями, переживаются как свои собственные. Уходит необходимость есть и спать, все мысли сводятся лишь к игре. С каждым годом увеличивается число убийств, совершенных на фоне компьютерных игр. Также с компьютерными играми связано огромное количество самоубийств. Например, в 2001 году Россию потрясло самоубийство шести школьников, увлекшихся игрой «Последняя фантазия».
В обществе все больше распространяется мнение о том, что игры опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, уменьшают круг общения и плохо сказываются на успеваемости в учебе.
Пагубно действуют на психику «стрелялки», «бродилки» и «леталки». Это динамические игры, от которых очень тяжело оторваться из-за безостановочного сюжета. Они сопровождаются агрессивностью, озлобленностью. Смысл их заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. (Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike».) По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни. Негативный момент – нагрузка на энергоемкую систему внимания. Нужно постоянно находиться в настороженном состоянии. Но они могут быть полезны, если их контролировать по времени. Некоторые психологи отмечают пользу: это ориентирование в пространстве (нужно помнить, где был, где не был, куда идти), развивается внимание и реакция, память.
Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры (симуляторы). Играя в них, можно почувствовать себя в роли тракториста, таксиста или даже пилота, можно виртуально заниматься любым видом спорта, временно побыть врачом или дрессировщиком. То есть в процессе игры происходит обучение человека разным навыкам. Игры с управлением транспортными средствами – это взаимодействие с пространством (право-лево, верх-низ, сравнение размеров, расположение элементов в пространстве).
Другое дело стратегии, квесты. Это отличный тренажер для стратегического мышления. Главная польза стратегий – это задействование мозга играющего, так как он принимает глобальные решения атаки или защиты. Возможны сложные тактические ходы, требующие от игрока смекалки и находчивости. Играть в квесты, подчеркивают психологи, необходимо для развития программирования (возможность составить программу действий), регуляции (надо сверяться с замыслом, нет ли отклонений) и контроля деятельности (соответствует ли результат программе).
Стоит сказать о ролевых играх. Главное их преимущество – игрок сам выбирает, кем ему быть в виртуальном пространстве, может выбрать героя, наделить его определенными качествами, сделать его добряком или злодеем, благородным рыцарем или вором. Но ролевые игры опасны тем, что могут полностью заменить общественную и личную жизнь.
Также с помощью компьютерных игр можно ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам.
Компьютерные игры дают хорошую тренировку для мозга ребенка, тренируют память. Многие игры, для победы, требуют хорошего абстрактного мышления высокого уровня. В процессе игры можно получить следующие умственные навыки: решение задач и проблем, следование инструкциям, координация работы двигательного и зрительного аппарата, логика. Игры, где надо на что-то реагировать и быстро принимать решения, развивают внимание. Компьютерные игры развивают упорство, воспитывают целеустремленность.
Итог: не все игры приносят вред – есть такие, которые приносят ощутимую пользу. Все игры можно разделить на:
вредные – «бродилки» (стрелялки), «леталки» и т. п.,
безвредные – «спортивные» и «гонки»,
полезные – стратегии, «головоломки», например шахматы.
Вред и польза компьютерных игр – это один из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Подавляющее большинство детей и подростков прекрасно различают игровые и жизненные ситуации. Хуже в играх другое: в большинстве игр можно сохраниться и откатиться назад. В жизни это невозможно, и такая игровая привычка снижает адекватность поведения и приводит к необдуманным поступкам. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен сам нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно, а что идет на пользу.
Правила работы за компьютером
Компьютерная игра – имитация определенной деятельности, будь то гонки, управление самолетом, стратегии, квесты. Все это существует и в реальной жизни, но в играх упрощено или преувеличено, чтобы вызывать интерес. Важно учитывать два момента. Первый: игра доставляет удовольствие. А то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия – так формируется зависимость. Второе: сама деятельность, которая имитируется в игре. Она может быть полезна, ведь это тренировка определенных навыков.
С целью изучения отношения детей к компьютерным играм мною было проведено анкетирование учащихся 4 класса. Было опрошено 25 человек, после чего проведен анализ полученной информации. Результаты проведенного исследования показали, что все ребята в классе имеют дома компьютер и все какую-то часть времени проводят за играми. Все знают о вреде и пользе этих игр, и, что радует, подавляющее большинство (17 человек) проводят время за играми столько, сколько советуют нам специалисты – от 10–20 мин. до 1–2 ч, еще 5 человек – 3–4 часа и 3 человека – неограниченное время. Из анкеты я понял, что родители следят за временем, которое ученики проводят за компьютером, лишь 6 человек не ограничивают по времени. Ученики легко разбираются в жанрах: девочки предпочитают в основном головоломки, квесты, симуляторы, мальчики – шутеры, симуляторы, квесты, гонки, стратегии, по 4 мальчика играют в экшн и в шутеры. Большинство ребят (20 человек) все-таки считают, что игры вредны для здоровья, но это их не останавливает; 4 человека не готовы отказаться от игр даже ради здоровья.
Как изменить ситуацию? Как не попасть в ловушку? Чтобы избежать всех негативных вышеописанных последствий, нужно усвоить и соблюдать некоторые правила работы за компьютером (которых могут придерживаться и взрослые, и дети):
Заканчивай занятия с компьютерными играми за 2,5–2 часа до сна.
Регулярно через 20–30 минут игры делай перерывы и меняй положение тела. Перерыв, в котором вы просто блуждаете по интернету, не считается. Сделай физкультурную паузу: вращение глазами по часовой стрелке и обратно, простые гимнастические упражнения для рук.
Выбирайте правильную позу. А именно: прямо напротив экрана, верхняя часть монитора на уровне глаз или чуть ниже. Сиди ровно.
Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально – 60–70 см (расстояние вытянутой руки). Нижняя часть монитора должна быть наклонена под небольшим углом к работающему (то есть расположена чуть ближе).
Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз.
Высота стола должна регулироваться от 680 до 800 мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног.
Выбирайте для работы за компьютером удобное кресло. Кресло обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Высота сиденья кресла (стула) должна быть такой, чтобы руки, положенные на клавиатуру, были расположены горизонтально.
В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы. Общая освещенность должна быть 300–500 люкс. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.
Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисти рук располагались горизонтально.
Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы, аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера; оптимальная влажность 60 % при температуре
21 0С.
Каждые 10 минут отводите взгляд на 5–10 секунд в сторону от экрана.
Выполняйте как можно чаще упражнения для глаз:
- Стоя лицом к окну, найдите глазами максимально отдаленный объект в пределах видимости. На глубоком вдохе переведите взгляд на кончик носа. На выдохе опять найдите взглядом самый далекий объект в окне, потом вдохните и посмотрите вверх. Опять выдох – и взгляд в окно. Повторите упражнение 2–3 раза.
- Закройте веки и расслабьте глаза. В таком положении делайте вращательные движения глазами сначала по часовой стрелке, потом против. Сделайте по 5 вращений вправо и влево.
- Открытыми глазами медленно «нарисуйте» в воздухе восьмерку: по диагонали, по горизонтали, по вертикали. 5–7 восьмерок в каждом направлении будет достаточно.
Следите за дыханием: оно должно быть ровным, без задержек.
Не проводи за компьютером более 1–2 часов в день!
Важно помнить, что профилактика всегда проще и безболезненнее, чем лечение.
Заключение
Я играю в компьютерные игры. Бывает, что так увлечешься игрой, что и не замечаешь, как пролетело время. Мама мне не разрешает подолгу засиживаться за играми, говорит, что это вредно. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо и надо совсем отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо и можно играть, сколько хочется и в любые игры. Изучив информацию по этому вопросу, я понял, что ученые советуют играть только в развивающие игры, медики считают, что необходимо ограничивать время за компьютером, правильно сидеть за столом и делать упражнения.
Каждый человек сам для себя может определить, кем для него станут компьютерные игры – друзьями или врагами. Я узнал, что использование компьютерных игр позволяет гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. В то же время узнал и о вредном воздействии таких игр.
Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями… Если понимаешь, что лишен всего перечисленного и в жизни остались только игры – срочно нужно с этим бороться. А еще лучше – просто не допускать такой ситуации. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном монитора.
Анкета
1) Играете ли вы в компьютерные игры?
2) Вредны ли, по вашему мнению, компьютерные игры?
3) Какие жанры игр вы предпочитаете?
4) Готовы ли вы перестать играть в компьютерные игры ради здоровья?
5) Сколько времени вы проводите за компьютерными играми?
6) Ограничивают ли родители вам время за компьютером?
7) Знаете ли вы о пользе и вреде компьютерных игр?