Просмотр содержимого документа
«Поэтический мир Даниила Хармса»
Поэтический мир Даниила Хармса
«Большую литературу для маленьких» создают много хороших и разных поэтов. Творчество одних составляет целый раздел в единой детской книге, творчество других вошло маленькой, но славной страницей в большую литературу. Именно такая страница отведена творческому наследию Даниила Хармса.
Особенности мироощущения, стремление смотреть на мир свежим, непредвзятым взглядом, как это умеют делать дети и художники — вот то оригинальное, что принёс в детскую литературу Д. Хармс.
Современники Хармса вспоминают, что он любил розыгрыши, проделки и всякие причуды не только в литературе, но и в жизни. В комнате Д. Хармса стоял предмет, который удивлял всех приходивших: «странный предмет, причудливо громоздящийся в углу и состоящий из железок, досок, пружин, велосипедных колёс, верёвок и консервных банок...» Хозяин объяснял, что это машина, которую ему захотелось иметь дома. Местный управдом не переставал удивляться тому, что на дверях квартиры писателя часто меняются таблички: то «Хармс», то «Чармс», то «Шардам сегодня не принимает». Даниил Иванович всегда подписывался псевдонимами. Имя Хармс повторялось чаще других и потому вошло в литературу.
В своей книге «от 2 до 5» Чуковский рассказывает о Хармсе: « Весело и озорно, совсем по-детски увлекался словесной игрой молодой поэт Даниил Хармс, достигавшим в своём кратковременном творчестве значительных литературных эффектов, к которым дети относились с беззаветным сочувствием. Нужно было видеть, с каким восторгом встречали они своего любимого автора, когда он читал им со сцены:
А вы знаете, что у,
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей?»
Хармс любил удивлять в стихах: «Какие странные дощечки и непонятные крючки!» или «Настоящая корова с настоящими рогами» А то сообщает доверительно о том, что «на небе вместо солнца скоро будет колесо» Произведения Хармса нельзя читать без улыбки, всегда добродушной. Вспомним стихотворение о чудаке, который пригласил гостей, чтобы угостить их «очень-очень вкусным пирогом».
Стихи Хармса развивают интеллект ребёнка. Решая его весёлые «задачки», дети учатся ориентироваться в окружающем их мире. У Хармса как бы два героя: один явно лжёт, как в стихотворении «Врун», насчёт сорока сыновей у одного папы, а другой ему не верит.
Чем больше Хармс запутывает действительное, тем активнее работает воображение и ум читателя- ребёнка. Своей недоговорённостью в стихах поэт высказывает надежду, что читать его будут догадливые, умные дети.
Поэзия Хармса воспитывает. Он высмеивает неумытого лентяя с его повышенными претензиями ( Иван Иваныч Самовар), шутит над нетерпением («Очень-очень вкусный пирог», славит ловких мальчишек («Что это было»). Даниил Хармс делал большое патриотическое дело - приобщал детей к сокровищнице русского языка. Его добрый юмор и душевная теплота, стихи-загадки и каламбуры, превращения и словесные игры, празднично-игровое отношение к жизни и теперь близки и интересны детям. Способность наслаждаться прекрасным рождают для ребёнка в искусстве прежде всего положительные эмоции. Поэзия Хармса рождает такие эмоции.
«Нет ничего более трудного, чем писать для самых маленьких»,- говорил С. Маршак. Даниил Хармс нашёл свою тропинку к сердцам маленьких читателей. Его « хождение в детвору» показало, что Хармс выдерживает испытание на звание детского поэта.