Просмотр содержимого документа
«Подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся в деятельности классного руководителя»
Подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся в деятельности классного руководителя
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Русинова Е.К., я являюсь классным руководителем 1,3 классов Чаргаринской ООШ.
Уважаемые коллеги! Я сейчас вам раздам отрывок из басни И. Крылова «Мартышка и очки».
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак…
Задание (введение в тему): прочитайте, пожалуйста, отрывок и ответьте на вопрос: «Почему мартышка не может надеть очки?» (Идѐт обсуждение). Вывод по результатам обсуждения: мартышка видит предмет, берѐт его, вертит и рассматривает, но не понимает, какие функции эти очки должны выполнять. Ей не хватает грамотности в данном вопросе, она не знает, как на практике использовать найденные ею очки.
Как вы думаете о чём мы будем говорить на нашем занятии?(Ответы)
Тема моего выступления: «Подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся в деятельности классного руководителя»
В школьном царстве, в детском государстве жил-был Педагог. Подойдя к камню Мудрости и выбирая свой жизненный путь, пошел он по указателю прямо по дороге «ШКОЛА». Долго работал он в школе и любил своих учеников, потому что обучение и воспитание - это постоянное внимание к ребенку и забота о его потребностях и душевном состоянии. Много чего он знал и умел: и сказку рассказать, и опыт показать, и кормушку смастерить, и в игру поиграть, и танец станцевать. Потому что стоят перед ним не простые задачи – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Вот такими «дорогами» шел Педагог, достигая поставленных целей.
Но время меняло запросы к школе. А начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие учащихся в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.
И опять УЧИТЕЛЬ вернулся к камню Мудрости за советом: "Как научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить самим знания.
И тут показал камень: «Налево пойдешь – детскую любовь потеряешь, направо пойдешь – на месте топтаться будешь, прямо пойдешь – с ФГОС к цели дойдешь. Не кручинься, опыта и знаний у тебя достаточно. Должен ты идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, использовать достижения педагогической науки и передовой практики, но и не должен забывать доброе, старое».
И отправился учитель вперёд по пути с ФГОС - создавать функционально грамотную личность - то есть человека, ориентирующегося в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности, а классный руководитель — особый феномен педагогической сферы. И наша цель это содействие индивидуальному развитию личности и поддержка в нелегком вхождении школьников в общественную жизнь. Этим объясняется актуальность развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Особенно это касается для наших, сельских школ. Выпускнику малокомплектного класса очень непросто адаптироваться в социуме, не потеряться в многотысячной толпе.
- Что такое «функциональная грамотность»?
Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
(Участникам РМО предлагается распределиться на три группы, выбрав один из предложенных цветов, и на листах выполняют задания.)
Задание для 1 группы:
Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.
Задание для 2 группы: Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".
- Работать, действовать, внедрять, применять...
Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".
- Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"
(это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)
Формы функциональной грамотности мы знаем это
1. Общая грамотность - отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, написать сочинение и т.д,
2. Компьютерная грамотность - искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты,
3. Информационная грамотность - находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др.,
4. Коммуникативная грамотность - работать в группе, команде; расположить к себе других людей,
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность - выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы,
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Общественно-политическая грамотность - отстаивать свои права и интересы; объяснять.
Но я хочу рассказать о внеурочной деятельности, которую я провожу как классный руководитель в своих классах это «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Изучение данной деятельности начинается в начальной школе, где идёт обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Провожу 1 занятия в неделю в течении 4-х лет.
Курс состоит из 4 блоков : читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественно- научная грамотность. В результате освоения курса внеурочной деятельности обучающиеся овладевают начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, умеют сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях, осознают личную ответственность за свои поступки, осознают себя как члена семьи, общества и государства.
Мне хотелось бы вам предложить фрагменты занятий функциональной грамотности с 1класса по 4 класс.
Предлагаю работу в парах. (раздать листочки)Вот те задания(не все) с которыми работают обучающиеся на внеурочке.
Работают …………………………………………………………………………….
Хочется послушать вас как шла данная работа и высказать своё мнение.
Думаю, такая работа помогает создавать функционально грамотную личность.
Очень важно понять нам педагогам, классным руководителям, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать, чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
Системное использование на уроках и во внеурочное время формы и методы обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов и др. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.