ПОДГОТОВКА К ИТОГОВЫМ КОМПЛЕКСНЫМ РАБОТАМ УЧАЩИХСЯ С ЗПР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВЫМ КОМПЛЕКСНЫМ РАБОТАМ УЧАЩИХСЯ С ЗПР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
На сегодняшний день в общеобразовательных школах обучается достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). В нашем образовательном учреждении обучаются дети с задержкой психического развития (далее с ЗПР). Для данной категории обучающихся созданы специальные (коррекционные) классы или обучение детей осуществляется в общеобразовательных классах в условиях интеграции. Очевидно, что дети с ЗПР, нуждаются в особой коррекционно – развивающей среде, при этом имеют право находиться в едином школьном пространстве со здоровыми детьми, получая образовательные услуги в полном объеме. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПОДГОТОВКА К ИТОГОВЫМ КОМПЛЕКСНЫМ РАБОТАМ УЧАЩИХСЯ С ЗПР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС »
Мирзоева Наталия Михайловна
учитель – дефектолог МАОУ СОШ № 43 Г. Челябинска
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВЫМ КОМПЛЕКСНЫМ РАБОТАМ
УЧАЩИХСЯ С ЗПР, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
На сегодняшний день в общеобразовательных школах обучается достаточно большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ). В нашем образовательном учреждении обучаются дети с задержкой психического развития (далее с ЗПР). Для данной категории обучающихся созданы специальные (коррекционные) классы или обучение детей осуществляется в общеобразовательных классах в условиях интеграции. Очевидно, что дети с ЗПР, нуждаются в особой коррекционно – развивающей среде, при этом имеют право находиться в едином школьном пространстве со здоровыми детьми, получая образовательные услуги в полном объеме. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ.
В условиях обучения по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее ФГОС НОО) обучающиеся с ЗПР, как и их нормально развивающиеся сверстники, должны овладеть способностью решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, что требует применение на практике нетрадиционных форм работы и контроля. Такой новой формой диагностики и контроля в начальной школе является комплексная работа на предметной и метапредметной основе.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности предметных аспектов обучения, так и уровень сформированности важнейших универсальных учебных действий.
Учитывая психофизические особенности учащихся с ЗПР, можно предположить, что дети данной группы не смогут своевременно продемонстрировать готовность к новой форме контроля. У большинства учащихся перенос имеющихся знаний в новую ситуацию вызовет значительные трудности. Сложность комплексной работы заключается не только в ее новизне, но и в объёме, метапредметном характере, повышенном уровне самостоятельности, нестандартных инструкциях к заданиям.
С целью предотвращения стресса при предъявлении контрольной работы нового типа, для детей с ЗПР разрабатываются и проводятся тренировочные комплексные работы.
Характеристика тренировочных комплексных работ:
1.Содержание тренировочных комплексных работ на основе единого текста соответствует требованиям ФГОС НОО и концептуальным положениям УМК «Школа России».
2. Тренировочные комплексные работы состоят из небольшого по объему, доступного для понимания детей текста и текстовых заданий.
3.Задания могут быть аналогичными, но всегда присутствует вариативность за счет содержательного контекста или особенностей формулировки заданий.
4.Инструкции к заданиям краткие и четкие.
5.Содержание работ последовательно увеличивается по объёму и
сложности.
6.При подборе заданий учитываются психофизические особенности детей с ЗПР, а именно:
задержка речевого развития, трудности в овладении навыками чтения и письма;
медленный, частичный процесс формирования предметных и метапредметных умений и навыков;
ограниченный запас сведений и представлений об окружающем мире;
медленный темп работы, высокая тревожность и утомляемость, низкая концентрация внимания;
незрелость эмоционально-волевой сферы: низкая учебная мотивация, неспособность к волевым усилиям, особенности поведения.
Тренировочные комплексные работы можно рассматривать как
подготовительный этап к итоговой комплексной работе на основе единого текста. В течение учебного года в школе такая подготовительная работа проводилась в 1 – 3 классах С(К)О VII вида.
Тренировочные комплексные работы с учащимися 1 класса проводились в послебукварный период, когда все дети в той или иной степени овладели навыком чтения и письма /1 раз в неделю/.
Тренировочные комплексные работы во 2 и 3 классах проводились в течение учебного года /1 раз в месяц/.
В конце учебного года учащиеся 1 - 3 классов С(К)О VII вида, также как и учащиеся общеобразовательных классов, выполняли итоговую комплексную контрольную работу на основе единого текста. В ходе выполнения итоговой комплексной работы негативных реакций со стороны детей не наблюдалось, так как аналогичные работы выполнялись многократно в полной объеме или частично (например, только работа по смысловому анализу небольшого текста).
Анализ работ показал: 94,4 % учащихся выполнили работу и достигли базового уровня; 5,6 % не достигли базового уровня (учащиеся имеют рекомендацию: обучение по программе С(К)ОУ 8 вида).
Тренировочные комплексные работы включают в себя задания на формирование некоторых универсальных учебных действий.
Например:
Примерные задания (инструкции) в тренировочной комплексной работе
Формируемые умения
Прочитай текст шепотом (про себя), если не понял смысла текста, прочитай еще раз.
Технические и смысловые компоненты чтения.
Определи о ком (о чем) говорится в первом (втором) абзаце.
Умение ориентироваться в структуре текста, выделять и кратко передавать основную мысль абзаца.
Спиши первое (второе) предложение; предложение про …; предложение из трех (четырех слов).
Умение находить в тексте прямой ответ на поставленный вопрос.
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение.
Выпиши из текста определенные слова (например: объекты природы); соедини стрелками; закрась лишнее слово.
Умение приводить примеры из текста к предложенному заданию.
Раздели слова на группы; в тексте выдели слова, который относятся к определенной группе.
Умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.
Найди слова, в которых звуков больше, чем букв; букв больше, чем звуков; состоящие из двух (трех) слогов.
Умение выполнять фонетический анализ.
Используя данные текста, составь вопрос к задаче; реши задачу; выполни арифметические действия.
Умение решать задачи изученных видов, понимать смысл арифметического действия.
Напиши свое мнение; напиши несколько предложений, основанных на собственных воспоминаниях, собственном опыте.
Умение определять характер взаимоотношений человека с природой, использовать речевые высказывания для объяснения бережного отношения к природе.
Как ты понимаешь значение слов; напиши синонимы к словам; в словаре найди значение слов.
Умение определять лексическое значение слов, пользоваться словарем.
Соблюдение определенных условий проведения тренировочных комплексных работ, а именно: систематичность, подробный анализ и работа над ошибками, благоприятный эмоциональный настрой, индивидуальная обучающая помощь, значительно повышает уровень сформированности у ребенка важнейших предметных аспектов обучения и его компетентность в решении разнообразных проблем.
Результаты тренировочных комплексных работ помогут учителю (учителю-дефектологу) определить типичные и индивидуальные трудности в усвоении программного материала, в формировании универсальных учебных действий. Анализ тренировочных комплексных работ может стать основой для планирования дальнейшей коррекционно-развивающей работы.