kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подборка заданий по развитию речи, построенных на русских пословицах и поговорках

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий по развитию речи, построенных на русских пословицах и поговорках»

Игровые задания, в содержании кото­рых используются русские народные пословицы, пред­назначенные детям младшего школьного возраста для ис­правления речевых наруше­ний и формирования школь­но-значимых функций.


Половинки

(задание на развитие словесно-логическо­го мышления и установление причинно-следственных свя­зей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны по­добрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, про­читав конец пословицы, пред­ложив детям найти ее начало.


Любишь кататься,

Делано наспех,

Что посеешь

За двумя зайцами погонишься,

Доброе слово

У плохой пряхи

Волков бояться —

Век живи,

Как аукнется,

Чем дальше в лес,

Делу время,

Не в свои сани

Поспешишь —

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

то и пожнешь.

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

а дома лучше.

тем больше дров.

век учись.

так и откликнется.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.


Пропущенные слова

(зада­ние на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадать­ся, как правильно в содержа­нии пословиц расставить сло­ва большой — маленький, что­бы они имели поучительный смысл и верно согласовыва­лись с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело луч­ше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ де­рево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лод­ку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.

 

Слова с противоположным смыслом

(задание на расши­рение и обогащение словаря, работа над словами-антонима­ми).

В этом задании нужно най­ти слова с противоположным смыслом сначала в послови­цах, распечатанных на карточ­ках, затем выполнять это за­дание на слух. Пословицы можно разделить на несколь­ко групп, в зависимости от того, какой частью речи яв­ляются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет, а не уче­нье — тьма.

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глу­пый — своего товарища.

Умный делу научит, а глу­пый только наскучит.

Было бы начало, будет и конец.

Будет день, будет и ночь.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг.

Сытый голодного не разу­меет.

От лени — болезнь, от ра­боты — здоровье.

Добро побеждает зло.

Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг подда­кивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодо­сти, пригодится и в старости.


Имена прилагательные

Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

Старый друг лучше новых двух.

Черная земля белых рук не любит.

У мудрого человека длин­ные уши и короткий язык.

Жизнь короткая, а слава долгая.

Доброго чти, а злого не жалей.

За доброе жди добра, за худое — худо.

Добрая слава лежит, а ху­дая — бежит.

Белый хлеб растет в черной земле.

Нового счастья ищи, а ста­рого не теряй.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Не называй дурное хоро­шим, а черное белым.

Глаголы

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Умей взять, умей и отдать.

Как пришло, так и ушло.

Умеешь ссориться, научись и мириться.

Дождик вымочит, солнце высушит.


Другие части речи

Меньше болтай, да больше соображай.

Меньше говори, больше слу­шай.

Мягко стелет, да жестко спать.

Говорит прямо, а делает криво.

Болен — лечись, здоров — берегись.

Думай медленно, работай быстро.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.

Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

За чужим погонишься — свое потеряешь.

Наибольшую сложность для детей могут вызвать послови­цы, в которых используется несколько слов-антонимов.

Мир строит, а война раз­рушает.

Чем длиннее день, тем ко­роче ночь.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Горе старит, радость мо­лодит.

Добро поощряй, а зло пори­цай.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Труд всегда дает, а лень всегда берет.

Легко взять, да трудно отдать.



Веселые рифмочки

(зада­ние на развитие чувства рит­ма, активизацию слухового внимания и памяти, коррек­цию фонематического слуха).

Детям необходимо внима­тельно послушать пословицу и назвать в ней рифмующие­ся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)


Человек лукавый, что кар­ман дырявый.

Лишнее поже­лаешь — последнее потеря­ешь.

Расти большой, да не будь лапшой.

Кто землю лелеет, того и земля жалеет.

Как в мае дождь, так будет и рожь.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

В зимний хо­лод всякий молод.

Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?

Всякому молод­цу — ремесло к лицу.

Не бы­вает скуки, коли заняты руки.

Еле-еле душа в теле.

Здоров будешь — все добудешь.

Ку­рить — здоровью вредить.

Сла­ву свою добывай в бою.

Трус и таракана примет за вели­кана.

Умелый боец везде мо­лодец.

Хорош грибок — бе­лый, а солдат смелый.

Кто драку затевает, тот сам битым бывает.

На языке мёд, а под языком лёд.

Не стыдно мол­чать, когда нечего сказать.

У врача лечись, а у умного — учись.

Бояться волков — быть без грибков.

Поспешишь — людей насмешишь.

И в мое оконце засветит солнце.

Хлеб- соль кушай, а хозяина слу­шай.

Источники: 

1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками”  Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь

2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подборка заданий по развитию речи, построенных на русских пословицах и поговорках

Автор: Антонец Ирина Витальевна

Дата: 27.04.2017

Номер свидетельства: 412040


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства