Подборка заданий по развитию речи, построенных на русских пословицах и поговорках
Подборка заданий по развитию речи, построенных на русских пословицах и поговорках
Игровые задания, в содержании которых используются русские народные пословицы, предназначенные детям младшего школьного возраста для исправления речевых нарушений и формирования школьно-значимых функций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подборка заданий по развитию речи, построенных на русских пословицах и поговорках»
Игровые задания, в содержании которых используются русские народные пословицы, предназначенные детям младшего школьного возраста для исправления речевых нарушений и формирования школьно-значимых функций.
Половинки
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
Любишь кататься,
Делано наспех,
Что посеешь
За двумя зайцами погонишься,
Доброе слово
У плохой пряхи
Волков бояться —
Век живи,
Как аукнется,
Чем дальше в лес,
Делу время,
Не в свои сани
Поспешишь —
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
то и пожнешь.
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
а дома лучше.
тем больше дров.
век учись.
так и откликнется.
потехе час.
не садись.
людей насмешишь.
один раз отрежь.
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь.
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало, будет и конец.
Будет день, будет и ночь.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг.
Сытыйголодного не разумеет.
От лени — болезнь, от работы — здоровье.
Добро побеждает зло.
Кто солгал с утра, будет лгать и вечером.
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости, пригодится и в старости.
Имена прилагательные
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Старый друг лучше новых двух.
Черная земля белых рук не любит.
У мудрого человека длинные уши и короткий язык.
Жизнь короткая, а слава долгая.
Доброго чти, а злого не жалей.
За доброе жди добра, за худое — худо.
Добрая слава лежит, а худая — бежит.
Белый хлеб растет в черной земле.
Нового счастья ищи, а старого не теряй.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Не называй дурное хорошим, а черное белым.
Глаголы
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Умей взять, умей и отдать.
Как пришло, так и ушло.
Умеешь ссориться, научись и мириться.
Дождик вымочит, солнце высушит.
Другие части речи
Меньше болтай, да больше соображай.
Меньше говори, больше слушай.
Мягко стелет, да жестко спать.
Говорит прямо, а делает криво.
Болен — лечись, здоров — берегись.
Думай медленно, работай быстро.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Лучше тихо, да вперед, чем скоро, да назад.
Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.
За чужим погонишься — свое потеряешь.
Наибольшую сложность для детей могут вызвать пословицы, в которых используется несколько слов-антонимов.
Мир строит, а война разрушает.
Чем длиннее день, тем короче ночь.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Горе старит, радость молодит.
Добро поощряй, а зло порицай.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Труд всегда дает, а лень всегда берет.
Легко взять, да трудно отдать.
Веселые рифмочки
(задание на развитие чувства ритма, активизацию слухового внимания и памяти, коррекцию фонематического слуха).
Детям необходимо внимательно послушать пословицу и назвать в ней рифмующиеся слова. (Подборка пословиц дана ниже.)
Человек лукавый, что карман дырявый.
Лишнее пожелаешь — последнее потеряешь.
Расти большой, да не будь лапшой.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
В зимний холод всякий молод.
Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый?
Всякому молодцу — ремесло к лицу.
Не бывает скуки, коли заняты руки.
Еле-еле душа в теле.
Здоров будешь — все добудешь.
Курить — здоровью вредить.
Славу свою добывай в бою.
Трус и таракана примет за великана.
Умелый боец везде молодец.
Хорош грибок — белый, а солдат смелый.
Кто драку затевает, тот сам битым бывает.
На языке мёд, а под языком лёд.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
У врача лечись, а у умного — учись.
Бояться волков — быть без грибков.
Поспешишь — людей насмешишь.
И в мое оконце засветит солнце.
Хлеб- соль кушай, а хозяина слушай.
Источники:
1. «Пословицы и поговорки в коррекционной работе с младшими школьниками” Оглоблина И.Ю., канд. пед. наук, учитель-дефектолог СШ № 19, г. Минск, Республика Беларусь
2. “Русские пословицы в лицах” Художественное издание почтовых карточек, компания “Зингер”, С-Петербург, 1914 г.