- готовые образцы изделий, выполненные плетением «в крест»;
- крупные бусины, шнур для демонстрации плетения цепочки;
- презентация по теме занятия.
Этапы занятия
Организационная часть.
Контроль посещаемости.
Проверка готовности к занятию.
Мотивация.
Актуализация знаний.
Построение проекта выхода из затруднений.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону.
6.1. Правила безопасной работы.
Физкультминутка.
Практическая работа по графическим схемам.
Оценка работ учащихся.
Рефлексия деятельности.
Уборка рабочих мест.
Ход занятия
Организационная часть
1.1. Контроль посещаемости.
Проверка готовности к занятию.
Прежде, чем начать работу, что мы должны проверить?
Посмотрите на свои рабочие места, правильно ли у вас все лежит?
Стараемся содержать рабочее место в порядке – это сделает нашу работу эффективной.
Мотивация
Ребята, какие украшения носят ваши мамы?
(бусы, сережки, броши, кольца, браслеты).
Посмотрите на это украшение. Что вы можете сказать о нем?
(Это браслет. Он сплетен из бисера.)
Молодцы! Сегодня мы с вами научимся плести цепочку «в крест», из которой можно изготовить браслет или колечко. Ваше изделие может стать прекрасным подарком на любой праздник.
Актуализация знаний
Презентация «Цепочка «в крест»»
Слайд 1-2
Как вы считаете, почему это плетение называется «в крест» или «крестик»?
(Бисеринки в цепочке размещаются таким образом, что напоминают крестики).
Слайд 3
Цепочку «в крест» можно плести одной или двумя иглами.
Слайд 4 (видео «Плетение цепочки «в крест» двумя иглами»)
Одинарные цепочки удобнее плести на двух иглах. Изделие будет ровное и аккуратное.
Слайд 5 (варианты расширенных цепочек «в крест»)
Но плетением «в крест» можно выполнять и многорядные цепочки и даже широкое полотно. Такое плетение ещё называют монастырским.
Монастырское плетение (на английском — right-angle weave) появилось еще в древние времена. В России способ плетения «в крест» был известен еще в XVIII веке.
В старину с помощью этой техники оплетали оклады икон, различные предметы церковной утвари и другое. Сейчас такой вид рукоделия активно используется для ярких аксессуаров: браслетов, фенечек, сережек, колье, подвесок. Часто плетение можно увидеть на воротничках, галстуках. Расширенным плетением «в крест» украшают интерьер — это рамки для фото и картин, обложки, шкатулки, вазы.
Широкое полотно неудобно плести двумя иглами, работа идет намного дольше, нужно следить за правильным направлением обеих нитей. Если плести одной иглой, то работа пойдет быстрее.
Но при плетении одной иглой однорядных цепочек бусинки ложатся криво. Поэтому однорядные цепочки мы будем плести двумя иглами.
Построение проекта выхода из затруднений
Какие материалы и инструменты понадобятся нам для плетения цепочки?
(бисер, нить, воск, две иглы)
Цепочка «в крест» плетется следующим образом:
Слайд 10, 11, 12,13 (последовательность выполнения цепочки «в крест»)
Каждое звено цепочки состоит из четырех бусин. Две боковые бусины и две бусины посередине цепочки. Средние бусины называются бусины-связки, т.к. в них будут проходить оба конца нити.
На середину нити набираем среднюю бусину. Вторая и третья бусины нанизываются отдельно на правую и левую нить. Это боковые бусины. Четвертую бусину-связку нанизываем на один конец нити, а вторым проходим в эту же бусину в противоположном направлении.
Первичное закрепление
Показывая готовый браслет, выполненный плетением «в крест», педагог анализирует его вместе с детьми по предложенной каждому ребенку схеме (приложение 1), параллельно показывая способ плетения на крупных бусинах.
Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону
Правила безопасной работы (приложение 2).
- Прежде, чем вы приступите к изготовлению работы, скажите мне, пожалуйста, о чем вы не должны забывать при работе с бисером, ножницами, иглами?
Физкультминутка (приложение 3).
Практическая работа по графическим схемам.
В процессе работы:
- проверить организацию рабочего места и соблюдение правил безопасной работы;
- проверить правильность выполнения изделия.
За 10 минут до окончания занятия педагог объясняет обучающимся, как закончить работу над изделием:
Ребята, у нашего браслета нет застежки. Цепочка сомкнута в кольцо.
Как вы думаете, как это сделать?
Слайд 14
Чтобы цепочку сомкнуть в кольцо, мы набираем на обе нити по одной боковой бусине. Правый конец нити вводим в первую бусину-связку справа, а левый коней нити – слева. Затягиваем плетение.
Слайд 15
Для того, чтобы закрепить нить, проплетаем два звена в обратном направлении. Между 1-й и 2-й бисеринами завязываем узелок нити I. Между 2-й и 3-й бисеринами завязываем узелок нити II. Проплетаем в обратном направлении еще 2-4 звена. Нити отрезаем.
Оценка работы учащихся.
Рефлексия деятельности
Что на занятии вам понравилось больше всего?
Что нового вы узнали сегодня?
Сможете ли теперь сами сплести такой браслет?
А кому будет нужна моя помощь?
А как еще можно использовать цепочку «в крест»?
Впереди еще много праздничных дат, и кто желает, может сплести украшение в подарок родным или друзьям. А знаете, как бывает приятно получить подарок, сделанный своими руками без повода, просто от души.
Уборка рабочих мест
Хочу сказать вам большое спасибо за ваше активное участие и хорошую работу.
Приложение 1
Схема плетения цепочки «в крест» двумя иглами
Приложение 2
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
С ножницами
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами со скругленными концами
Ножницы клади кольцами к себе, не оставляй раскрытыми.
Следи за движением лезвий во время резания.
Передавай ножницами кольцами вперед.
Не играй с ножницами, не подноси к лицу.
С иглами
Иглы и булавки храни всегда в игольнице.
Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.
Передавай иглу ушком вперед или в игольнице.
Не вкалывай иглу в одежду, не бери в рот, не играй с ней.
До и после работы проверь количество игл.
С нитками
Для работы бери нить длиной 50 – 60 см.
Нитки обрезай только ножницами, ни в коем случае не рви, не откусывай зубами (можно пораниться).
С бисером
Храни бисер в пузырьках или баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетиках.
Не следует смешивать бисер разного вида и цвета.
В процессе работы насыпай немного бисера на ворсистую ткань.
Рассыпанный на полу бисер может стать причиной подскальзывания или падения, поэтому подмети за собой рассыпанный бисер.
Приложение 3
Гимнастика для глаз.
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
Пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки.)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого.)