Подбор песен на начало мероприятия и на паузы-заставки («Родительский дом», «Погода в доме», «Под крышей дома», мелодия из к/ф «Усатый нянь»).
Для работы в группах: фломастеры, листы бумаги в форме лепестков цветов, строительных кирпичей, листов дерева.
Ожидаемый результат:
создание условий для:
более тесных взаимоотношений родителей и детей;
оказания позитивного влияния на воспитание своих детей;
формирование адекватного восприятия детьми и их родителями мнения взрослого, ребёнка.
Предварительная работа.
Творческая группа детей совместно с классным руководителем готовит приглашения на родительское собрание.
Создание презентации классным руководителем «Семейные ценности - основа школьной успешности», разработка плана-конспекта родительского собрания.
Подготовка видеоматериала с участием детей.
Изготовление наглядного материала (карточки, высказывания, памятки).
Подготовка детьми проектов и рисунков «Моя семья».
Ход собрания.
Слайд 1.
Собрание проходит в классе. Родители рассаживаются по 3 группам. Во время рассаживания участников собрания звучит песня «Родительский дом, начало начал».
Вступительная часть.
Слайд 2.
Добрый день, уважаемые гости, родители.
Перед началом собрания вы как обычно получили приглашения, такие же приглашения я раздам и нашим гостям.
Сегодня нашу встречу я хочу начать с необычного для вас упражнения «Договори словечко». Эта одна из любимых игр ваших детей. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете его словами «Ну конечно, наши дети».
Учитель: Кто прекрасней всех на свете?
Родители: Ну конечно, наши дети!
Учитель: Кто умнее всех на свете?
Родители: Ну конечно, наши дети!
Учитель: Кто милей вам всех на свете?
Родители: Ну конечно, наши дети!
Учитель: Кто вам сердце любовью лечит?
Родители: Ну конечно, наши дети!
Учитель: Кто так жаждет с вами встречи?
Родители: Ну конечно, наши дети!
Речь сегодня, как и всегда пойдёт о наших самых прекрасных, самых милых, добрых и родных, о наших детях.
Слайд 3.
А тема нашего родительского собрания «Семейные ценности - основа школьной успешности».
Посмотрите на доску. Перед вами элементы картины. К окончанию собрания мы должны завершить эту картину.
Основная часть.
Сегодня мы с Вами в ходе нашей встречи затрагиваем не простую и очень значимую тему.
А начнём мы наш разговор с небольшой разминки.
Как вы думаете, какие факторы влияют на становление вашего ребёнка как личности? (Наследственность, семья, школа, социум, накопленный общественно-исторический опыт, средства массовой коммуникации).
Какой фактор нужно поставить на первый план?
Я называю слово, а ваша задача подобрать нужные слова и фразы, которые у вас ассоциируются с этим словом.
Слайд 4.
Слово «СЕМЬЯ» (группы родителей приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.
Накануне родительского собрания я спросила Ваших детей – что такое семья? И вот какие ответы услышала. (Видео)
Слайд 5.
Семья – это, где тебя любят.
Семья – это души огонёк.
Семья – это близкие люди.
Семья – это вера, надежда и любовь.
Семья – это любящие люди, поддерживающие в трудную минуту.
Семья – это те люди, которые помогут и поддержат, те, кто дарит тепло и заботу, ничего не требуя взамен.
Семья – это источник доброты и тепла, это место, куда хочется приходить, где тебя всегда простят и поймут.
Семья – это счастье, крепость, забота, терпение.
Семья – это место где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где мы отдыхаем душой.
Семья – это самое ценное, что есть у нас.
Семья – это совместные праздники, походы.
(Полученные ответы вывешиваются на доску в виде зелёной травы).
Посмотрите, Ваши представления и представления Ваших детей о семье совпали, это очень радует.
Слайд 6.
А что Вы понимаете под значением определения слова «ценности»?
Обобщение всего полученного.
В БСЭ слову Ценность даётся следующее определение:
Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.
Слайд 7.
Мы сегодня будем говорить о семейных ценностях.
Посмотрите на незавершенную картину на доске. Вы видите, что дерево без листочков. У вас на столах листочки от нашего дерева. Вам нужно выбрать те понятия, которые способствуют взаимопониманию в ваших семьях и прикрепить их к дереву на доске.
(Звучит песня «Погода в доме»).
(Идет работа в группах, родители выбирают на листочках от дерева определения, которые они подразумевают под словом семейные ценности. (интересные увлечения, семейные традиции, трудолюбие, взаимопомощь, любовь, тепло, добрые друзья, дружба, родители и дети, уважение, участие, взаимопонимание, забота, значимость, польза, рукоприкладство, безделье, ложь, агрессия, безразличие, тунеядство, жестокость, малодушие, брань, лень, алкоголь, коварство).
Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих листочков к дереву, на доске.)
А какие понятия Вы не прикрепили к нашему дереву?
Для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей.
Слайд 8.
Из семьи, из семейных ценностей, складываются представления ребенка о справедливости, вежливости, внимательности, доброте, о честности, о сострадании, о правилах поведения в обществе, из семьи же вытекает и школьная успешность. И при посадке дерева мы с вами уже назвали те семейные ценности, которые способствуют школьной успешности ваших детей.
Слайд 9.
А сейчас рассмотрим ситуацию.
Я попрошу выйти трёх человек и проинсценировать ситуацию. (Инсценируют родители).
1) Отец: И где же, интересно, ты была? Уроки уже давно закончились, ты опоздала на два часа. Тебе просто нельзя доверять!
Дочь: Стоит только мне войти, как ты набрасываешься на меня! Никогда не даешь
возможности объясниться!
Мать: Нам уже надоели твои объяснения. Ты не заботишься ни о ком, кроме себя!
Дочь: Это ты ни о ком не заботишься. Ты никогда не интересуешься моими делами! Ты меня не любишь!
Мать: Не смей со мной так разговаривать! Теперь ты до конца месяца не пойдешь к своим подругам!
Могут ли родители служить примером в данной ситуации?
Скажите, каких ценностей не хватает этой семье?
Сможет ли ребёнок из этой семьи стать успешным в школе? Что бы вы посоветовали таким родителям?
Значит мало знать семейные ценности их нужно воспитывать в себе и в детях.
Слайд 10.
Народная мудрость гласит, что"Человек должен построить дом, посадить дерево ивоспитать сына". Дети у вас уже есть, дерево мы посадили. Осталось построить дом.
Слайд 11.
Я вам предлагаю выбрать те фразы, которые способствуют взаимопониманию в ваших семьях, являются неотъемлемой частью семейных отношений и в большей степени способствуют школьной успешности ваших детей. Из выбранных фраз построим дом для дружной семьи. Фразы у Вас на столах на кирпичиках.
(Посоветуй мне, пожалуйста.Не знаю, что бы я без тебя делала!Какие у тебя замечательные друзья! Ты — моя опора и помощница.Какая ты у меня умница! А ты как считаешь, сынок (доченька)? Какой ты у меня сообразительный!Не переживай, в следующий раз обязательно получится. Ты постарался - и всё получилось! Может быть попробуем вместе? Мне очень важно твоё мнение. Ты очень многое можешь! Твой успех - лучший подарок родителям! Я горжусь тем, что тебе это удалось! Я знала, что ты сможешь сделать это!
Сколько раз тебе повторять! Я уже не знаю, как с тобой разговаривать! И в кого ты такой уродился? Ну на кого ты похожа! Ну что за друзья у тебя! О чем ты только думаешь! И без тебя обойдусь! У всех дети как дети, а ты? Ты как со старшими разговариваешь?)
(Звучит песня «Под крышей дома»).
(Идет работа в группах, родители выбирают на кирпичиках определения, которые они подразумевают под школьной успешностью. Затем идет зачитывание определений и прикрепление этих кирпичиков к фундаменту на доске.)
Выходит, по одному представителю от группы, объясняя почему группа выбрала именно то или иное понятие.
А какие определения Вы оставили на столах?
Слайд 12.
Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям. Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Благодаря этому ребёнок становится успешным в школе и в жизни.
Слайд 13.
А теперь, когда мы выбрали фразы, способствующие школьной успешности наших детей, разыграем ту же ситуацию, но допустим, что этой семье есть взаимопонимание, доверие, любовь и уважение друг к другу.
Отец: Мы так волновались! Уроки уже давно закончились, а мы даже не знали, где ты!
Дочь: Мне очень жаль, что вам пришлось беспокоиться. Автобус сломался, и мне пришлось долго ждать другого, а телефона, к сожалению, под рукой не было. Мне правда очень жаль.
Мать: Ладно. Всякое бывает в жизни. Главное, что ты дома и вне опасности.
Конечно, нельзя гарантировать, что все пройдет так гладко. Однако у вас появляется существенно больше шансов добиться взаимопонимания. И конечно, ребёнок в этой семье знает, что мама и папа самые близкие ему люди, готовые прийти на помощь, поддержать в любой ситуации.
Слайд 14.
Уважаемые родители, перед вами на доске цветочки, но пока они ещё не распустились. Я прошу вас обсудить в группах какими качествами, по вашему мнению, должен обладать ваш ребенок, чтобы быть успешным в школе? Запишите на лепестках цветов и прикрепите их к доске.
(звучит мелодия из к/ф «Усатый нянь»)
(Если ответы повторяются, то это и есть основные ценности).
Надеюсь, что в Ваших семьях присутствуют все те ценности, о которых мы сегодня говорили и я уверена, что Ваши дети станут такими, какими Вы их представили сегодня -успешными в школе и в жизни.
Слайд 15.
-Посмотрите, какая у нас на доске получилась картина. Не хватает лишь солнышка, чтобы оно обогрело всех своим теплом.
Какие же семейные ценности должны присутствовать в семье, чтобы наши дети стали успешным в школе? Давайте их еще раз повторим.
Предлагаю Вам обратить внимание на экран…
(Появляются определения терминов – задача родителей, соотнести появившийся термин, с карточкой – лучиком, лежащим на столе. Та группа, которая обнаруживает у себя соответствующий лучик – крепит его к доске, чтоб получилось солнышко)
Слова красным шрифтом, появляются только после того, как группой был найден соответствующий термин.
Слайд 16.
Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте. (сопереживание)
Слайд 17.
Всей семьёй Вы способны на многое. (поддержка)
Слайд 18.
Нежная забота друг о друге. (любовь)
Слайд 19.
Предполагает, что Вы считаетесь с интересами друг друга. (равенство)
Слайд 20.
Прислушиваться друг к другу. (умение слушать)
Слайд 21.
Уважение и благодарность. (признание)
Слайд 22.
Чувство безопасности и уверенности. (доверие)
Слайд 23.
Умение принимать человека таким, какой он есть. (толерантность)
Слайд 24.
Умение уступать друг другу. (компромисс)
После того, как солнышко построено делается вывод.
Итак, чтобы наши дети были успешными в школе и в жизни в наших семьях должны быть:
Теперь наша картина полностью готова. И в завершении мне бы хотелось прочитать небольшую притчу «О Карандаше».
Слайд 26.
Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. — Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещён в коробку с другими карандашами.
Слайд 27.
Как вы понимаете наказы, данные карандашу мастером?
Все наказы, данные карандашу мастером тоже будут способствовать тому, чтобы ребёнок стал успешным в школе и жизни.
Подведение итога. Рефлексия.
Слайд 28.
Вот и подошла к концу наше собрание. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций было дано! Я же подведу итог разговора одной единственной фразой «Душа ребёнка подобна скрипке, как к ней прикоснёшься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребёнка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.
Слайд 29.
А сейчас нам нужно вынести решение нашего собрания. Есть ли предложения по решению родительского собрания?
Решение собрания:
Беречь свои семейные ценности, хранить их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга. Именно семейные ценности являются основой школьной успешности.
Ув. Родители, на обратной стороне приглашений у вас записано начало предложений. Поделитесь своими впечатлениями.
Мне понравилось…
Я узнал…
Я смогу применить…
Я желаю…
А наши гости хотят высказать свои впечатления?
В память о нашей встрече я бы хотела раздать вам памятки.
Слайд 30.
Благодарюза понимание и сотрудничество.
Звучит песня «Родительский дом».
Советы родителям"психотерапия неуспеваемости" (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)
Правило первое:не бей лежачего. "Двойка" - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе:не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится", перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.
Правило третье:за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое:хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы.
Правило пятое:оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое:не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
Правило седьмое:техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
Правило восьмое:ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытаетс я их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.