Работа посвящена русской избе. Изба создает те условия, где есть место и смысл жизни - для детей, взрослых и стариков, объединенных общими интересами. В избе и при ней предостаточно помещений, где член вот такой единой семьи находит место для своего, каждому человеку в свою меру необходимого - желания уединения.Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Что такое – ДОМ? Это теплое, уютное место, куда мы возвращаемся после долгого (или не очень) отсутствия, и приходит совершенно необычное ощущение – кажется, что ЗДЕСЬ нам рады даже стены! Работая над проектом,мы смогли «прикоснуться» к истокам создания русского жилища, к истории культуры, познакомилась с обычаями, приметами и бытом моего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первые шаги в науку.Русская изба »
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4-х КЛАССОВ
Тема:
« Русская изба»
Выполнила работу
Распутина Ева
учащаяся 2"а" класса
МБОУ Наримановского
района «СОШ№2
Руководитель –
Николаевна Лидия Ивановна.
2015год
Содержание
Введение ……………………………………………
Основная часть
Выбор места для строительства избы ………………… ……………………
Материалы для строительства ………………… .. …………………………
Планировка русской избы .......................................................................
Убранство русской избы ……………………………………………...
Приметы и суеверия русских людей при строительстве избы ………………………………………………
Создание творческого продукта …………………………………………
IV. Выводы …………………………………………………
V. Источники ……………………………………………………
Цель исследования: учиться самостоятельно добывать знания об истории русской избы; Задачи: 1) исследовать материал, связанный с историей русской избы; 2) изучить внешний облик и внутреннее убранство русской избы; 3) познакомиться с предметами русского народного быта и обычаями; 4)создать творческий продукт «Модель русской избы» Гипотеза: Русская изба – действительно удивительное творение рук человека. Объект исследования: Русская изба. Методы исследования:
Знакомство со справочной и энциклопедической литературой по теме.
Творческий продукт
Анализ результатов.
План исследования:
Подбор необходимой литературы.
Знакомство с источниками информации из Интернета.
Изучение полученной информации.
На основе полученной информации создать творческий продукт.
Выводы.
Введение.
Работа посвящена русской избе. Изба создает те условия, где есть место и смысл жизни - для детей, взрослых и стариков, объединенных общими интересами. В избе и при ней предостаточно помещений, где член вот такой единой семьи находит место для своего, каждому человеку в свою меру необходимого - желания уединения. И стремится человек поближе к своим отдыхать, в тепло и уют. Крылечко под шапкой. Я искала в нашем прошлом то, что пригодно быть нашим, не привозным, Лекарством нашего настоящего и здоровой базой нашего будущего. Это не означает бездумного возвращения во тьму веков, а - пристального осмысления векового опыта и отбора: это мне годится для духовного здоровья и усовершенствования, для сильного государства, для крепкой семьи, для радости бытия, для красивой жизни - красивой без кавычек, умной и здоровой, где удобства и нагрузки умеренны. Для счастья.
Актуальность
В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. Прелесть русской деревенской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Что такое – ДОМ? Это теплое, уютное место, куда мы возвращаемся после долгого (или не очень) отсутствия, и приходит совершенно необычное ощущение – кажется, что ЗДЕСЬ нам рады даже стены! И здесь мы можем сказать себе с уверенностью: «Мне здесь хорошо! Меня здесь ждут!» Понятие дома связывалось с нравственностью, правом, памятью и верностью заветам. Жилище было по преимуществу носителем признака “внутренний”, оно оберегало человека от невзгод внешнего мира, создавало атмосферу безопасности, определенности, организованности, противостоящей внешнему хаосу. Дом сравнивался с матерью, которая кормит и охраняет дитя, а также с материнским чревом, с наседкой, защищающей цыплят. Закрытое, обжитое пространство, где главенствовали атрибуты дома, как постель, печь, тепло, издавна осмыслялось как женское, в отличие от неуютного холодного внешнего мира, в котором главную роль играл мужчина — землепроходец, строитель, завоеватель. Постоянно подчеркивались такие признаки дома, как прочность, неподвижность (“полна горница людей”), одушевленность. Человеку нужен был дом, соединяющий небо и землю. Он крепко стоит на земле и является для его жителя центром потустороннего, горизонтального мира. С другой стороны, он возвышается над землей, стремится к небу; “он выпускает человека вовне и в этом смысле связан с внешним миром и с верхом”. В традиционном русском сознании понятие дома связано с семейными ценностями, домашним очагом и уютом. Всем известно такое выражение как «ввести в свой дом». Оно подразумевает знакомство чужого человека с ценностями, традициями и внутренней жизнью дома. Дом - это уникальный показатель культурной принадлежности человека, его культурной самобытности и порядка. Изба - колыбель предков дедов, отцов
Основная часть
2.1 Выбор места для строительства русской избы
«Глупа та птица, которой свое гнездо не мило», - гласит старинная русская пословица.
Чтобы ваше домашнее гнездышко оставалось уютным, удобным и было мило вам долгие годы нужно предусмотреть всё и, естественно, начать следует с выбора места. Дом на берегу живописного озера - это мечта любого человека. В прошлом, наши деды и прадеды, начиная строить избу подходили очень серьезно не только к самому процессу строительства, но и к выбору места для него. Дома строили на века, рассчитывая на то, что жить в них будет не одно поколение. Была масса примет, связанных с определением участка. Например, неудачным считалось место, где раньше было захоронение, болото, проходила дорога, стояла баня. Не принято было строить дом и там, куда когда-то била молния, или в месте, где люди некогда жили, но покинули из-за наводнений или болезней.
Помогала с выбором места матушка-природа. Некоторые приметы актуальны и в наше время. Все знают, что близкое расположение грунтовых вод не слишком благоприятное условие для будущей стройки. Подсказкой могут послужить растущие рядом с местом деревья. Хвойный лес, липа, рябина, клен являются хорошим показателем. Осина, дуб, ясень, ива — указывают на то, что грунтовые воды близки к поверхности, а значит масса кусачих насекомых, слизней, лягушек. Также можно обратить внимание на растения. На геопатогенных зонах растет осока, кипрей и аир. Ну а изобилие полыни и зверобоя повод для размышления, наши предки на таком месте дом бы не поставили. Перед началом строительства в разных точках участка на достаточно высоких шестах подвешивали примерно одинаковые по размеру куски сырого мяса. Непригодными считались те места, на которых мясо портилось в первую очередь.
2.2. Материалы для строительства
Не очень лёгким был процесс выбора дерева. Самыми лучшими считались деревья, срубленные в последнюю четверть луны. Существовало множество запретов, например, на вывернутое непогодой дерево. Крестьяне были уверены, что это дерево вывернул для себя чёрт и при строительстве он может переселиться в новый дом. Одно дерево, повисшее на другом, предвещало пожар; дом, построенный из скрипучего дерева, нагонял на хозяев смерть или мучительный кашель; а дерево с чёрной сердцевиной могло вызвать всевозможные болезни и несчастья.
Дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев было множество на Руси. Свойства дерева, как строительного материала во многом обусловили форму деревянных сооружений. На стены изб шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю (крышу). И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.
Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость. Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Топор, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.
Пол в избе делали из широких цельных плах - брёвен, разрубленных пополам, с тщательно отёсанной одной плоской стороной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали, и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образам образовывался подпол. В нём хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более тёплой.
Окнав избах вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стёкла в Новгороде и Москве появились в 14 веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.
Роль фундамента выполняли валуны или мощные выкорчеванные пни, но часто окладной венец клали прямо на землю. Бревна для него выбирали самые толстые и смолистые. Чтобы сруб был надежным, плотники еще в незапамятные времена придумали скреплять между собой бревна вырубленными в них замками. Таких замков в старину было известно несколько десятков и делились они на два основных типа - рубка в «обло» и «лапу».
Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуёй, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту. Самым же дорогим покрытием считался «тес» (доски).
2.3 Планировка русской избы
Конструктивно избы решались в форме квадратного или прямоугольного сруба из образующих стены венцов-рядов горизонтально положенных бревен, связанных в углах. К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют "двухкамерными", имея в виду, что в нем два помещения. Начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам – клети. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником".
Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.
2.4 Убранство русской избы
Внутренняя обстановка избы основывалась на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя.
В избе устанавливались неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам. Переносные лавки с четырьмя ножками или с заменяющими их по бокам глухими досками, на которых было сиденье, называлась скамьей. Спинки могли перекидываться с одного края скамьи на противоположный. Такие скамьи с перекидной спинкой называли переметными, а саму спинку — перемет. Резьбой главным образом украшали спинки, которые делали глухими или же сквозными — столярно-решетчатой, резной или токарной работы. Длина скамьи несколько больше длины стола. Скамьи в горницах обычно покрывали специальной тканью — полавочником.
Стол обычно был значительных размеров в расчете на большую семью. Крышка стола прямоугольная, делали ее из хороших досок без сучков и тщательно обрабатывали до особой гладкости. Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи — поставцы, которые размещали около печи.
Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие — длиной до 2 м и маленькие 50-60 см (укладки ). Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. Высоко ценились сундуки из древесины кедра, специфический запах которой отпугивает моль. Широко применили в избе полки, закрепляемые к стене наглухо. Полки, примыкавшие к стене по всей длине, назывались вислыми (от слова висеть), полки, опирающиеся только концами, — воронцы. Полки-воронцы разделяли помещение избы на самостоятельные части: одним концом они опирались на столб или брус около печек, а другим — входили между бревен стены. К полкам можно также отнести и навесной настил — полати, которые делали над входной дверью; между печкой и стеной. Крепили полати к стенам и на опорах-столбах.
С течением времени в крестьянском жилище начинают появляться шкафы. Для сна использовали лавки, скамейки, встроенные и передвижные кровати. Встроенная кровать размещалась в углу, наглухо крепилась к стенам с двух сторон и имела одну спинку. Для грудных детей предназначались подвесные люльки, зыбки или колыбели, которые украшали резьбой, токарными деталями, росписью, фигурными вырезами в досках.
Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое она воплощает в себе идею домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Выпущенные концы толстых брусков подпечья, подпирающих тяжелый шесток печи спереди и лавку-лежанку сбоку, обрабатывали топором в выразительных формах, соответствующих их назначению как опоры большого груза.
Иногда у печи устраивался угол для стряпни, отделенный деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой, шедшей не до самого верха. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол стол, скамьи выскреблены; на кроватях кружевные оборки - подзоры; оклады икон начищены до блеска.
Приметы и суеверия русских людей при строительстве
избы
1.Для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывших лесных дорог, то оно может разрушить сруб и задавить хозяев дома.
2. Под бревна первого венца, подушку окна укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома.
3.В основания жилища клали жертву Богам. Чаще череп коня или быка. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). И все-таки древняя вера, что дом строится "на чью-нибудь голову", бытовала неискоренимо. По этой причине старались оставить хоть что-нибудь, хоть краешек крыши, незавершенным, обманывая судьбу.
4. Да и сам дом живой: стоит сруб на пнях — лапах, дверь — пасть его, а окна — глаза. И как у всякого живого есть у дома “перед” и “зад”. Недаром ведь, фронтон дома — чело, а украшения на лицевой части дома — наличники. И “перед” лучше “зада”. Благой путь лежит через ворота, к которым дом обращен передом. А неправый путь, путь лихих людей — путь “задами”.
5. При входе в чужой дом полагалось остановиться у порога и прочесть краткую молитву — укрепиться для перехода на чужую территорию. Отправляясь в дальнюю дорогу, следовало немного молча посидеть на лавке у порога — проститься с домом. Повсеместен запрет здороваться и прощаться, разговаривать друг с другом через порог.
6.Так, если заболевал грудной ребенок, его считали “недопеченым” и проводили обряд “перепекания” — на время засовывали в протопленную, но несколько остывшую печь на хлебной лопате (ср. Иванушка у Бабы Яги в русских сказках).
7. "Коньки" на крышах русских изб отнюдь не "для красоты". В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся "телом", четыре угла - четырьмя "ногами". Ученые пишут, что вместо деревянного "конька" некогда укрепляли настоящий лошадиный череп.
8. Центром домашнего мира провозглашается огонь. Не случайно настоящий хозяин избы, домовой, живет под печью. И при переезде в новый дом нужно обязательно перенести из старого горящие угли, а вместе с ними и домового. По сути, домовой — это дух домашнего огня.
9. В свадебном ритуале жених и поезжане (участники свадебного поезда), приехав за невестой, должны перепрыгнуть через порог ее дома, не касаясь его ногами. Невеста же, входя в дом жениха после венчания, должна немного постоять на пороге.
10. Окно, как и всякий другой проем в доме (дверь, труба) считалось очень опасным местом. Через окна в избу должен проникать лишь свет с улицы. Все остальное опасно для человека. Потому, если птица влетит в окно — к покойнику, ночной стук в окно — возвращение в дом покойника, недавно отвезенного на кладбище. Вообще, окно повсеместно воспринималось как место, где осуществляется связь с миром мертвых
3.Творческий продукт. Этапы создания макета «Русская изба»
Идея создания макета русской избы возникла у меня после первого урока технологии в классе, на котором мы занимались изготовлением убранства для нее, чтобы наглядно прикоснуться к истории моего народа.
Шаг 1. Для работы нам понадобились: ножницы, бумага формата А4 (альбомные листы) или старые газеты, клей, гуашь, клеенка, тряпочка, линейка, картон, карандаш и кисточка.
Шаг 2. Берем в руки лист бумаги и скручиваем , заворачивая в него тюбик клея, так как он подходит нам по диаметру, и все детали будут одинаковы в окружности, тем самым убыстряя ход работы, не требуется дополнительной разметки бумаги.
Шаг 3. Склеиваем наше «бревнышко» по кромке клеем.
Шаг 4. После того, как сделано необходимое количество «бревнышек», прокрашиваем их красками, и оставляем до полного высыхания. Всю работу выполняем на клеенке.
Шаг 5. После того как наши детали готовы, берем картон, который будет служить основой, и начинаем приклеивать бревнышки, таким образом, чтобы они были похожи на сруб, лишнее аккуратно обрезая ножницами.
Шаг 6.По такому же принципу делаем крышу, проемы , которые служат дверью и окном ,обклеиваем бумагой и раскрашиваем в другой цвет.
Наша изба готова!
Шаг 6. А вот русскую печь, которая была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом, я вылепила из солёного теста. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. В старину говорили - Печь краса – в доме чудеса!
Шаг 7. На уроках труда сплели коврик.
Шаг 8. Поставили в дом лавку и стол,
Выводы
Проведя эту исследовательскую работу я убедилась в правоте своей гипотезы. Русская изба – действительно удивительное творение рук человека. Эта работа помогла узнать интересные факты о русской избе .В процессе сбора информации для работы, я ещё раз убедилась: « Что может быть милее и любимей родного дома!». Наши предки смогли передать эту любовь через века, и я горжусь ими, ведь имея в руках минимум инструментов, и лишь многолетние наблюдения за природой, они создавали дома, поистине архитектурные шедевры, которые сохранились по сей день, и стали народным достоянием. Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.При изготовлении модели русской избы, под руководством моего классного руководителя Николаевой Лидии Ивановны и помощи моих родителей, я смогла «прикоснуться» к истокам создания русского жилища, к истории культуры, познакомилась с обычаями, приметами и бытом моего народа.