Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы группы продлённого дня 2-4 классов»
22
Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 49
«Согласовано»
зам. Директора по УВР
«___»___________20___г.
«Утверждаю»
Директор школы ДОШ№49
______________________
Приказ №___от__________
.
Перспективно - тематическое планирование
учебно - воспитательной
работы и досуга с детьми
в группе продленного дня
«Солнышко»
Составила
Савченко Виктория Михайловна
Содержание.
Перспективно-тематическое планирование учебно – воспитательной работы и досуга с детьми в группе продленного дня «Солнышко
Воспитательный план
План работы ГПД помесячный
Работа с родителями.
Используемая литература
Приложение
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
Цель: повышение образовательного, нравственно-культурного, духовного и физического уровня детей путем рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения обучающихся к дополнительному образованию.
На реализацию этой цели и направлена работа группы продлённого дня нашей школы, деятельность которых регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
План работы группы продлённого дня утверждается директором образовательного учреждения.
В основу планирования работы воспитателя заложены следующие приоритетные позиции:
· создание условий для личностного развития учащихся;
· создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
· создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Нравственно-патриотическое воспитание и культура поведения.
Цели и задачи:
Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе, в целях профилактики правонарушений среди школьников.
Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.
Формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.
№ п/п
Дата
Тема занятий
Цели
Форма
С заботой о здоровье детей.
Продолжить знакомство детей со школьным медицинском кабинетом, его работниками; повторить правила личной гигиены.
Экскурсия в школьный медицинский кабинет.
«Учителя и ученики. Поведение в школе.»
Обратить внимание учеников на отношение их к учителям; выработать правила поведения в школе.
Беседа.
«Внимание: дорога!» Конкурс рисунков.
Расширить представление детей о назначении дороги, о правилах движения машин и пешеходов.
Практическое занятие.
Что такое хорошо, а что такое плохо.
Различие хороших и плохих поступков, стремление избегать плохих поступков, не капризничать.
Беседа.
Дружба начинается с улыбки.
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
Беседа.
Хорошее здоровье – превыше всего
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью; знакомство с простыми средствами его поддержания.
Беседа.
Инсценировка «Здоровый образ жизни»
Формирование здорового образа жизни у обучающихся и стойкого отношения к соблазнам; развитие умения, дать объективную оценку соблазну
Практическое занятие
Конкурсное состязание «Основы безопасности»
Познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при обращении с различными приспособлениями
Практическое занятие
«Тёмная улица и безопасность»
Подвести детей к пониманию того, что безопасность прежде всего зависит от их поступков, познакомить с основами безопасности на улице в тёмное время суток
Видеофильм.
«Ты дома один»
Предупредить возможные опасные ситуации, если ребенок находится в доме один.
Беседа
«Не шути с огнём»
Продолжить знакомство детей с правилами безопасного поведения в квартире, правилами пользования электрическими приборами
Видеофильм
КВН на тему: «Для всех без исключения есть правила движения»
Обобщить и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения
Практическое занятие.
Этикет или просто хорошие манеры
Убедить обучающихся в необходимости изучения основ этикета
Практическое занятие.
Обаяние и аккуратность
Раскрыть понятия «обаяние» и «аккуратный человек»
Беседа
Профилактика обморожений, правила поведения в зимнее время, температурный режим.
Продолжить знакомство обучающихся с правилами поведения в зимний период, с температурным режимом, с оказанием первой помощи при обморожениях.
Видеофильм
Права и обязанности детей
Содействие в осознании ребенком себя как гражданина
Беседа
Телефон доверия и социальная служба
Знакомство детей с правилами поведения в нестандартных ситуациях; развитие умения обращаться за помощью в специализированные службы
Беседа
Донецк – город мой родной
Знакомство детей с г. Донецком воспитание уважения к памятникам старины
Видеофильм
Тепло родного очага
Привитие детям семейных ценностей; повышение культурного быта
Беседа
Детям планеты «мир без тревог и слёз»
Отдать дать памяти пострадавшим в войне детям; воспитать активную гражданскую позицию
Практическое занятие
Вредные привычки.
Совместно с детьми выяснить вредные привычки; провести профилактическую беседу.
Беседа.
Литературная игра «Ай, не буду, не хочу!»
Показать на примерах литературных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными, больными.
Игра.
«Здоровье – овощи плюс фрукты, плюс ягоды»
Убедить детей, что зелень, овощи, ягоды и фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище
Игра
Инструктаж на тему: «Гололёд, ледоход, сход снега с крыши»
Познакомить детей с мерами предостороженности во время гололеда, ледохода, схода снега с крыши
Беседа
Путешествие по городу Здоровейску
Сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни
Игра-путешествие
Детское чтение. «Сказка ложь, да в ней намек».
Продолжить знакомство детей с волшебными сказками.
Учить анализировать, сравнивать героев между собой, развивать логическое мышление.
Чтение литературы.
Времена года
Систематизировать представление детей о временах года; учиться использовать полученные знания
Игра-путешествие
29
30.
Мы едем, едем, едем…
Продолжить знакомство детей с правилами поведения в различных видах транспорта
Практическое занятие.
31
32
Опасные явления природы.
Продолжить знакомство детей с опасными явлениями природы; с мерами предостороженности
Видеофильм.
33
Безопасность на воде!
Расширить знания детей о правилах поведения на воде.
Продолжить знакомство детей с играми народов мира, с особенностями их проведения
Прогулка-поиск. Состязание команд по прохождению маршрута по приметам
Развитие координации движений
Игровая программа «Тили Рам – кого вам»
Развлечение
Спортивный праздник на тему: «Мама, папа, я – спортивная семья»
Развлечение
Разучивание физкультминуток
Развивать быстроту реакции, внимание
Занятия на тренажерах
Общая физическая подготовка
День личных спортивных рекордов
Подведение итогов в различных номинациях
33.34
Отдых детей на свежем воздухе
Развлечение
35
Весенний кросс
Общая физическая подготовка
Эстетическое воспитание
Девиз: «Дерзайте, вы таланты!»
Цель и задачи:
Формировать у детей образную, выразительную правильную речь.
Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, архитектура, музыка
№ п/п
Дата
Тема занятий
Цели
Конкурс рисунков на асфальте на тему: «До свидания, лето!»
Актуализировать знания детей о цвете и тоне, продолжать учить рисовать мелками; развивать эстетический вкус.
Листвы прощальная краса (Экскурсия в парк).
Организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в природе; воспитывать в детях эстетические чувства.
Конкурс рисунков на тему: «И снова осень к нам пришла»
Обобщить и систематизировать знания детей об осени; воспитывать бережное отношение к растениям.
Мир твоих увлечений
Выявить способности, увлечения, склонности, интересы детей.
Художественное чтение. Стихи об осени.
Формировать интерес к лирической поэзии.
Игра «Словарный аукцион»
Повышение эрудиции
Учимся сочинять стихи, загадки
Развивать творчество у детей, расширять их кругозор
Сочинение на тему «Если бы я был…»
Развитие творчества, фантазии воображения
Уроки Деда Всеведа (сочиняем считалки)
Развивать творчество у детей
Рисование иллюстраций к сказкам.
Побуждать детей передавать в рисунке знакомые образы; совершенствовать навыки работы.
Раскрашивание раскрашек.
Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму по рисунку; воспитывать аккуратность, усидчивость.
Беседа на тему: «Здравствуй зимушка-зима!»
Вызывать в представлении детей картины зимнего пейзажа, побуждать к поиску разнообразных средств выразительности.
Русские поэты о зиме.
Продолжить формировать интерес к лирической поэзии.
Конкурс рисунков на тему: «Сказки зимнего леса»
Вызвать эмоциональное отношение к тебе; совершенствовать технику рисования
Загадки о зиме
Расширить кругозор обучающихся
Гармония движения.
Аэробика.
Продолжить способствовать формированию потребности у детей следить за своим здоровьем.
Музыкальный час (разучивание детских песен)
Продолжать детей учить слушать музыку; развивать эстетический вкус, расширять кругозор.
Конкурс модельеров и мечтателей
Развитие творческих способностей у детей, расширение кругозора
Русские композиторы
Продолжить знакомство детей с творчеством русских композиторов
Концертный конкурс. Утренняя звезда (караоке)
Развитие творческих способностей детей, музыкального слуха
Гармония движений.
Аэробика
Способствовать формированию потребности у детей следить за своим здоровьем
Устное рисование на тему: «Песня весны»
Развивать наблюдательность, умение видеть красоту и гармонию весенней природы
Загадки о весне.
Расширение кругозора учащихся.
Конкурс рисунков о весне.
Обобщить знания детей о весне; развивать любознательность
Русское народное творчество
Обобщить знание детей по разделу
30
Экскурсия в музей
Познакомить детей с достопримечательностями музея, расширить их кругозор
31.32
Дорисуй предмет
Развитие воображения у детей, логического мышления, эстетического вкуса
Познавательное направление
(Клубный час «Эрудит»)
Девиз: «Познаем мир»
Цельи задачи:
Формирование интеллектуального потенциала детей на основе разнообразной творческой деятельности.
Открытие мира на радость и пользу друг другу.
№ п/п
Дата
Тема занятий
Цели
Час загадок
Развитие умений делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей.
Замысловатые вопросы для любознательных.
Развивать внимание, мышление, сообразительность. Учить детей выделять главные признаки предметов.
Учимся разгадывать кроссворды.
Развитие образного мышления и воображения, расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие логического мышления.
Викторина «Мир вокруг нас».
Развитие мышления, смекалки; расширение кругозора учащихся.
Смешарики. Веселые игры.
Продолжить знакомить детей с шуточными играми и конкурсами; развивать мышление, память, сообразительность; воспитывать чувство юмора.
Игры на развитие внимания и памяти.
Учить детей рассуждать, аргументировать свои высказывания.
Задания для умников и умниц.
Развивать мышление, творческое воображение.
В природе много необычного
Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Красная книга природы
Расширить представление детей об основных причинах сокращения численности животных, растений, насекомых, рыб, птиц; познакомить с мерами, необходимыми для их охраны
Экзотические животные
Выявить у детей имеющиеся знания об экзотических животных; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них; воспитывать доброе и чуткое отношение к животным; дать сведения о заповедниках и зоопарках
Викторина на тему: «Подумай и отгадай»
Развитие мышления, смекалки, расширение кругозора обучающихся
Игра «Поле чудес»
Развитие мышления, смекалки, зрительного внимания.
«Найди слова в слове».
Активизация, пополнение и уточнение словарного запаса.
Занимательная грамматика (Игровые и развлекательные задания)
Повышать грамотность у детей; прививать интерес к предмету; развивать речь, внимание, мышление, память
Турнир знатоков русского языка
Обобщить знания обучающихся, расширить их кругозор
«Веселый счет».
Формировать математические представления, умение быстро считать, ориентироваться в пространстве.
«КВМ» (клуб веселых математиков)
Развивать образное мышление и воображение, расширять кругозор обучающихся
«Крестики-нолики» (математическая игра)
Учить детей рассуждать, аргументировать своё согласие или несогласие с высказыванием партнера.
«Математический брейн-ринг»
Развитие мышления, смекалки, расширять кругозор обучающихся
«Что? Где? Когда?»
Развитие мышления, смекалки, зрительного внимания
25.
«Хочу всё знать!» (интеллектуально-познавательная математическая игра)
Развивать логическое мышление у детей, творческое воображение
26.
Задачи по сказочным сюжетам
Развитие воображения, фантазии
27.
Как преодолеть рассеянность и забывчивость
На основе занимательного игрового материала развивать у детей внимание и память
28.
29.
Незатейливые игры
Учить детей рассуждать, аргументировать своё мнение
30.
31
«Музыка весны»
Развитие наблюдательности, умения видеть красоту и гармонию весенней природы, формирование восприятия музыки
32.
«Картины прошлого нашей страны. Славяне»
Пробудить у детей чувство гордости за историческое прошлое своего народа
33.
«Картины прошлого страны. Топонимика»
Знакомство с происхождением российских географических названий; побуждение интереса к родному краю
34.
Замечательные сооружения нашего посёлка (экскурсия)
Пробудить у детей интерес к настоящему и прошлому своего края, научить их гордиться достопримечательностями своего посёлка
Общественно-полезные дела и трудовое воспитание.
Девиз: «Каждое дело с пользой»
Цель и задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.
Направить детей на участие в трудовых делах класса, школы.
№ п/п
Дата
Тема занятий
Цели
Трудовой десант. Акция «Твой пришкольный двор».
Совместно с детьми подготовить, оформить классную комнату для проведения занятий, формировать умение работать в коллективе.
Поделки из природного материала на тему: «Волшебница осень».
Расширить представление детей о многообразии и красоте окружающего мира; развивать творческие способности.
Ярмарка к празднику «День учителя»
Выполнить сувениры к празднику; развивать творческое воображение и фантазию детей.
Труд наших родителей (экскурсия в стоматологический кабинет).
Продолжить знакомство детей с трудом родителей; воспитывать уважение к людям труда.
Работа в классе (уход за цветами).
Воспитывать у учащихся навыки самообслуживания.
Изготовление сувениров ко Дню матери
Продолжить знакомство детей с историей возникновения праздника. Выполнить сувениры.
Учить детей различным приемам обработки бумаги; развивать творческие способности.
Лепка снежных крепостей и ледяных фигур
Расширить представление детей о свойствах снега; развивать мышление, воображение.
Изготовление сердечек
Продолжить знакомство детей с историей возникновения праздника, традициями; воспитать аккуратность, усидчивость.
Изготовление сувениров к 23февраля.
Продолжить знакомство детей с историей возникновения праздника. Выполнить сувениры.
Я маме дорогой дам подарок трудовой (поделки к 8 Марта)
Совершенствовать навыки работы с различными материалами и инструментами.
Работа в классе (уход за цветами, мебелью).
Совершенствовать навыки самообслуживания.
Работа с конструктором, мозаикой
Развивать самостоятельность, логическое мышление, творческое воображение, умение работать сообща.
29.30
Изготовление поделок на районный фестиваль детского творчества
Продолжать совершенствовать навыки работы с различными инструментами, развивать самостоятельность, творчество
31.32
Изготовление счётного материала для детского сада
Воспитание усидчивости, аккуратности, бережного отношения к материалам и инструментам
33.34
Труд на участке
Развивать умения составлять план предстоящей работы, воспитывать положительное отношение к труду
35
Итоговое занятие. Выставка творческих работ
ПЛАН РАБОТЫ ГПД ПОМЕСЯЧНЫЙ
Месяц
Сентябрь
Задачи
Учить детей правилам приветствия и прощания, учить отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы.
Развивать наблюдательность, находчивость.
Воспитывать слуховое внимание.
Виды деятельности
Недели
I.
II.
III.
IV.
Клубный час
Знакомство
Как человек думает
О дружбе, товариществе, о хороших людях
Как работает наша память
Познавательные беседы
Поведение в общественных местах
Поведение на перемене
Опрятность, аккуратность
Правила поведения за столом
Прогулки
Творческая.
Сбор природного материала для гербариев и поделок
Спортивная.
Игры с мячом
Наблюдение
за ветром, листопадом, работой дворника, за рекой.
Творческая.
Рисунок на асфальте
Народные игры
Разучивание:
«Горелки»
Повторение:
«Горелки»
Разучивание:
«Коршун и наседка»
Повторение:
«Горелки»
«Коршун и наседка»
Разучивание:
«Волки во рву
Повторение:
«Горелки»
«Коршун и наседка»
«Волки во рву»
Разучивание:
«Гуси- лебеди»
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Разучивание:
«Невпопад»
Разучивание:
«Продолжи разговор»
Повторение:
«Невпопад» «Продолжи разговор»
Разучивание:
«Угадай, кто кто я?»
Повторение:
«Невпопад» «Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?»
Коллективное творческое дело
Коллаж «Осень»
Подготовка к празднику «Осень в лесу»
Месяц
Октябрь
Задачи
Учить детей внимательно относиться к своим товарищам.
Развивать творческую фантазию, умение вежливо отвечать на вопросы.
Повышать уровень эмоционального состояния, самоконтроля.
Виды деятельности
Недели
I.
II.
III.
IV.
Клубный час
Учись быть внимательным
Мы с товарищем вдвоем замечательно живем
Что такое сила воли
«Нельзя» и «Можно»
Познавательные беседы
Положитель
ные и отрицательные привычки поведения
Вежливые слова
Друзья мойдодыра
Помни о других
Прогулки
Творческая.
Сбор цветов для гербариев и поделок .
Практикум.
Определить самую удобную дорогу
Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе: за рекой, деревьями, облаками, небом
Творческая.
Сбор камешков у реки для поделок
Народные игры
Повторение:
«Гуси- лебеди».
Разучивание:
«Палочка выручалочка»
Повторение:
«Гуси-лебеди».
«Палочка выручалочка»
Повторение:
«Гуси-лебеди»
«Палочка выручалочка»
Повторение:
«Палочка выручалочка» «Гуси-лебеди»
Разучивание:
«Пчелки»
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Повторение:
«Невпопад» «Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?» Разучивание:
«Диалог»
Повторение:
«Невпопад» «Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?»«Диалог»
Повторение:
«Невпопад» «Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?»«Диалог» Разучивание:
«Гости»
Повторение:
«Невпопад» «Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?»«Диалог»
«Гости»
Коллективное творческое дело
Конкурс рисунков «Палитра осени»
Мозаика из опилок
«Сказка из пластилина»
Мозаика из опилок
Месяц
Ноябрь
Задачи
Продолжать активизировать словарь детей; учить вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком); учить правилам выражения благодарности; задавать вопросы.
Развивать умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Воспитывать умение соблюдать различные правила.
Виды деятельности
Недели
I.
II.
III.
IV.
Клубный час
«Хочу» и «Надо»
Рассказ о родном городе
Твой друг - режим
Как победить хвастовство
Познавательные беседы
Правила поведения на улице
Ты и твои друзья
Уважай свое время и время других
Каждой вещи свое место
Прогулки
Задание.
Определить опасные зоны вокруг школы
Спортивная.
Игры с мячом, скакалками
Наблюдение за птицами: перелетными и зимующими
Экскурсия.
Сезонные изменения в природе
Народные игры
Повторение:
«Гуси лебеди».
«Палочка выручалочка»
«Пчелки»
Повторение:
«Гуси - лебеди».
«Палочка выручалочка»
«Пчелки»
Повторение:
«Гуси-лебеди»
«Пчелки»
«Палочка выручалочка»
Разучивание:
«Гуси»
Повторение:
«Палочка выручалочка» «Гуси»
«Пчелки»
«Гуси-лебеди»
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Повторение:
«Невпопад» «Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?»«Диалог»
«Гости» Разучивание:
«Покажи, что я делаю»
Повторение:
«Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?»«Диалог»
«Гости»
«Покажи, что я делаю»
Повторение:
«Продолжи разговор» «Угадай, кто кто я?»«Диалог»
«Гости»
«Покажи, что я делаю»
Разучивание:
«Узнай меня»
Повторение:
«Угадай, кто кто я?»«Диалог»
«Гости»
«Покажи, что я делаю»
«Узнай меня»
Коллективное творческое дело
Аппликация изптичьих перьев
Конкурс рисунков по правилам дорожного движения
Аппликация из семян
Поделки из шишек
Месяц
Декабрь
Задачи
Учить детей добиваться правильного выполнения упражнений; учить вступать в общение с занятым, разговаривающим с другими знакомым и незнакомым человеком; просить понравившийся предмет, а не брать без спроса или отобирать его у сверстника; учить задавать вопросы; не перебивая, слушать собеседника; закреплять умение отвечать на конкретный вопрос, не отвлекаясь от его содержания, умение задавать вопросы.
Развивать выдержку, умение самому проверять правильность выполнения правил игры.
Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности со взрослым и со сверстником, бережное отношение к игровым материалам.
Виды деятельности
Недели
I.
II.
III.
IV.
Клубный час
Умей дружить
Герои любимых книг
Герои любимых книг
Сам себе психолог
Познавательные беседы
Правила, обязательные для всех
Как человек думает
Учись быть внимательным
Что такое сила воли
Прогулки
Задание.
Определить достопримечательности в районе нашей школы
Развлечение.
Шутки, забавы
Наблюдение за
снежинками, снегопадом, инеем, за работой дворника
Свободные игры.
Игры по желанию детей
Народные игры
Повторение:
«Гуси лебеди»
«Палочка выручалочка»
«Пчелки»
«Гуси»
Повторение:
«Палочка выручалочка»
«Гуси»
«Пчелки»
Разучивание:
«Продаем горшки»
Повторение:
«Продаем горшки»
«Гуси»
«Пчелки»
«Гуси лебеди»
Повторение:
«Палочка выручалочка «Гуси»
«Пчелки»
«Продаем горшки»
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Приучать слушать речь, понимать, о чем говорится в тексте; соотносить слова с действиями; учить проявлять чувство благодарности; учить поддерживать общение со взрослым и сверстником.
Развивать сосредоточенность, умение выполнять правила игры, умение попросить прощение.
Воспитывать умение работать в команде, воспринимать инструкцию
Виды деятельности
Недели
II
III
IV
Клубный час
Путешествие по родной стране 1 занятие
Путешествие по родной стране 2 занятие
Познавательные беседы
Моя Родина – Россия.
День – ночь.
Солнечная система.
Прогулки
Спортивная.
(игры в спортивном зале: разучивание игр различной подвижности)
Наблюдение за зимним солнцем, лесом, рекой
Спортивная.
(игры в спортивном зале:игры с мячом, скакалками и другими атрибутами)
Народные игры
Повторение:
«Гуси лебеди».
«Палочка выручалочка»
«Пчелки»
« Продаем горшки»
Разучивание:
«Волк»
Повторение:
«Палочка выручалочка»
«Гуси»
«Пчелки»
«Волк»
«Продаем горшки»
Повторение:
«Палочка выручалочка»
«Гуси»
«Пчелки»
«Волк»
«Продаем горшки»
«Гуси-лебеди
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Повторение:
«Гости»
«Покажи, что я делаю»
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
Разучивание:
«Снежный ком»
Повторение:
«Гости»
«Покажи, что я делаю»
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
«Снежный ком»
Повторение:
«Гости»
«Покажи, что я делаю»
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
«Снежный ком» Разучивание:
«Кто красивей всех на свете»
Коллективное творческое дело
Лепка орнамента
Коллаж «Зима»
Плоская лепка
Месяц
Февраль
Задачи
Учить слушать речь взрослого до конца; реагировать на слово- сигнал педагога;
продолжать учить поддерживать и завершать общение со взрослым и сверстником; не перебивая, слушать собеседника.
Развивать волю, усидчивость, целеустремленность.
Воспитывать способность к согласованному взаимодействию, восприятию инструкции взрослого.
Виды деятельности
Недели
I.
II.
III.
IV.
Клубный час
Путешествие на восток 1 зан.
Путешествие на восток 2 занятие
Познавательныебеседы
Царство животных.
Домашние животные.
Наша Армия.
Дикие животные.
Прогулка
Спортивная.
(игры в спортивном зале: разучивание игр различной подвижности)
Наблюдение за разными видами транспорта: автобусом, легковыми, грузовыми, снегоуборочноймашиной.
Спортивная.
(игры в спортивном зале:игры с мячом, скакалками и другими атрибутами)
Наблюдение за снегом
Народные игры
Повторение:
«Гуси»
«Пчелки»
«Продаем горшки» Разучивание:
«Займи место»
Повторение:
«Палочка выручалочка»
«Гуси»
«Волк»
«Гуси лебеди».
«Займи место»
Повторение:
«Горшки»
«Гуси»
«Пчелки»
«Волк»
«Займи место»
«Палочка выручалочка
Повторение:
«Палочка выручалочка «Гуси»
«Займи место»
Разучивание «Обыкновенные жмурки»
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Повторение:
«Покажи, что я делаю»
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
«Кто красивей всех на свете» Разучивание:
«Подарки»
Повторение:
«Покажи, что я делаю»
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
«Снежный ком»
«Кто красивей всех на свете»
Повторение:
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
«Снежный ком»
«Кто красивей всех на свете» Разучивание:
«Игры – ситуации»
Повторение:
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
«Снежный ком»
«Кто красивей всех на свете»
«Игры – ситуации»
Коллективное творческое дело
Процарапывание по пластилину
Подарки папам
Кроссворд «Пернатые друзья
Инсценировка по рассказу- диалогу
Месяц
Март
Задачи
Учить учитывать условия и ситуацию взаимодействия с партнером; слушать и слышать собеседника; пользоваться интонацией диалога.
Развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями.
Воспитывать внимательное отношение к близким людям, способность к согласованному взаимодействию.
Виды деятельности
Недели
I.
II.
III.
IV.
Клубный час
Секреты этикета
Игры в самих себя
Забота о животных
Круг откровений
Познавательныебеседы
Удивительное о животных.
Самая лучшая мамочка на свете
Удивительное место на Земле
Царство растений.
Прогулки
Наблюдение за ветром, за изменениями погоды.
Наблюдение за прилетающими к кормушкам птицами.
Практикум.
Определить самую безопасную дорогу
Спортивная.
Игры со снегом
Народные игры
Повторение:
«Палочка выручалочка «Гуси»
«Волк»
«Займи место»
Разучивание «Обыкновенные жмурки»
Повторение:
«Гуси»
«Пчелки»
«Продаем горшки»
«Обыкновенные жмурки»
«Гуси лебеди».
«Займи место»
Повторение:
«Продаем горшки»
«Волк» «Обыкновенные жмурки»
«Займи место»
Повторение:
«Обыкновенные жмурки»
«Палочка выручалочка» «Гуси»
«Пчелки»
«Займи место»
Разучивание
«Перехватчики»»
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Повторение:
«Узнай меня»
«Рассказ по кругу»
«Детектив»
«Снежный ком»
«Кто красивей всех на свете»
«Игры – ситуации»
Разучивание:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Повторение:
«Снежный ком»
«Кто красивей всех на свете»
«Игры – ситуации»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Повторение:
«Снежный ком»
«Кто красивей всех на свете»
«Игры – ситуации»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Разучивание:
«Увидел, показал, назвал»
Повторение:
«Снежный ком»
«Кто красивей всех на свете»
«Игры – ситуации»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
«Увидел, показал, назвал»
Коллективное творческое дело
Подарки мамам
Нарисуй обложку книге
Лепка животных
Кроссворд «В мире животных»
Месяц
Апрель
Задачи
Учить проявлять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.
Развивать двигательную и речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал.
Повышать уровень самоконтроля в ходе общения.
Виды деятельности
Недели
I.
II.
III.
IV.
Клубный час
Объясни смысл пословиц
Дай задание самому себе
Не будь жадным
Если бы ты…
Познавательные беседы
Культурные растения.
Люди мечтают.
Дикие растения.
Родина. Любовь к Отечеству.
Прогулка
Развлечение.
Шутки, забавы
Творческая.
Снеговики
Наблюдение за сосульками, изменениями в неживой природе: снегом, небом, солнцем.
Задание.
Улицы, переулки вокруг школы
Народные игры
Повторение:
«Обыкновенные жмурки»
«Палочка выручалочка» «Гуси»
«Пчелки»
«Займи место»
«Перехватчики
Повторение:
«Гуси»
«Пчелки»
«Волк»
«Обыкновенные жмурки»
«Займи место»
«Продаем горшки»
Повторение:
«Продаем горшки»
«Гуси»
«Пчелки»
«Волк»
«Обыкновенные жмурки»
«Займи место»
Разучивание:
«Медный пень»
Повторение:
«Обыкновенные жмурки»
«Палочка выручалочка «Гуси»
«Пчелки» «Медный пень»
«Волк»
«Займи место»
«Перехватчики»
Игры для формирования вопросно – ответной системы и невербального мышления
Повторение:
«Кто красивей всех на свете»
«Игры – ситуации»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Разучивание:
«Вы ошиблись номером»
Повторение:
«Игры – ситуации»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
«Увидел, показал, назвал»
«Вы ошиблись номером»
Повторение:
«Снежный ком»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
«Увидел, показал, назвал» Разучивание:
«Ответь на мой вопрос»
Повторение:
«Продолжи разговор»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
«Увидел, показал, назвал» «Ответь на мой вопрос»
Коллективное творческое дело
Конкурс рисунков фантастических растений
Конкурс рисунков: «Мой любимый сказочный герой»
Коллаж о родном крае
Инсценировка сказки
Месяц
Май
Задачи
Учить проявлять инициативу в общении, переспрашивать; продолжать учить детей выражению благодарности разными формами (речью, мимикой, жестами); закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их.
Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все».
Анкетирование «Удовлетворённость работой ГПД»
Май
День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей».
Индивидуальные рекомендации на следующий учебный год.
Заполнение тетради отзывов и предложений.
Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы».
«Летний отдых детей».
Список литературы для проведения занятий в группе продлённого дня:
1. Е.Ю. Пиглицина Энциклопедия детских праздников. – М.: “Рипол классик”, 2001. – 320 с. 2. Г.И. Куценко, И.Ф.Коротков Режим дня школьника. 3. С.А. Шмаков Уроки детского досуга. Игры-шутки, игры-минутки. 4. Т.М. Геронимус Родничок. 150 уроков занимательного труда. Методическое пособие. – Тула: Арктоус, 1996. – 168 с. 5. И.М. Коротков Подвижные игры во дворе. Серия “Физкультура и спорт”. 6. Л.С. Бескровайная, О.В. Перекатьева, С.А. Шин Второклассники любят праздники … Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры. – Серия “Школа радости” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 448 с. 7. Н.Ф. Дик Классные часы в 3 – 4-х классах (Серия “Сердце отдаю детям”). – Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс”, 2003. – 416 с. 8. Журналы “Педсовет” 9. “Рекомендации по организации работы по предупреждению транспортного травматизма среди детей и подростков по месту жительства”. Уфа, 1989. 10. “Хозяин дороги” – дидактический материал по правилам уличного движения. Уфа. 1992. 11. М. Кривкин и О. Ольгин“Школа пешехода”. Изд-во “Малыш”, 1989. 12. И.Г. Сухин Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с. 13. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост.Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 192 с. 14.Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240с. 15. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.
Список литературы для проведения клубных часов:
Клуб “Сказочник”.
В.Н. Морошкин Прозаические жанры русского фольклора. – М., 1987.
Клуб “Почемучка”.
Э.Ю. Шим Рассказы и сказки. – Л., 1986.
Н.И. Сладков Под шапкой невидимкой. – Л., 1971.
Б.Б. ЗапартовичС любовью к природе.
Уроки Деда Всеведа.
В.С. Бахтин От былины до считалки. – Л., 1988.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. (сост. Ю.Г.Круглов)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игры на воздухе и экскурсии в группе продленного дня.
Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности, т.к. находятся в школьных помещениях по 8-9 часов ежедневно. При этом на работу мышц приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% – посещают только уроки физкультуры.
Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и играющих на воздухе в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т.к. умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и, поэтому, являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета. Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека. Этого можно достичь при соблюдении некоторых условий:
движения должны быть разнообразны по форме и характеру;
физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь, в первую очередь, применением подвижных игр.
Как зимой, так и весеннее – осенний период школьная, спортивная площадка – хорошее место для организации спортивных игр, а также развлечений и забав.
Группы продленного дня всегда могут приспособить для этого те или иные сооружения, включать в содержание игровых занятий.
1. Прогулка.
Прогулка – это одна из форм отдыха детей.
Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха, быть насыщенной играми и развлечениями. Прогулка, в сравнениями с экскурсиями, проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии.
Игровая прогулка.
Сразу поле выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т.д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т.д.), за птицами (летают стаей, по парам и т.д.), за настроением людей и их одеждой). После каждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Дети отвечают активно, иногда перебивая друг друга, но обиды нет, т.к. всем хочется показать себя наблюдательным человеком. Ребята даже приводят примеры из собственного опыта или сравнивают с прошедшими наблюдениями.
Затем предлагаю детям спокойные игры. Очень любят ребята всех возрастов, по моим наблюдениям, играть с мячом. В 1-х – 2-х классах учимся ловить мяч, бросать от себя, на игре “десяточка” – об стенку или стоя в кругу.
Правила: мяч должен быть небольшим, но прыгучим. Кажется как просто: ударил мячиком об стенку, дождался, кода отскочит к тебе и поймал. Но я усложняю задачу.
Например:
– бросить и поймать, но пока мячик летит к тебе, 2-3 раза хлопнуть в ладоши; – бросить мячик так, чтобы он отскочил не в руки, а на землю, а уж потом к ребенку; – заставить мячик проделать обратный путь – земля, стена и в руки, а в это время повернуться вокруг себя, присесть, пропустить мячик под ногой, между 2-мя ногами, повернуться спиной к стенке и т.д.
В начале игры мы с детьми обговариваем, какие движения будут делать играющие. Играют до “первой ошибки”: ошибся – уступи место тому, чья очередь испытать силы. Ребята стараются сами и подсказываю на свои примерах другим детям, у кого не получается (как удобней встать и сделать эти движения). У ребят развивается чувство взаимопомощи, доброго отношения друг к другу.
Игра “я знаю 5 названий” показывает знания детей, полученными ими на уроках и в обыденной жизни. Эта игра учит детей ударять ладонью по мечу так, чтобы он, отскакивая от земли, возвращался к ладони. Привлекают от 2-х до 5-ти человек. Ребята без остановки отбивают ладонью от земли мяч и при этом называют имена людей, названия городов, фруктов, овощей, животных, птиц и т.д. если в выполнении программы происходит сбой, то я меняю ребенка на следующего играющего.
Увеличиваю темп прогулки с помощью игры “Вышибалы”. Здесь играют все, предлагаю поиграть даже детям из других групп продленного дня. Чем больше детей, тем интереснее. Делю ребят на две команды: 1-я – “вышибалы”, 2-я – “бегущая”. Цель “бегущих” – увернутся от мяча, который перебрасывают “вышибалы” (они стараются попасть в бегущих). Каждый раз пытаюсь вводить в игру новые правила, тем самым усложняя ее. Главная задача – продержаться в кругу как можно дольше.
Если у ребят нет желания играть в “Вышибалы” предлагаю им не менее подвижную игру “Перехват на бегу” (“Собачки”). Ставлю детей в круг, выбираю водящего по желанию. Если желающих много, применяю считалочку.
Суть игры: водящий располагается внутри круга, его цель – перехватить мяч, который летает от одного ребенка к другому. Если же водящий все-таки перехватил мяч на лету, то он становится в круг вместо того, чей пас был перехвачен, а тот делается водящим.
Если нет погодных условий для игры в мяч, то предлагаю детям не менее интересную игру, связанную с прыгалками, ведь скакалка является одним из самых доступных спортивных снарядов. Она помогает детям укрепить свою выносливость, приобрести ловкость. Прыгалки приобретаю по росту детей. Первоначально учимся прыгать. Объясняю, что прыгать надо невысоко, на носках, в ритме движения скакалки, приземляться легко, сгибая ноги в коленях. Показываю на своем примере в медленном темпе, а затем увеличиваю его. По мере обучения усложняю задачу или составляю комбинацию движений. Ввожу технику прыжка “двоечка” – один основной прыжок, другой как бы страхующий, не позволяющий ребенку как бы стоять.
Постепенно ввожу ребенка в игру “Часики” (до 24 разовых прыжков). Предлагаю разбиться на команды. Слабопрыгающих детей распределяю сама. Подбадриваю детей во время игры, подсказываю, как лучше выполнить заданное упражнение, пресекаю споры, возникающие при неудачных прыжках. Чаще, чем других хвалю детей, которым тяжело даются прыжки на прыгалках. Стараюсь поддержать желание играть всем вместе.
Подвижная игра с использованием скакалок “Часики”.
Дети разбиваются на две команды. Одна команда прыгает, другая крутит скакалку (затем наоборот).
1. Один прыжок. 2. Два прыжка. 3. Три прыжка. 4. Четыри прыжка на левой ноге. 5. Пять прыжков на правой ноге. 6. Крестиком. 7. Закрыв лицо руками. 8. По два раза на каждой стороне, вокруг себя. 9. По два раза прыгаем обычно, третий – достать рукой до земли 10. Против “волны”. 11. “Чай” – прыгаем быстро. 12. “Молочко” – прыгаем медленно. 13. Барабан. 14. 7 раз на левой ноге, 7 – на правой. 15. "Колыбелька". 16. Подскоки против “волны” 17. Свое придуманное упражнение-зарядка 18. Сидя на корточках. 19. Хлопок спереди, хлопок сзади и т.д. 20. Против “волны”. 21. Прыгаем по два человека одновременно. 22. Зарядка на внимание: одна рука на пояс, другая; одна рука на плечо, другая; одна рука наверх, другая и обратно – в том же порядке. 23. Прыгаем по три человека одновременно. 24. Прыгает вся команда.
Тот, кто первым закончит прыгать, тот и победил.
Не менее интересны спортивные игры. В эти игры хорошо играть с детьми из других групп, но лучше одинаковыми по возрасту. Что может быть прекраснее и естественнее спортивного бега? Практически любой вид спорта основан на умении хорошо бегать, поэтому мои ребята очень любят, когда я устраиваю для них нескучные беговые состязания (эстафеты).
Перебежки: совсем не надо мчаться со всех ног, стараясь опередить тех, кто бежит рядом. Здесь важно другое – показать свою выносливость (это я объясняю своим ребятам). Затем отмеряю дистанцию и предлагаю пробежаться от флажка до флажка ( от черты до черты ) всем вместе. Добежали, остановились, повернулись и обратно. Объясняю, что такой бег называется “челночным”. Так много раз. Не выдержавшему предлагаю постоять около меня. С каждой перебежкой число бегущих уменьшается. В конце концов, определяю победителя.
Атака со всех сторон: на возвышении ставлю предмет (кегля, кубик и т.д.), в разные стороны определяю одинаковое расстояние по кругу (12-15 шагов). Предлагаю детям занять исходные позиции. Хлопок в ладоши звучит как сигнал, можно сбегаться. Кто схватил первым предмет, тот и победил. Игру повторяю несколько раз.
Салочки: все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.
День и ночь: делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.
И так несколько раз. Предлагаю ведущему не обязательно выкрикивать команды по очереди, а выкрикивать одну и туже несколько раз.
Раз в неделю провожу с детьми игры – эстафеты. Делю детей на команды, исходя из их количества в группе продленного дня. Приглашаю детей из других групп. Если дети не могут сами выбрать капитана, то назначаю его я. Вместе придумываем название команды. Есть дети, которым нельзя по состоянию здоровья такие активные движения, тогда они помогают мне с организацией эстафет.
Очень удобна спортивная площадка с различными атрибутами. Стараюсь, чтобы эстафетные упражнения были доступны детям. В игре развивается сила, ловкость, умение поддержать друг друга, закрепляются технические навыки и формируются личные качества ребят. Перед игрой рассказываю детям о влиянии упражнений на состояние здоровья.
2. Пешие экскурсии.
В содержании моей работы и работы учителя входят психолого-педагогические наблюдения. Мы договариваемся о совместных действиях для повышения эффективности уроков и группы продленного дня (о воспитательных занятиях после уроков). В повседневной работе мы планомерно и основательно знакомим детей с красотой родного края, города, в котором живут дети. Мы привлекаем и родителей к поведению с учащимися во внеурочное время культурно – просветительных мероприятий и экскурсий.
Из классного журнала я получаю сведения, нужные для закрепления работы, начатой в классе. С детьми мы составляем топографические карты проживания ребенка, учебного заведения. Провожу наблюдения за природными явлениями или аномалиями (зима – нет снега, лето – идет снег, утки не улетели, река не замерзла – почему?). Провожу пешие прогулки к реке “Оккервиль”. Такая коллективно-групповая деятельность влияет на развития положительного отношения к учению, повышает заинтересованность, приучает быть внимательным к мнению товарищей, учит напряженно работать в отведенное время.
Экскурсионные занятия в группе продленного дня преследует оздоровительно-воспитательные цели. Этим они отличаются от учебных экскурсий. Я рассматриваю их как одну из форм отдыха, поэтому на них применяю методы и средства организации досуга. Кроме того, периодически, я могу прервать занятия играми развлекательного
характера. Большое внимание стараюсь уделять протяженности маршрута с целью увеличения физической нагрузки при ходьбе и развлечениях. На обществоведческих экскурсиях стараюсь показать ребятам, как на практике происходит разделение общественного труда, раскрыть специфику массовых профессий, осветить трудовые и боевые традиции народа на примерах родного края. В результате этой работы формируются общественно – ценные отношения к труду и людям труд, потребности трудится, и способствовать сознательно, избрать свою будущую профессию.
На природоведческих экскурсиях знакомлю школьников с многообразием окружающей природы, преобразующей природу деятельностью человека.
Стараюсь приучать детей по–хозяйски относится к ее богатствам и приумножать их. Все это благотворно влияет на формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность, обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем их мире.
Экскурсия к водоему.
(наблюдение за рекой, растительностью и животным миром)
Цели:
проверить, знают ли дети о значении экологии в природе;
могут ли определить ее “на глаз”.
Сразу после выхода на улицу предлагаю детям прогулку к реке “Оккервиль”. Берем с собой заранее приготовленный корм для птиц (хлеб, булку). Идем медленно, по дороге рассматривая погодные условия и растения. Спрашиваю, что появилось нового в природе (дети отвечают исходя из погодных условий).
Вопросы:
– В чем заключается взаимосвязь человека и природы?
От ребят поступают разнообразные ответы. Объединив их, делаем заключение: природа дает человеку воду, пищу, одежду и поэтому он должен оберегать природу и экономно использовать ее богатства.
– Как вы понимаете экологическое воспитание? (Воспитание бережного отношения к природе.)
– Как вы узнаете, что такое экология и как к ней относится? (Учитель рассказывает нам об охране природы и правильным использованием ее человеком.)
Продолжаю с ребятами беседу уже у реки.
Воспитатель: обратите внимание на нашу речку, как она называется?”
Дети(хором): Оккервиль.
Воспитатель: как вы думаете, вода в ней экологически чистая или нет?”
Дети: Нет, ее давно не чистили. – Нет, вода в ней непрозрачная, в ней плавают ветки, бутылки, бревна, и они гниют.
Воспитатель: мы знаем, что в экологически чистых водоемах много растительности. Как вы считаете, есть ли растения в Оккервиле?
Дети: да, ведь чем-то питаются утки. – Нет, растений не видно из-за темной, неживой воды.
Воспитатель: река замерзает на зиму или нет?
Дети: там, где нет сильного течения, она уходит под лед, а где сильное течение, река не замерзает.
Во время нашей беседы со всех сторон приплыли, прилетели утки.
Воспитатель: а почему утки не улетели? Посмотрите, как их много на речке!
Дети: им помогают жить люди!
И ребята стали активно кормить диких птиц, которые уже не боялись людей и даже вылезли на берег, но, правда, очень близко не подходили. В заключении мы выяснили, что раз речка не замерзла, есть подкормка, то утки не улетают, а по весне дают потомство в укромных местах.
В закреплении проведенных экскурсий и наблюдений играю с детьми в “Поле чудес” на темы: