kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педпроект. "Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время большое внимание на начальном этапе обучения отводится использованию  компьютерных технологий при формировании вычислительных навыков. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению УУД, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педпроект .Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»


«Формирование вычислительных навыков младших школьников в условиях развивающего обучения»


Тема: «Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»



Автор:

УСМАНОВА ХАЛИДЯ БАРИЕВНА.

учитель начальных классов

























1. Введение. Анализ ситуации.


2. Актуальность темы. Обоснование актуальности выполнения

индивидуального целевого проекта.


3. Выявление проблемы.


4. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач

достижения поставленных целей.


5. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.


6. Программа реализации проекта.


7. Конкретные ожидаемые результаты и механизм оценки результатов.


8. Дальнейшее развитие проекта.


9. Список используемых источников.


10. Приложение






















Раздел 1.


Анализ ситуации.


В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

В настоящее время большое внимание на начальном этапе обучения отводится использованию компьютерных технологий при формировании вычислительных навыков. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.

Тема, связанная с использованием информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников на уроках математике в начальной школе, получила большое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностей в обучении младших школьников.












Раздел 2.


Актуальность проблемы.

В современном информационном мире уже трудно представить себе сферу деятельности и производства, которая не требовала бы уверенного и грамотного владения ИКТ. Новая образовательная траектория нацеливает педагога на путь к новому качеству образования. Бурный рост числа электронных ресурсов предоставляет возможность использования их в образовательном процессе. Эффективное применение всей информационно – образовательной среды позволяет повышать качество знаний и умений обучающихся и формировать ключевые компетенции, о которых идет речь в инициативе президента РФ Медведева Д.А. «Наша новая школа». Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования оставляют понятия числа и четырех арифметических действий. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными. Формирование вычислительных умений и навыков - сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности. Помочь ребёнку должны различные информационные технологии.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы. Познавательная деятельность развивает познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. На уроке по любому предмету общеобразовательного цикла, на любом из его этапов можно использовать компьютерные технологии как ещё один источник дополнительной информации по предмету. При этом педагоги отмечают увеличение скорости подачи качественного материала в рамках одного урока.
Используя возможности компьютерных технологий для развития познавательного интереса в начальной школе очень важно дать не только твёрдые знания начал математики, но и увлечь школьников этим предметом.
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся.


Раздел 3.


Выявление проблемы.

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом – проблема, над которой бьются теоретики и практики. Достаточно полистать несколько журналов “Начальной школы”, чтобы увидеть многообразие поисков и находок в системах, технологиях, методиках, отдельных приёмах обучения. При этом в педагогических поисках ведущей является идея развивающего обучения. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определённый отпечаток на развитие личности ребёнка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Одним из апробированных в школах индустриально развитых стран, и является компьютер. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно искать путь преодоления.








Раздел 4.

Цель работы:

Создать условия, способствующие максимальному развитию вычислительных навыков учащихся и достижению нового результата обучения посредством применения ИКТ в образовательной деятельности.


Задачи:

  • создать и организовать условия образовательной среды класса посредством ресурсов ИКТ;

  • развивать компетентности учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира (социальная, коммуникационная, технологическая и др. компетентности);

  • использовать в организации уроков функционально-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, направленные на формирование и развитие мотивации обучения младших школьников;

  • развивать навыки рефлексии и самооценки школьников с применением ресурсов ИКТ;

  • вовлекать родителей в процесс непрерывного обучения ребёнка и совместную деятельность (в том числе проектно-исследовательскую);

  • создать условия для развития вычислительных навыков каждого ученика класса.



Раздел 5.

Стратегия, методы и механизм реализации проекта.


Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет :

  • организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

  • усилить образовательные эффекты;

  • повысить качество усвоения материала;

  • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,

  • овладевать практическими способами работы с информацией,

  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.


Раздел 6.

Рабочий план реализации проекта.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям

А) изучение психолого-педагогической и методической литературы.

Б) работа с ресурсами Интернет.

В) Использование готовых обучающих программ.

А) изучение психолого-педагогической и методической литературы.

В зависимости от того, какую цель ставит перед собой учитель, возможно применение компьютерной программы определённого типа:

•демонстрационная компьютерная программа, предполагающая её использование с помощью учительского компьютера и проектора;

•тренажёр для проверки усвоения школьником теории;

•тренажёр для отработки вычислительных навыков ;

•информационно-справочная программа, содержащая сведения из истории математических открытий, относящихся к изучаемой теме, и соответствующие задачи.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер, в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

  • Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения.

Неправильное использование компьютерных средств в процессе воспитания и обучения проистекает, прежде всего, из-за незнания или пренебрежения психологическими особенностями их применения.

Наглядность, если подразумевать под ней все возможные варианты воздействия, на органы чувств обучаемого, обоснована ещё Я.А. Коменским, назвавшим её «золотым правилом дидактики» и требовавшим, чтобы всё, что только можно, представлялось для восприятия чувствами. Современные ИКТ имеют воплощение этого правила широкие возможности, которые необходимо реализовывать на основе учёта психологических особенностей восприятия информации в процессе обучения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. В процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно – слуховых средств подачи информации.

ИКТ позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создаёт в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания – осмысления. Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения.

Значительна роль ИКТ и на этапе применения знаний. Существуют специальные тренажёры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.

Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ИКТ.

ИКТ позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или её закрепления и обобщения могут что – либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроке. Учащиеся с помощью многих технических средств могут формулировать свои вопросы, запрашивать у компьютера помощь, определять оптимальный для себя темп изучения материала и возвращаться к пройденному столько раз и в таком объёме, как им необходимо.

ИКТ обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребёнку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.

Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности в последние годы получили широкое распространение так называемая логическая наглядность.

Сложным и пока мало разработанным является вопрос о психологических особенностях взаимодействия человека с машиной в условиях использования компьютера как средства обучения. Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными ТСО.

Исследования, проводимые психологами, показали, что работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому восприятию.




Б) работа с ресурсами Интернет.

Презентация урока по теме: «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20» (Приложение 1)


В) Использование готовых обучающих программ

http://www.nachalka.info/

1. Мультимедийный учебно-методический комплект (УМК) «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» (приложение 2)

2) Тренажер по математике. (Приложение 3)


Раздел 7.

Конкретные ожидаемые результаты использования ИКТ при развитии вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

  1. Делают обучение более эффективным;

  2. Способствуют индивидуализации обучения;

  3. Повышается мотивация обучения;

  4. Активизируется познавательная деятельность учащихся;

  5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля;

Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

7. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;

8. Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;

9. Повышается интерес к математике.


Раздел 8.

Дальнейшее развитие проекта.

Проект рассчитан на 4 года и продолжение работы по развитию вычислительных навыков у детей с применением ИКТ в среднем и старшем звене школы. Существует много различных видов работы с применением информационных технологий для проведения уроков в начальной школе. Компьютер присутствует на всех этапах урока и по всем предметам, конечно с учетом санитарно-гигиенических норм для каждого возраста.

9 раздел.

Список используемых источников.

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33Журнал «Управление качеством образования», № 5, 2008

  3. 3.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

  4. 4.Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru

  5. 5.Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008. 1. Аствацатуров Г.О. Технологический прием 6.

  6. http://nachalka.info/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Усманова Халидя Бариевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 139095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства