Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода"»
Организация урока
в рамках системно-деятельностного подхода
Утверждение нового стандарта, основанного на системно-деятельностном подходе к организации обучения, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. Такой стандарт предполагает повсеместный переход системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности учащихся.
В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережала развитие. Он ввел в науку понятия «уровень актуального развития», который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач (это и есть степень зрелости функций ребенка), и понятие «зона ближайшего развития», которой ребенок достигает при решении задач в сотрудничестве с взрослым. Так, в любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания:
самостоятельное выполнение - это актуальный уровень развития;
выполнение в сотрудничестве со взрослым - это зона ближайшего развития (более высокий уровень).
Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (его ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
Ребенок в школе осуществляет деятельность, которая постоянно дает ему возможность роста. Эта деятельность помогает ему подняться как бы выше самого себя. По мнению Л.С. Выготского, возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве, является самым чувствительным симптомом успешности умственной деятельности ребенка, она совпадает с зоной его ближайшего развития.
Поэтому очень важно организовать обучение так, чтобы оно опиралось на имеющуюся у ребенка зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития помогает охарактеризовать возможности и перспективу развития ребенка. Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве.
Таким образом, ещё в 30-х годах прошлого столетия Л.С. Выготский обосновал обучение, которое в настоящее время определяют как развивающее. Оно базируется на зоне ближайшего развития ребенка.
Важный этап разработки теории развивающего обучения (РО) и внедрения ее на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Одним из основных методических принципов этой системы в начальных классах является деятельностный подход. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Он ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников.
Системно-деятельностный подход базируется на следующих основополагающих тезисах:
Окружающий мир - объект познания учащихся - имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут.
Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный.
Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.
Системно-деятельностный подход выдвигает школьника в собственной учебной деятельности на позицию ее субъекта. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучении субъектом деятельности на уроке является учитель (субъект-объектная ситуация), ученик ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат». Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно только при переходе с традиционного обучения на технологию развивающего обучения. Системно-деятельностный подход не является компонентом традиционного обучения.
( Отличие традиционного обучения от развивающего)
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Принципы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, активно участвует в совершенствовании форм своей учебной деятельности.
2)Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Механизмом реализации системно - деятельностного подхода является технология деятельностного метода. Базовый уровень технологии деятельностного метода - урок открытия нового знания (ОНЗ).
Структура уроков введения нового знания для учащихся начальной школы:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1.создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
тренировку соответствующих мыслительных операций;
мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам современного образования. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и другие, не только не противоречат, но отчасти и «поглощаются», сочетаются с системно-деятельностным подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.
Кризис современного образования заключается в «обнищании души» при обогащении информацией. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен. Следовательно, задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает и становление духовно-нравственной личности.