kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический проект на тему: «Использование электронного образовательного ресурса на уроках русского языка и литературного чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект на тему: «Использование электронного образовательного ресурса на уроках русского языка и литературного чтения» »





















Педагогический проект

на тему: «Использование электронного образовательного ресурса

на уроках русского языка и литературного чтения»





Работу выполнила

Панкратова Н.А., учитель

начальных классов

МБОУ СОШ № 41 «Гармония»







г. о. Самара, 2012 г.






Оглавление


Введение . . . . . . . . . 3

  1. Использование современных педагогических технологий

в процессе обучения . . . . . . . . 5

  1. Использование электронного образовательного ресурса

в процессе обучения русскому языку . . . . . 8

Заключение . . . . . . . . . 12

Приложение . . . . . . . . . 13

Литература . . . . . . . . . 18






















Введение

Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист  М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые  не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Применение ИКТ  на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся.

Цель проекта: Использование электронного образовательного ресурса в процессе обучения школьников русскому языку.

Задачи проекта:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;

- Формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности.

Новизна проекта: Создание электронного образовательного ресурса в процессе обучения орфографии на уроках русского языка.

Гипотеза проекта: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии формирует информационно-коммуникационную компетентность школьников, повышает информационную культуру и компьютерную грамотность, а также развивает познавательный навык, творческое мышление учащихся.

Методы исследования проекта:

- Анализ первоисточники

-Создание электронных образовательных ресурсов по русскому языку, которое в наиболее доступной и занимательной форме дополняет задания учебника.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные пути могут быть использованы учителями начальных классов в процессе формирования информационно-коммуникационной компетентности и развития у детей познавательного интереса.






















  1. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения

Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходит при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал.

Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям. И поэтому учителю приходится искать другие пути для того. Чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применить их в нестандартных ситуациях.

Достичь этой цели нам помогают современные педагогические технологии. Информационные технологи сегодня органично вписываются сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Для современной школы характерен комплексный подход к процессам информатизации. Включающий освоение ИТ в качестве дидактического инструмента в рамках специализированных уроков информатики и частных методик. Рассмотрим это вопрос подробнее.

Под термином информационные технологии традиционно понимается совокупность технических средств и способов обработки информации. Прогресс в этой области уже сегодня позволяет включать в образовательный процесс качественные продукты, разработанные на основе технологий мультимедиа, позволяющие представлять информацию в разнообразных формах – текстовой, графической, видео и аудио, что значительно повышает их дидактическую ценность.

Несмотря на сложности материального и технического характера, уже сегодня ИТ можно применять как инструмент методической подготовки учителя к уроку (для конструирования дидактических материалов: тестов. таблиц, схем), как средство обучения на уроках русского языка и в контексте домашней подготовки ученика к урокам.

По нашему мнению учитель может эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников. Опыт изучения программных продуктов, потенциально применимых в процессе обучения на уроках русского языка, позволил сформулировать следующие критерии их анализа.

  1. Ориентация на категорию пользователей, т.е. на возраст школьника.

  2. Уровень специализации программы, т.е. степень ее ориентации на предметную область и соответствие дидактическим целям. В данном случае во всем многообразии программных продуктов можно выделить два вида, применение которых целесообразно при обучении школьников: специализированные, предназначенные специально для целенаправленного изучения темы, и неспециализированные. К последним можно отнести многочисленные игры и мультфильмы. Которые сами по себе не являются дидактическими пособиями, но могут быть использованы для создания языковой среды.

  3. Вид программы. Современный рынок образовательных программных продуктов предлагает множество разработок для детей, цель которых – способствовать изучению разных предметов. Их можно разделить на две категории: 1) игровые (дидактические, ролевые и режиссерские и игры, игры-забавы); 2) учебные (наставнические, тренажеры, контролирующие, справочно-информационные).

  4. Соответствие программы задачам обучения – это критерий, связанный непосредственно с реализацией программы в условиях реального дидактического процесса. Практика показывает, что вид и жанр программы целесообразно выбирать зависимости от образовательных задач. Например, для развития интереса к предмету можно использовать игры, в то время как для контроля усвоения знаний понадобятся обучающие программы.

  5. Наличие нескольких уровней сложности позволит определить уровень перспективного роста ученика при выполнении заданий, а также осуществить дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

  6. Наличие блока обратной связи и контроля учитель может использовать как непосредственно на уроках (некоторые программы предлагают пользователю рейтинговую форму оценки), так при организации самостоятельной работы учащихся дома. В последнем случае особое значение приобретает такое качество программы, как интерактивность, т. е. способность реагировать на действия пользователя, тем самым, обеспечивая диалоговый характер обучения.

  7. Воспитательный потенциал сюжета можно использовать особенности сюжета программы учебного материала.

  8. Наличие дружественного интерфейса (комфортности управления программой) и дополнительных функций (например, конструирования тестов или распечатки материалов) дополняет характеристики программного продукта

Таким образом, современные ИТ могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий русским языком. Тем не менее, не следует забывать что одних компьютеров (без активного участия педагога) для обучения недостаточно.

Следовательно, учитель должен выйти на новый уровень информационной и методической подготовки, отвечающий современным требованиям к содержанию образования.
































2. Использование электронного образовательного ресурса в процессе обучения русскому языку и литературному чтению.

На современном этапе развития общества, насыщенном информационными и компьютерными технологиями приоритетными являются проблемы:

а) создания, распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных электронных образовательных ресурсов;

б) подготовки педагогических кадров, способных эффективно использовать в учебном процессе средства информационных и коммуникационных технологий.

В последние годы активно реализуется проект информатизации системы образования. Цель этого проекта заключается в поддержке системного внедрения и активного использования ИКТ в работе учреждений общего и начального профессионального образования. Благодаря этому проекту практически во всех школах учителя начали активно применять в педагогической деятельности средства ИКТ. Под средствами ИКТ мы понимаем программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору,продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей, в том числе и цифровым образовательным ресурсам (ЭОР). ЭОР – это учебное средство, ориентированное на достижение следующих целей: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии; контроль за результатами обучения и продвижения в учении; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. К ним можно отнести энциклопедии и справочники, тематические коллекции и библиотеки, путеводители. Образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры, развивающие игры, выполненные в электронном виде.

Для многих учителей, очевидно, что средства ИКТ (в том числе и ЭОР-ы) – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов и проведения внеклассной деятельности. Использование качественных ЭОРов делает реальным получения адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.

Специфику профессиональной деятельности учителя в условиях ИКТ - насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности. Данное обстоятельство представляется нам особенно важным.

В настоящее время образование испытывает существенную потребность в качественных ЭОРах, которые позволили бы:

  • Организовывать разнообразные формы деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

  • Применять весь спектр возможностей современных средств ИКТ в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе таких, а как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирования лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др;

  • Привнести в учебный процесс и во внеклассную работу наряду с ассоциативной и прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа;

  • Объективно диагностировать и оценивать интеллектуальные возможности школьников, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию по различным дисциплинам, соизмерять результаты усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

  • Управлять учебной деятельностью школьников адекватно интеллектуальному уровню конкретного учащегося, уровню его знаний, умений, навыков, особенностям его мотивации с учетом реализуемых методов и используемых средств обучения;

  • Создавать условия для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьников, формировать навыки самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

  • Оперативно обеспечивать педагогов, школьников и родителей актуальной современной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

  • Создавать основу для постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения и другие.

Анализируя литературу по педагогики и психологии, приходится констатировать, что зрительные анализаторы человека обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо - только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако на многих уроках основным источником информации продолжает оставаться речь педагога, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие должно осуществляется по всем каналам восприятия текст-звук-видео-цвет.

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка может и должно преобразить преподавание традиционных учебных предметов, внеклассную работу, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес школьников к учебе.

А теперь мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые я чаще всего используются на своих уроках русского языка.

Чаще всего я использую презентации. Использовать их можно и при объяснении  нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и  физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным.

Анимации и иллюстрации я, например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления языка. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы (составить рассказ на основе картинки, например).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала.   С помощью таблиц дети учатся анализировать языковые явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять языковой материал. Таблицы помогают вспомнить орфограмму или пунктограмму.  В отличие от печатных,  электронные таблицы обладают повышенной наглядностью. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо  темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу.

На этапах повторения и закрепления материала я использую интерактивные тесты. Это и тесты из коллекций ЦОР, и тесты, содержащиеся на дисках. Наибольшим доверием пользуются у меня диски Виртуальной школы Кирилла и Мефодия.

Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и  требует высокого уровня методической подготовленности.





































Заключение

Проанализировав ЦОРы, предназначенные для обучения и развития школьников, можно выделить несколько подходов к созданию электронных учебных материалов для изучения русского языка в начальнойшколе :

  • теоретической части ЦОРа целесообразно придать справочный характер, не перегружая ее информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

  • объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером;

  • отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку;

  • средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Также к услугам учителей в сети Интернет есть прекрасно продуманные сайты государственных музеев, картинных галерей, музыкальных коллекций. Такие ресурсы направлены на творческую работу с детьми.

Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат.

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя начальных классов.














Литература

  1. Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка в начальной школе // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011

  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах

  3. Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011

  4. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве

  5. Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя

  6. Публикации в журнале «Цифровое образование»

Использованные ресурсы:

1.     http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/

2.     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html

3.     http://www.openclass.ru/pages/184517



13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Панкратова Надежда Александровна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152713


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства