При переходе на ФГОС особое внимание уделяется детскому творчеству. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является образ предмета, действия с ним. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление; стимулируется развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащается эмоциональная сфера, активизируется связная речь, обогащается словарь; повышение поисковой активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«педагогический прект " Ребенок- творец" »
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Черепанова Новосибирской области
Педагогический проект
«Ребенок – творец»
Проект разработала:
Бороздина Анна Владимировна
учитель начальных классов
2015г.
Актуальность
«Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других».
Б.Асафьев
При переходе на ФГОС особое внимание уделяется детскому творчеству. Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является образ предмета, действия с ним. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление; стимулируется развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащается эмоциональная сфера, активизируется связная речь, обогащается словарь; повышение поисковой активности.
Развить творчество ребенка можно посредством фантазии, развития воображения, посредством работы над сочинением сказки.
Сказка- это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творчеству, к созидательному преобразованию.
К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность-эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, т.к слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем персонажем, кто борется за справедливость, добро и свободу.
Но вместе с тем ребенок-существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.
Неоценимую помощь в сенсорном развитии детей оказывают карты В. Я. Проппа, ( Приложение №1) т.к. они воздействуют на все органы чувств и помогают развитию речи ребёнка, как устной, так и письменной.
Как можно использовать метод сказки для того, чтобы помочь ребенку справиться с поставленной задачей? Применяя этот метод ребенок, так или иначе, отождествляет себя с главным героем, проигрывает ситуации, что в итоге помогает опять же творчески подойти к возникшей перед ним задачей и подготовиться к ней психологически.
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире.
Именно поэтому я использую в своей работе карты В. Я. Проппа, т. к они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей, в развитии их творчества:
наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации;
стимулируют развитие психических процессов;
активизируют связную речь;
обогащает словарь;
развивают логическое мышление;
оказывают и неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, т. к. они воздействуют на все органы чувств;
Проблема
Бедность словарного запаса ребенка младшего школьного возраста
Социальная значимость проблемы
Формирование грамотной, содержательной речи ребенка начинается с самого раннего детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребёнка, его понимание добра и зла, плохого и хорошего. Здесь, особенно важное значение, имеет позиция семьи, детских учреждений, средств массовой информации и главное – привлечение самих детей к процессу активизации связной речи, обогащению его словарного запаса.
Основополагающий вопрос
Как я могу способствовать развитию грамотной, монологической и диалогической речи?
Этапы работы
Постановка целей и задач проекта;
Осмысление личного участия в развитии детского творчества;
Разработка и организация занятий, способствующих реализации проекта;
Защита полученных результатов.
Цель проекта
Создание условий для формирования грамотной, связной речи школьников в процессе совместной творческой деятельности посредством использования карт В.Я. Проппа;
Задачи проекта
- формировать познавательный интерес, умение работать самостоятельно и в коллективе;
- развивать связную речь;
- развивать навыки логического мышления и умения решать творческие задачи;
- систематизировать и обобщить опыт работы по развитию речи детей в начальной школе.
Гипотеза
Если формирование речевой культуры (связная, грамотная, богатая речь) начать с раннего возраста, то этот процесс будет более эффективным и целесообразным.
Участники проекта
Ученики 1 Б класса и их родители.
Объектом является сказка.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный: 2012-2013 учебный год.
Изучение и анализ материалов по теме проекта, внедрение нетрадиционных форм, методов и приемов в учебный процесс.
- Основной: 2013-2016 год.
Проведение уроков и мероприятий с использованием карт В.Я. Проппа
- Заключительный: 2016-2017 год.
Подведение итогов, анализ результатов.
Прогнозируемые краткосрочные результаты
- повышение качества обучения по русскому языку и литературному чтению;
- развитие речи и обогащение словарного запаса;
- активный интерес учащихся к приобретению знаний;
- формирование грамотной письменной речи.
Прогнозируемые долгосрочные результаты
- школьники овладеют этическими нормами общения;
-дети овладеют навыками грамотного письма и логического изложения материала при письме;
- повышение мотивации и интереса к литературе
Оценка эффективности реализации проекта
Эффективность проекта заключается в том, что в результате использования нетрадиционных форм, методов и приемов обучения: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры и др., у большинства школьников повысится интерес к предмету.
Оценка рисков
- не у всех обучающихся сформировался интерес к предмету.
- не все научились самостоятельно работать с различными источниками информации.
- нет помощи в организации и самостоятельной деятельности со стороны некоторых родителей.
Дальнейшее развитие проекта
Продолжаю использовать нетрадиционные формы, методы и приемы, совершенствую работу, прививаю речевую культуру, любовь к литературе.
Функции педагогических игр:
- Функция самореализации ребенка в игре. Для человека она важна как сфера реализации себя как личности. Процесс игровых занятий – это пространство самореализации, раскрытие проблем человека.
- Коммуникативная. Игровые занятия вводят младшего школьника в контекст, сложнейших человеческих взаимоотношений, взаимопониманий, взаимоуступок.
- Терапевтичекая. Игровые занятия могут и должны быть использованы для преодоления различных трудностей, возникающих у младшего школьника в процессе общения с окружающим миром, в том числе с природой.
- Социокультурная. Игра – сильнейшее средство социализации младшего школьника. Через игру ребенок усваивает богатство культуры, духовные ценности, накопленные в обществе.
- Развлекательная. Обеспечивает создание комфорта благоприятной атмосферой.
- Диагностическая. Игра как особое «поле самовыражения» помогает педагогу лучше узнать ребенка – в игре проявляются и развиваются его способности, наклонности, раскрываются черты характера.
- Функция коррекции. Игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживанием, препятствующими их нормальному самочувствию.
Правила использования карт В.Я. Проппа:
1. Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм.
2.Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»…
3.Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции.
4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
6. Финал сказки должен быть позитивный. Герой возвращается домой.
Этапы работы с техникой «карты Проппа»:
1 этап: познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки: - присказка, зачин (приглашение в сказку); - повествование; - концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность). 2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа; 3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа; 4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается - кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Принципы построения проекта:
Основной вид деятельности младшего школьника – игра. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Джанни Родари написал наиболее интересную работу по речевому развитию, она называется «Грамматика фантазии». Эту книгу можно назвать детской библией, - это введение в искусство придумывания историй. Он так же отмечал работу фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, который, изучая народные сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций – 31. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций, Пропп выделил – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок. Но предварительно перед началом реализации проекта в первом классе была проведена входная диагностика обучающихся на предмет выявления уровня словарного запаса, умений использовать сложные словесные конструкции, которая была повторена на начало обучения во втором классе и проведен сравнительный анализ. (Приложение№2). Во втором классе совместно со школьным психологом была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности основных общеучебных компетенций (интеллектуальных, организационных, коммуникативных) по методике М.А. Ступницкой. (Приложение №3)
В начале работы ознакомления с картами нужно использовать 6 карт. Затем, постепенно, рассматривая каждую функцию в сказке, вводить остальные карты.
Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Так как Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских сказках этого нет.
Сначала я знакомлю детей с жанром литературного произведения -сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.
1. Присказка. Зачин(приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать.(За далекими полями, за глубокими морями ; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были…)
2. Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише ,ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей( Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне -передом и т.д ).
3.Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности.(Устроили пир на весь мир,я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка ,а мне бубликов связка …).
Прежде чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции.
Игра «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
Игра « Что в дороге пригодится» - основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек)
Игра «Узнай героя» - выявление позитивных и негативных черт характера героев.
Игра «Что общего» - сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними
Игра « Четвертый лишний» - определение лишнего предмета.
Игра «Сказочный словарь» - придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте: сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.
Далее идет непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями) (Приложение №4)
По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
После этого предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки, и пробуем рассказать по картам Проппа.
Только теперь ребята могут перейти к сочинению собственных сказок- предлагается набор из 5-6 карт, заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка ,какие сказочные слова будут в сказке и.т.д. Затем вводится новые характеристики антигероев и рассмотрение их с другой стороны (Баба Яга как даритель) и.т.д. В конце концов, дети приходят к сочинению своей неповторимой волшебной сказки. (Приложение №5)
Таким образом можно прийти к тому, что ребенок полюбит язык, поймет глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами ,станет сочинять, проявит собственное творчество.
В мире много сказок,
грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Промежуточным результатом является участие в неделе литературного чтения, в которой дети принимали активное участие ( иллюстрировали сказку, приняли участие в конкурсе поделок «Сказочные герой», инсценировки сказки) (Приложение № 6) и занимали призовые места. (Приложение №7)
Во втором классе дети приняли участие в международном конкурсе- игре «Русский медвежонок», « Викторине для 2 классов» (Приложение №8)
Работа над полной реализацией проекта не закончена, она будет продолжаться в дальнейшем на первом уровне обучения (3-4 классы) до окончательного завершения.