Педагогическая запущенность. Предупредить и исправить.
Педагогическая запущенность. Предупредить и исправить.
Аннотация: в данной статье речь идёт о важной роли учителя в обнаружении недостатков дошкольного развития ребёнка и выборе мер педагогического воспитания. В работе указаны те стороны поведения младших школьников, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь, чтобы не пропустить первых тревожных сигналов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая запущенность. Предупредить и исправить. »
Ширинян Марина Михайловна,
учитель начальных классов,
маоу сош № 9 , г.Армавира,
Краснодарский край.
Педагогическая запущенность. Предупредить и исправить.
Аннотация: в данной статье речь идёт о важной роли учителя в обнаружении недостатков дошкольного развития ребёнка и выборе мер педагогического воспитания.
Под педагогической запущенностью принято понимать искажения нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, навыков и привычек общественного поведения, обусловленные недостатками воспитания, условий жизни и развития ребенка.
Разумеется, степень подобной невоспитанности, а следовательно, и педагогической запущенности может быть самой различной - от сильной, отчётливо выраженной до слабой, ещё только намечающейся. Чем раньше будут обнаружены признаки неблагополучия, тем больше возможности их предупредить и исправить.
С этих позиций особо важная роль принадлежит периоду начального обучения школьников. Именно в этот период можно своевременно обнаружить недостатки дошкольного развития ребёнка, предупредить и успешно скорректировать те недостатки в его нравственном развитии, которые потом, в подростковый период, приобретают устойчивые формы, и преодолеть которые бывает чрезвычайно трудно.
Нет необходимости доказывать, что решающая роль в этом деле принадлежит умению учителя вовремя разглядеть первые симптомы неблагополучия, правильно поставить «диагноз» и точно выбрать соответствующие меры педагогического лечения.
На какие же стороны поведения младших школьников необходимо обращать внимание в первую очередь, чтобы не пропустить первых тревожных сигналов?
Первый и наиболее показательный признак неблагополучия - замкнутость, угрюмость ребёнка-первоклассника. Дошкольники очень общительны, что связано с присущей нормально развивающемуся ребенку потребностью в новых впечатлениях, в познании окружающего мира, в общении с людьми. Но настроение у них зависит во многом от поведения окружающих людей, в первую очередь от отношений в семье, от её психологической атмосферы. Запугивания, плохое настроение взрослых, конфликты, пресыщение забавами и т.п. являются помехой в укреплении жизнерадостности и ведут к детской замкнутости, угрюмости.
Мы не случайно начали разговор о замкнутости. Она наиболее доступна для распознания, но это не означает, что от нее ребенку легко избавиться. Дело в том, что первоклассники держатся (особенно в первые месяцы обучения) несколько особняком, т.к. непривычная школьная обстановка, окружение старших школьников сковывают их обычную подвижность и общительность. Одни стараются держаться на перемене поближе к учителю, другие вообще не выходят из класса. На таком фоне выделить патологическую замкнутость не так-то просто.
Но есть и другие дети, которые постоянно на уроке вертятся, выкрикивают, поднимают руку, не подумав над вопросом или даже не зная ответа на него, беспричинно смеются, передразнивают товарищей. Замечания учителя не только не успокаивают их, но могут вызвать еще большее возбуждение. На переменах такие школьники шумно бегают, устраивают возню, задирают окружающих. Дисциплинарные меры оказывают кратковременное действие или вообще оказываются безрезультатными.
В основе такого поведения может лежать целый комплекс причин. Прежде всего, заниженная самооценка, сформировавшаяся у ребёнка в дошкольный период в связи с невниманием старших к его интересам, в результате пренебрежительного отношения к нему со стороны взрослых, сверстников. Отрицательно сказывается на самооценке и подчинённое положение в семье ("золушка"). Особенно опасно в этом случае применение антипедагогических мер, среди которых самые серьёзные последствия дают физические наказания. Заниженная самооценка формируется и в иных ситуациях, когда под влиянием неоправданного захваливания у ребенка возникает такой завышенный уровень притязаний, который не сответствует его реальным возможностям. Неудачи разочаровывают ребенка, он теряет веру в свои силы. Для детей с заниженной самооценкой характерны непонимание к требованиям окружающих, стремление любым способом обратить на себя внимание, болезненная реакция на малейшие замечания. Им присущи резкие переходы от безудержного веселья, ничем не оправданного оптимизма, к состоянию подавленности, неверия в себя.
Дети с завышенной самооценкой обидчивы, претендуют на повышенное внимание к себе, а в случаях неудач (которые переживают очень болезненно) пытаются обвинить в них окружающих, но только не себя. Им часто присущи невнимание к товарищам, неумение подчинять свои интересы общему делу.
Серьёзный показатель неблагополучия - невоспитанность нравственных чувств. Проявляется она прежде всего в эмоциональной неустойчивости. Эмоциональные реакции ребенка часто не совпадают с характером ситуации, они подчас не соответствуют внешним раздражителям (смеётся там, где для этого нет оснований, грустит, когда окружающим весело). У таких школьников очень быстрая смена настроений, непонятная для окружающих.
В основе эмоциональной неустойчивости может лежать неумение регулировать свое поведение, слабость волевого контроля, проявления повышенной нерв03н0сти. Беда таких детей в том, что они не
Воспринимают всей богатой гаммы человеческих отношений и не умеют выразить свое состояние. На такой основе трудно воспитывать такие чувства, как гуманизм, доброту, чуткость. Значительно скорее у таких школьников формируются жестокость и чёрствость.
Наконец, еще один признак педагогической запущенности, возникшей в дошкольный период, - неустойчивость основных навыков и привычек общественного поведения. Такие дети хотя и представляют, "что такое хорошо и что такое плохо", но тем не менее не поступают в соответствии с этими правилами либо потому, что данные навыки воспитывались несистематически, либо потому, что ребёнок подражал отрицательным примерам старших или сверстников, либо потому, что привык не выполнять требования, стихийно выражая в этом свой протест против отношения к себе окружающих.
Перечисленные выше признаки педагогической запущенности, возникшие в дошкольный период, могут быть преодолены в тех случаях, когда педагоги их правильно распознают.
Нравственное развитие ребёнка определяется системой межличностных отношений, которые возникают у него в ближайшем окружении. Для младшего школьника особенно показательно отношение к учебной деятельности. Негативное отношение к учёбе - один из самых первых и серьёзных признаков возникающей педагогическои запущенности. Причин негативного отношения много, но самая главная из них лежит в сфере отношений учителя и ребенка. Психологическими исследованиями доказано, что в начальных классах главный мотив учения не столько стремление получить знания, сколько потребность заслужить одобрение старших, в первую очередь учителя, родителей.
С первых же дней учёбы дети из неблагополучных семей, менее других подготовленные к школе, не умеюшие себя правильно вести, организованно выполнять задания, оказываются в неблагоприятном положении. Они чаще, чем другие получают замечания от учителя, у них начинают появляться отрицательные оценки, которые, естественно, сопровождаются упрёками, наказаниями не только в школе, но и дома, причём замечания домашних бывают чаще антипедагогичными, и у ребёнка возникает боязнь школы, нежелание идти на занятия и, что еще опаснее, неприязнь к учителю. Отсюда и негативные реакции на замечания учителя, немотивированные вспышки раздражения, упрямство и, как результат, ещё большее ухудшение работы, углубление различных проявлений недисциплинированности. Получается как бы замкнутый порочный круг: ребёнок из неблагополучной семьи, слабо подготовленный к школе, оказывается опять в неблагоприятном положении, и его недостатки не только не исправляются, а ещё более усугубляются.
Среди возможных путей педагогического воздействия необходимо выделить наиболее существенные и наиболее оперативные, а именно:
Диагностика уровня учебной подготовки ребенка.
Условное и временное “выравнивание" учебных возможностей учащихся.
Систематическое авансирование поощрением, развитие коллективных гуманных отношений между детьми.
Диагностика подготовленности заключается в том, чтобы, изучив условия развития и жизни ребёнка в семье, особенности его общения, отношений, учитель сделал предварительное заключение об уровне готовности школьника к "вхождению" в учебную деятельность.
Для себя учитель должен иметь дифференцированное представление об учащихся: хорошо, средне и слабо подготовленных. От этой точки отсчёта и необходимо переходить к условному временному "выравниванию” учебных возможностей учащихся. Оно достигается тем, что учитель не подчёркивает учебных достоинств одних и недостатков других школьников. Учащимся даются дифференцированные задания с таким расчетом, чтобы хорошо подготовленные школьники работали с максимальнои нагрузкой, а слабо подготовленные имели бы возможность выполнить задание тоже с максимальной нагрузкой, но на уровне своей подготовленности. Разумеется, такая дифференциация должна быть незаметна для учащихся и должна носить лишь временный характер.
Серьёзное значение имеет тон, обращение учителя с неуспевающими и недисциплинированными школьниками. Требования учителя к учащимся начальных классов очень авторитетны. И тем более значительной личностью оказывается учитель для школьников из неблагополучных семей. Если учитель берёт неверный тон, или он чрезмерно строг, придирчив, или, наоборот, чрезмерно снисходителен, нетребователен, то особенно болезненно реагируют на это дети из неблагополучных семей. Ведь они рассчитывали получить в школе то, чего они лишены дома. Здесь действует фактор несбывшихся социальных ожиданий. Помимо негативного отношения к учебной деятельности, есть и другой серьёзныи признак педагогической запущенности у младших школьников - дефицит полезного общения. Он выражается в том, что школьник занимает неблагоприятное положение в коллективе: с ним неохотно общаются одноклассники, у него ограничен круг друзей, с ним не хотят сидеть за одной партой, неохотно принимают в общие игры.это серьёзно сказывается на нравственном развитии ребёнка как в настоящем времени, так и в будущем.
Если младший школьник переживает свою изоляцию, то в подростковом возрасте он уже пытается любыми способами завоевать "достойное" для себя положение в коллективе, самоутвердиться в том или ином качестве. Нередко, исчерпав позитивные способы самоутверждения (в учёбе, в спорте, в самодеятельности и т.д.), подросток может прибегнуть к негативному самоутверждению: грубости, дракам, к демонстрации независимости в нарушениях дисциплины и т.п.
Истоки такого поведения лежат именно в начальных классах. Чувствуя по отношению окружающих свое неблагоприятное положение, некоторые дети пытаются любым способом привлечь внимание и вызвать симпатии одноклассников. Вина за подобную неудовлетворённость чаще всего ложится на учителя. Дело в том, что в начальных классах ещё очень слабо развиты коллективные отношения. Дети смотрят друг на друга как бы глазами учителя, который, поощряя, подбадривая одних, осуждая, наказывая других, тем самым формирует взаимные оценки детей, определяет их положение в коллективе.
Естественно, что учащиеся из неблагоприятных семей, со слабой успеваемостью, недисциплинированные, внешне неопрятные постоянно получают замечания. Это приводит к тому, что они лишаются полноценного общения, имеют низкий социальный статус в коллективе.
Важно, однако, обратить внимание учителей и на возможность другой ситуации. В неблагоприятном положении могут оказаться и те школьники, у которых внешне все выглядит благополучно: они хорошо учатся, примерно ведут себя, пользуются авторитетом.
Поощряемые учителем, находясь в центре коллективных интересов, они приобретают подчас такой высокий статус, что начинают преувеличивать свои достоинства. Постепенно у них может сформироваться завышенная самооценка, высокомерное отношение к окружающим, неуважение к интересам товарищей. Если вовремя не принять меры, то к iii - iv классам, по мере взросления детей, такие школьники могут потерять свой авторитет, оказаться в состоянии психологической и30ляции. Чтобы вернуть прежнее высокое положение, они прибегают иногда и к негативным способам самоутверждения, поражая учителей, родителей, даже одноклассников непонятным «перерождением». Хотя здесь нет ничего непонятного. Налицо серьёзная педагогическая ошибка.
Чтобы избежать ее, учителю необходимо буквально с первых же дней работы с детьми обратить особое внимание на формирование у них гуманных, товарищеских коллективных отношений, учить их самостоятельно оценивать нравственную сторону своих и чужих поступков, воспитывать стремление не столько осуждать промахи других, сколько помогать исправлять замеченные недостатки.
В организации профилактической работы учителю важно максимально опираться на семью ребёнка. Это трудная задача, так как семья неблагополучных школьников сама, как правило, отличается сложной психологической структурой и не только не облегчает работу педагога, но нередко ещё более осложняет её.
Здесь необходимо иметь в виду, что глубокая индивидуальная работа с ребёнком в школе, правильный тактичный подход к родителям, хорошая атмосфера детского коллектива позволяют не только изменить нравственное развитие ребёнка в лучшую сторону, но через него положительно влиять и на саму семью. Не упрёки родителям трудного ребенка, не подчёркивание их недостатков на собраниях (это встречается не так уж редко!), а доброжелательное и вдумчивое стремление разобраться в причинах неудач школьника, поиски и подчёркивание его достоинств в глазах родителей, организация конкретной помощи в учёбе должны быть лейтмотивом в работе с неблагополучными детьми и их семьями.