kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Первые шаги в финансовую грамотность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка адресована для учителей начальных классов по организации работы по формированию финансовой грамотности через использование настольной игры «Денежка. Без сдачи».    

            Способность управлять своими финансами, принимать осознанные финансовые решения является неотъемлемой частью успешной жизни. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности в школьную программу становится приоритетным направлением образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Первые шаги в финансовую грамотность»

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ РЕВДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13"





















методическая разработка

ТЕМА: «Первые шаги в финансовую

грамотность через настольную игру

«Денежка. Без сдачи»


Направление деятельности:

Практика использования игры в формировании финансовой грамотности



АДРЕСАТ: учителя начальных классов





Автор: Лапшанова Светлана Викторовна,

учитель МБОУ "СОШ № 13"



с. Мариинск, 2024г.



АННОТАЦИЯ

Методическая разработка адресована для учителей начальных классов по организации работы по формированию финансовой грамотности через использование настольной игры «Денежка. Без сдачи».

Способность управлять своими финансами, принимать осознанные финансовые решения является неотъемлемой частью успешной жизни. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности в школьную программу становится приоритетным направлением образования.

Перед современным образованием стоит важная задача: к 2030 году все российские школьники должны получать базовые знания по финансовой грамотности – это один из главных целевых показателей Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года.




































ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 4

Основная часть 5

Заключение 8

Литература 9







































ВВЕДЕНИЕ

Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

имеет то же значение, какое у взрослого

имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит прежде всего в игре.

А.С. Макаренко

АКТУАЛЬНОСТЬ

Несмотря на высокий уровень компьютеризации современного мира и, как следствие, появление обширных возможностей для разнопланового досуга, классические настольные игры продолжают сохранять востребованность в широкой среде потребителей.

В настольной игре совмещается живое общение. Дети учатся регулировать поведение, прислушиваться к другим, формулировать свою точку зрения, продумывать стратегию, справляться с трудностями.

По мнению психологов, настольные игры выполняют одновременно две функции: развитие мыслительной деятельности и развлечение.

В самом деле, в процессе игры у детей наблюдается повышенная активность мозга: нужно найти верное решение, продумать следующий ход, выполнить задание. А самое главное – дети, играя, обучаются.

Методическая разработка «Первые шаги в финансовую грамотность через использование настольной игры «Денежка. Без сдачи» представляет собой интерактивную форму обучения.

В наше время особую значимость приобретает интерактивность. В обществе высоко ценятся такие качества, как общительность, умение взаимодействовать с людьми, искать компромиссы и работать в группе.

Настольные игры переживают сегодня пик популярности. Прежде всего, это связано с тем, что все устали от обилия интерактивных электронных способов общения, проведения досуга.













ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

«Многие детские игры –

подражание серьезной деятельности взрослых».

Я. Корчак

Не секрет, что новая информация усваивается лучше в процессе игры. Работая учителем начальной школы особенно ярко замечаешь, как загораются глазки детей, появляется мотивация и желание изучать что-то новое при использовании игровой деятельности. Учимся – играя! Для меня это стало девизом!

Хочу познакомить учителей начальных классов с находкой в мире настольных игр. Это игра «Денежка. Без сдачи».

Выдвинем гипотезу: «Играя в эту игру, ребенок получит знания не только в области финансовой грамотности, экономики, но и научится коммуникации со сверстниками».

Цель: Формирование у учащихся начального представления о финансовой грамотности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с деньгами, их предназначением;

  2. Дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны, какого достоинства бывают деньги. (бумажные купюры, железные монеты);

  3. Закрепить счет до 100.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

  2. Развивать смекалку, память, воображение, связную речь, мелкую моторику;

  3. Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;

  2. Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.



Планируемые результаты:

Личностными результатами знакомства с игрой являются:

  1. Осознание себя как члена общества и государства;

  2. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  3. Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  4. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых ситуациях.

Познавательные:

  1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  2. Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные:

  1. Понимание цели своих действий;

  2. Составление простых планов действий по правилам игры;

  3. Проявление познавательной и творческой инициативы;

  4. Оценка правильности выполнения действий;

  5. Адекватное восприятие предложений товарищей.

Коммуникативные:

  1. Умение слушать собеседника и вести диалог;

  2. Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  3. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  4. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  5. Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Считаю преимуществами этой игры следующее:

  1. Количество игроков от 1 до 5 человек (в условиях сельской школы – идеальный вариант).

  2. Настольная игра «Денежка. Без сдачи» знакомит ребенка со всеми разновидностями монет Российской Федерации и учит рациональному использованию денег.

  3. В процессе игры ребенок не только учится правильно обращаться с деньгами, но и оттачивает навыки устного счета, развивает логическое мышление, а также вырабатывает начальный навык построения несложных финансовых и математических стратегий.

  4. Игра помогает осваивать основные математические операции – сложение и вычитание, разбираться в категориях «дороже-дешевле», «не хватает на покупку», «без сдачи» и т.д.

Перед началом игры рекомендую провести несколько тестовых игр, чтобы подготовить ребенка к математическим операциям и оценить уровень владения ими.

Тестовая игра «Купи»

Ребенок по очереди берет карточки товаров, начиная с тех, что подешевле, и заканчивая более дорогими, и подбирает к каждой необходимое количество монеток нужного номинала для покупки.

Тестовая игра «Купи все»

Учитель берет несколько карточек (сначала 2, затем 3 и, наконец, 4) и заранее подбирает к каждой из карточек требуемое количество монет. Затем монеты складываются в одну кучу. Задача ребенка – правильно распределить монетки по карточкам товаров, чтобы можно было купить их все.

Тестовая игра «Продай»

Учитель берет часть денег себе, а оставшуюся часть вместе с карточками товаров отдает ребенку. Затем покупает у ребенка карточки, стараясь давать суммы, превышающие стоимость товара для того, чтобы ребенок сравнивал стоимость товара с полученной суммой и выдавал учителю сдачу.

Тестовая игра «Купи-продай»

Учитель берет часть денег себе, а оставшуюся часть вместе с карточками товаров отдает ребенку. Затем игроки по очереди покупают друг у друга карточки, причем взрослый должен стараться давать суммы, превышающие стоимость товара для того, чтобы ребенок сравнивал стоимость товара с полученной суммой и выдавал ему сдачу.

Если тестовые задания не вызывают серьезных затруднений у участников игры,

можно переходить непосредственно к основному варианту игры.

Состав игры: кубик с изображенными на гранях номиналами монет – 1 шт., карточки товаров с ценниками – 14 шт., монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей – 80 шт.

Подготовка к игре.

Выбираем из числа детей банкира и ведущего. При знакомстве с игрой, роль ведущего выполняет учитель. В дальнейшем дети вполне справляются с этой ролью.

Банкир размещает все деньги в банк. Затем ведущий тщательно перемешивает карточки товаров, снимает 3 верхние карты и кладет их на столе картинками вверх, чтобы игроки хорошо видели ценники на каждой из них. Оставшуюся стопку карт кладем рядом рубашкой вверх.

Затем ведущий проводит жеребьевку и определяет, в каком порядке будут ходить игроки.

Главное правило игры – товар можно купить строго без сдачи.

Это правило вынуждает игроков постоянно сравнивать свои финансовые возможности с ценниками товаров и придерживаться определенной стратегии, в которой им важно проявлять смекалку и наперед просчитывать свои шаги.

Цель игры – набрать наибольшее количество карточек.

Начало игры:

Первый игрок бросает кубик и берет из банка монетку в соответствии с выпавшим значением.

Важно! Если выпала монетка со звездочкой, игрок берет из банка любую монету на свой выбор. Хочу заметить, не всегда замена звездочки на самую крупную монету оправдывает себя. Иногда выгоднее взять 1 рубль и совершить покупку, тем самым повысив количество купленных карточек, чем держать большую сумму наличных, но остаться без товара и проиграть. Сначала дети не понимали и пытались накопить побольше денег, но буквально после первой игры, они начали проявлять смекалку и, главное- они стали планировать свои покупки, управлять своими финансами.

После броска кубика и получения монет из банка, игрок должен попытаться купить без сдачи одну или несколько открытых карточек товара.

Если игроку удалось выкупить карточку товара, то он забирает купленную карточку и выкладывает перед собой на столе. Деньги, уплаченные за товар, отправляются в банк. На место выкупленной карточки товара выкладывается новая карточка из стопки.

Если игроку не удалось выкупить карточку товара, то ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке или по жеребьевке, проводимой ведущим в начале игры

Игра продолжается до тех пор, пока участники не выкупят все товарные карточки.





Заключение

Считаю, что данная игра достаточно простая, не вызывает трудностей у детей, а главное в ходе игры подтверждается наша гипотеза «Играя в эту игру, ребенок получает знания не только в области финансовой грамотности, экономики, но и учатся коммуникации со сверстниками». Игра, как средство коммуникации учит слушать собеседника, развивает умение договариваться и выстроить конструктивный диалог.

Думаю, что данные методические рекомендации будут полезны учителям начальных классов для организации деятельности по развитию финансовой грамотности обучающихся начальных классов.































ЛИТЕРАТУРА

1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.

2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.

Интернет-источники

1. Рекомендации по проведению мини-игр с сайта Финспок https://doit-together.ru/files/finance.2023/games/games.pdf;

2. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

3. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.

11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Первые шаги в финансовую грамотность

Автор: Лапшанова Светлана Викторовна

Дата: 23.09.2024

Номер свидетельства: 656651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Основы взаимоотношений школы и семьи в процессе формирования личности успешного ученика "
    ["seo_title"] => string(101) "osnovy-vzaimootnoshienii-shkoly-i-siem-i-v-protsiessie-formirovaniia-lichnosti-uspieshnogho-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "184917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426109088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Час общения для учащихся 9 класса "выбор профессии - дело серьёзное" "
    ["seo_title"] => string(82) "chas-obshchieniia-dlia-uchashchikhsia-9-klassa-vybor-profiessii-dielo-sier-ioznoie"
    ["file_id"] => string(6) "173039"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423918845"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства