Педагогика сотрудничества – обучение через диалог и объединение
Педагогика сотрудничества – обучение через диалог и объединение
Современное школьное образование больше не является закрытой структурой, живущей для самой себя, но всё больше обязано учитывать внешние тенденции развития общества для того, чтобы оставаться действующим социальным институтом. Обучение через диалог и объединение – один из главных трендов современного образования, благодаря чему можно достичь поразительных результатов в деле преподавания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогика сотрудничества – обучение через диалог и объединение»
Педагогика сотрудничества – обучение через диалог и объединение
Романова Инна Владимировна
Учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №2 УИИЯ
Г. Ноябрьск, ЯНАО
Педагогикасотрудничества – это направление в российской педагогике, возникшее в середине 80-х годов 20-го века, представляющее собой систему методов и приемов воспитания и обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Данное направление объединило в себе опыт и лучшие традиции советской школы, а также достижения русской и зарубежной психолого-педагогической науки.
Преподавание – одна из самых сложных профессий, которая предполагает, как учет индивидуальных особенностей учащихся, так и работу с аудиторией в целом для удержания внимания школьников.
Современное школьное образование больше не является закрытой структурой, живущей для самой себя, но всё больше обязано учитывать внешние тенденции развития общества для того, чтобы оставаться действующим социальным институтом. Обучение через диалог и объединение – один из главных трендов современного образования, благодаря чему можно достичь поразительных результатов в деле преподавания.
1) Дистанция между учащимся и учителем
Обучение через диалог и сотрудничество будет предполагать необходимость для учителя постоянную обратную связь с учащимися, как дистанционно, так и после занятий очно. Именно в таком формате можно добиться действительных результатов в деле освоения школьником не только школьной программы, но и олимпиадных занятий, а также подготовки к специальным вступительным испытаниям в высшее учебное заведение.
2) Средства контакта
Современное общество предлагает множество способов коммуникации, среди которых – социальные сети, мессенджеры и другие интернет-предложения. Преподавателю предстоит использовать их все для того, чтобы установить каналы обратной связи, постоянно учитывая индивидуальные потребности учащихся. Кроме того, вы сможете обрабатывать материалы из интернета для того, чтобы как можно больше информации предложить учащемуся в целях подготовки к экзаменам и олимпиадным занятиям.
3) Материалы
Для того, чтобы полноценно приготовиться к изложению материала предмета, вам предстоит объединить заинтересованных учеников в конференции социальных сетей и подготовить выборку полезных интернет — ресурсов для учащихся, которых в сети сегодня – великое множество.
Обучение через диалог и объединение – отдельное искусство, благодаря которому можно достичь удивительных результатов, но важно учитывать, что это – комплексная задача, потребующая от учителя максимального вовлечения в процесс обратной связи, где создание групп по интересам и использование интереса является необходимой данностью для получения достойных результатов.
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: комплексная: био-, социои психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + поэтапная интериоризация. По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество). По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая. По категории обучаемых: массовая (все категории).
Целевые ориентации
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений. • Гуманно-личностный подход к ребенку. • Единство обучения и воспитания.
Концепция сотрудничества
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «педагог - воспитанник». Традиционное обучение основано на положении педагога в качестве субъекта, а воспитанник - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об воспитаннике как о субъекте своей учебной деятельности.Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «педагог - воспитанник» реализуется в общей жизнедеятельности образовательных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: • Гуманно-личностный подход к ребенку. • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. • Концепция воспитания. • Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель учреждения - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи: • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; • новую трактовку индивидуального подхода; • формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции: • личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе-полноценная человеческая личность; • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; • личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.Гуманное отношение к детям включает: • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; • оптимистическую веру в ребенка; • сотрудничество, мастерство общения; • отсутствие прямого принуждения; • приоритет положительного стимулирования; • терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает: • уравнивание ученика и учителя в правах; • право ребенка на свободный выбор; • право на ошибку; • право на собственную точку зрения; • соблюдение Конвенции о правах ребенка; • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Новая трактовка индивидуального подхода.
Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает: • отказ от ориентировки на среднего ученика; • поиск лучших качеств личности; • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов); • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; • прогнозирование развития личности; • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Формирование положительной Я-концепции личности.
Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребенка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо: • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, при нимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя); • создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»; • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); • предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи тельной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей: • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; • идет объединение, интеграция школьных дисциплин; • вариативность и дифференциация обучения; • используется положительная стимуляция ученья. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф.Шаталова, в идее свободного выбора Р.Штейнера, в опережении С.Н.Лысенковой, в идее крупных блоков П.М.Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А.Сухомлинского, развитии личности по Л.В.Занкову, в способностях творческих и исполнительских И.П.Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С.Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б.Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н.Ильина, Б.М.Йеменского и др. Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.