Просмотр содержимого документа
«Пед.копилка.Тексты для изложений 3-4 класс»
3 класс
Изложение текста повествовательного характера по коллективно составленному плану
Воробей на часах
В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся на ветку и охранял малышей.
Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.
Всё ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.
Улетел ястреб. Весело прыгают птицы. Снова часовой сторожит их.
(по Л.Толстому)
1. Подготовка учащихся к восприятию текста
2. Чтение текста учителем.
3. Коллективное составление плана в процессе анализа текста со стороны содержания и построения.
3.1. Анализ текста.
-Соответствует ли содержание рассказа заглавию? Объясните, почему соответствует.
-Почему воробьям надо бояться ястреба? Из какого предложения об этом узнали?
-Как защитил воробей птенцов от лютого врага? Какой сигнал он дал?
-Из какого предложения об этом узнали?
-Как воробьята отозвались на сигнал?
-Кто главный герой рассказа?
С кем связаны действия воробья?
3.2 Составление плана изложения
(Слушая свободные высказывания детей выясняю, насколько они запомнили содержание текста)
План
1. Старый воробей охраняет воробьят.
2. Появление ястреба.
3. Тревога!
4. Воробей снова на часах.
3.3 Определение границ каждой части.
4. Работа над речевыми особенностями текста после повторного прослушивания.
а) Задание перед прослушиванием текста: заметить, с какого предложения начинаются 2 и 3 части рассказа. Обратить внимание на то, какими словами названы герои рассказа)
б) Выразительное повторное чтение текста учителем.
в) Речевая подготовка в процессе структурного анализ текста.
5. Орфографическая работа
Зачирикал
За ним
Ближе
Без шума
6. Запись изложения.
7. Самопроверка
4 класс
Выборочное изложение по самостоятельно составленному плану.
Прочитать текст
Недалеко от лесной опушки рос старый дуб. Однажды, подходя к дубу, мы услышали странные звуки. Через минуту мы были возле дуба. Из густой листвы доносился писк иволги. На ветке сидел кот и орал.
Кот нашёл гнездо и решил полакомиться птенчиками. Добраться по стволу дерева до сука было не сложно. Легко было продвигаться и по суку.
Ветка становилась тоньше, но кот продолжал двигаться вперёд. Ветка наклонилась и в любой момент могла обломиться.
Дальше идти кот не решался. От испуга и обиды кот орал.
А гнёздышко спокойно раскачивалось на конце ветки. Никакой хищник не доберётся до него!
2. Поставить вопросы к каждой части текста.
Прочитать предложения, в которых раскрывается основная мысль текста.
Озаглавить текст
(Примерные заголовки: «Неудача!»,» Не повезло!»,» Хорошо укрылись!»)
3. Прочитать, как добрался кот до гнезда иволги. Ответить на вопросы:
-Почему окот остановился?
-Почему он орал?
-Чего он испугался и от чего его брала обида?
-Каким тоном надо читать 2 и 3 абзацы?
-Сочувствует ли автор коту?
-В каких словах он передает своё отношение?
-Как автор относится к иволге?
-В каких словах автора просматривается отношение к иволге?