Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание младшего школьника»»
Опарина И. В.
«Патриотическое воспитание младшего школьника»
Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности. Здесь огромная роль принадлежит, конечно, семье и обществу. Патриотическое воспитание младших школьников, по моему убеждению, сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
В своей работе я ставлю перед собой цель: подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. Эти особенности являются залогом успешного воспитания младших школьников. Особую роль в воспитании патриотических чувств отвожу государственным символам России. Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно воспитывать любовь к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке. Надо учить уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников, не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».
Я, как учитель начальных классов, формирую нравственно-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.
Каждый учебный год я провожу урок, который называется «Я - гражданин». Цель этого урока – вызвать у детей интерес к стране, дать представление о родном крае, о стране, в которой они живут.
Так, например, по русскому языку часто использую пословицы о труде, Родине, дружбе. В патриотическом воспитании очень велика роль предмета «Окружающий мир». Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитание патриотических чувств. В курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках.
На базе данного материала я всегда провожу урок - презентацию в 1 классе по теме «Государственная символика». Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края. На уроках литературного чтения формируется культура речевого общения, изучается история и традиции своей страны России, происходит знакомство учащихся с историческими событиями в произведениях соотечественников. На уроках математики и информатики дети знакомятся с развитием отечественной науки. На уроках изобразительного искусства развиваются творческие способности учащихся, прививается чувство прекрасного, любовь к культуре.
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Это место - город или деревня - несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина. Поэтому воспитание гражданственности, патриотизма осуществляю в процессе бесед, проведения классных часов, посвящённых малой Родине, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении праздников (День Земли; День Воды), праздников, посвященных государственным праздникам и т. д. направленных на:
Получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации;
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, с обязанностями гражданина;
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, традициями, особенностями быта;
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников;
Еще одной эффективной формой патриотического воспитания являются уроки мужества, посвященные памяти о народных героев всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертным подвигам советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне. Для участия в них в школу приглашаю ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов.
Так же участвую в различных мероприятиях:
Выставки рисунков «Война глазами детей»;
Посещение музеев;
Участие в военно-спортивной игре «Зарница»;
Смотры строя и песни,
На классных часах дети рассказывают о дедах и прадедах, принимавших участие в Великой Отечественной войне, приносят фотографии, награды. Дети с большой гордостью рассказывают о своих родственниках.
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество.
Особое значение в воспитании патриотических чувств детей имеет посещение вместе со своими родителями исторических мест, возложение венков к подножию мемориала «Вечный огонь».
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.