Просмотр содержимого документа
«Параметры диагностики музыкально-ритмической деятельности»
Параметры диагностики музыкально – ритмической деятельности
Показатели качества освоения ребенком музыкально-ритмической деятельности
I. Интерес и потребность к восприятию музыки и движений. — Объем музыкально-двигательных представлений. — Культура восприятия музыкально-ритмической деятельности. — Целостное восприятие деятельности: восприятие выразительности, игрового содержания, понимание сюжета игры или композиции танца. — Дифференцированное восприятие средств выразительности (музыкальных, внемузыкальных), необходимых для передачи художественного музыкального образа; понимание формы танца, композиции игры. — Наличие музыкально-сенсорного восприятия. — Восприятие азбуки основных видов движений музыкально-ритмической деятельности: основных, сюжетно-образных и танцевальных. — Восприятие ориентировки в пространстве. — Выражение своего отношения к просмотренному музыкально двигательному репертуару. II. Интерес и потребность к исполнению музыкально-ритмических движений. - Объем музыкально-двигательных представлений. — Выразительность исполнения музыкально-ритмического репертуара: передача характера, сюжета игры, композиции танца. - Изобразительность исполнения художественного музыкально-ритмического репертуара: использование средств выразительности (музыкальных, внемузыкальных). — Владение азбукой способов выполнения основных видов музыкально-ритмических движений: основных, сюжетно-образных и танцевальных. — Ориентировка в пространстве помещения. — Наличие развитого чувства ансамбля. — Самостоятельность исполнения упражнений, танцев и др. — Выражение своих впечатлений и отношения к игре, исполненному танцу, упражнению. III. Наличие творчества в исполнении выразительности фиксированных движений игр и плясок. — Творческая импровизация передачи игрового образа. — Творческая импровизация в свободной пляске.
Седьмая ступень (подготовительная группа) Критерии оценки
Уровень высокий I. Освоена в полном объеме азбука седьмой ступени детской музыкально-ритмической культуры, доступной для детей; развито музыкально-эстетическое восприятие игрового и танцевального репертуара разного характера и содержания; сформирован опыт ценностных ориентации к миру национальных игр, хороводов, плясок: — ребенок имеет достаточные музыкально-двигательные представления; помнит, называет большинство наиболее знакомых танцев, хороводов, игр; может их сравнивать, обобщать по какому-либо признаку; — развито музыкально-эстетическое сознание средствами музыкально-ритмической деятельности; — хорошо развито целостное восприятие танцев, игр и т. п.; ребенок легко различает виды деятельности; соотносит изменение движений со сменой характера трехчастной музыки; воспринимает развитие игровых образов в сюжетных играх и танцах и т. п.; — ребенок прекрасно владеет дифференцированным восприятием музыки и движений; воспринимает и различает смену одновременно нескольких выразительных средств, которые используют выступающие; — хорошо развит музыкально-сенсорный слух; ребенок тонко слышит и выделяет ритмические, темповые и динамические особенности и влияние их изменений на смену особенностей движений; — ребенок с интересом воспринимает азбуку седьмой ступени музыкально-ритмических движений; различает их виды; понимает и различает правильность способов их выполнения, а также красоту и правильность различных перестроений; — ребенок эмоционально и охотно высказывается о просмотренном репертуаре; свободно выражает свои впечатления в рисунках, стараясь показать динамику движений; моделирует упражнения, танцы, игры в различных вариантах (на фланелеграфе, бумаге). П. Ребенок в полном объеме освоил азбуку седьмой ступени музыкально-ритмической деятельности детей: — исполняет детский репертуар (народный, бальный и классический) различного характера и тематики, прежде всего разработанный на основах национального музыкального искусства России; — выразительно передает форму танца, композицию игры, понимая в целом их эмоционально-образное содержание, выделяя в отдельных частях особенности характера музыки и ее наиболее яркие интонации; — при освоении нового репертуара внимательно вслушивается в изобразительные особенности музыки; выделяет средства музыкальной выразительности и их различные изменения; осознанно использует в своем исполнительстве внемузыкальные средства для передачи различных музыкальных образов; — полностью освоил азбуку седьмой ступени музыкально-ритмических движений (основных, сюжетно-образных, танцевальных), прекрасно владеет способами их исполнения; свободно ориентируется в пространстве, выполняя различные перестроения; — весь освоенный репертуар исполняет самостоятельно; — знакомый репертуар ребенок переносит в повседневную жизнедеятельность детского сада и семьи; любит часто танцевать, играть, водить хоровод; — самостоятельно дает оценку исполненному танцу, проведенной игре или упражнению; выражает свои впечатления в эстетических суждениях, а также в рисунке, возможно, в песенной импровизации; моделирует самостоятельно и легко различные особенности формы, характера, содержания знакомого репертуара. III. Ребенок прекрасно постиг азбуку седьмой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества: — художественно и творчески передает выразительность музыкального образа в фиксированных танцах, игрового персонажа в сюжетных играх, хороводах и образных упражнениях, этюдах; — с удовольствием участвует в инсценировках песен, проявляя свое игровое творчество во взаимодействии с другими детьми; — любит импровизировать в играх, пластически передавая различные действия какого-либо образа, его взаимодействие с другими; — любит участвовать в переплясах, прекрасно исполняет самые разнообразные движения; — может самостоятельно или вместе с другими детьми придумывать свои танцы, игры и т. д.; — проявляет самостоятельность, творчество и активность в придумывании и исполнении различных вариантов движений в свободных плясках. Уровень средний I. Освоена в достаточной мере азбука седьмой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для детей; достаточно развито музыкально-эстетическое восприятие репертуара, разработанного в основном на традициях национального искусства России; сформирован в достаточной степени опыт ценностных ориентации к нему: — ребенок знает, помнит и называет большинство произведений, наиболее часто звучащих в течение года; сравнивает, обобщает их по какому-либо признаку; — достаточно развито музыкально-эстетическое сознание; — довольно хороший уровень целостного восприятия обеспечивает ребенку понимание смены характера музыки в различных частях произведения, музыкальных фразах и соотношения изменения движения; — имеющийся уровень дифференцированного восприятия позволяет понимать смену изобразительных особенностей музыки и движений, согласованность движений с изменениями средств музыкальной выразительности; ребенок затрудняется одновременно воспринимать комплекс средств выразительности (музыкальных и внемузыкальных); — музыкально-сенсорный слух вполне развит; — достаточно развито восприятие азбуки седьмой ступени музыкально-ритмических движений; с небольшой словесной помощью ребенок правильно оценивает качество движений, согласованность их с музыкой; — ребенок высказывает свое отношение к просмотренному репертуару, хотя оно не всегда адекватно содержанию танца, игры и т. п.; свои впечатления может успешно передавать в изобразительной деятельности; в основном самостоятельно моделирует форму, характер, содержание танца, игры и т. д., только в некоторых случаях необходима помощь взрослого. II. Ребенок вполне достаточно освоил азбуку седьмой ступени музыкально-ритмической деятельности детей: — довольно правильно исполняет многие танцы и упражнения; проявляет достаточное знание разных игр, выученных в течение года и наиболее любимых из прошлых лет; — выразительно и самостоятельно исполняет наиболее яркие по характеру танцы и по сюжету игры, в некоторых ситуациях иногда необходима небольшая словесная поддержка; — при освоении нового репертуара внимательно вслушивается в изобразительные особенности музыки, выделяя средства музыкальной выразительности; использует в своем исполнительстве выразительные жесты, мимику и т. д.; — вполне освоил азбуку седьмой ступени музыкально-ритмических движений, понимает способы их выполнения; — освоенный репертуар в основном исполняет самостоятельно; — любит танцевать, водить хороводы, играть в повседневной жизни; в самостоятельной музыкальной деятельности может допускать неточности в выполнении наиболее трудных движений; — высказывает достаточно эмоционально свои суждения о характере, содержании исполняемого репертуара; может передать свои впечатления в рисунке; моделирует форму, содержание и характер танца, игры, упражнения, этюда в основном самостоятельно, только в некоторых случаях ему необходима словесная помощь взрослого. III. Ребенок вполне освоил азбуку седьмой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества: — стремится творчески передавать выразительность движений в фиксированном танце, сюжетной игре или образном упражнении; — активен в инсценировках песен, творчески передает взаимодействие с другими детьми; — любит участвовать в игровых импровизациях, проявляет творческий подход к реализации своих игровых замыслов; — участвует в переплясах, знает довольно много движений; — может вместе с другими детьми на основе знакомых движений придумывать новые танцы; — проявляет танцевальное творчество в свободных плясках. Уровень ниже среднего I. В недостаточной мере освоена азбука седьмой ступени музыкально-ритмической культуры, доступной для детей; не вполне достаточно развито восприятие музыки и движений репертуара: — ребенок знает, помнит лишь некоторые, наиболее любимые произведения из тех, которые довольно часто звучали в течение года; — относительно слабо сформировано музыкально-эстетическое сознание; — недостаточно развито целостное музыкально-эстетическое восприятие музыки и движений, которое не позволяет в полном объеме увидеть богатство красок музыки и движений, хотя ребенок, безусловно, различает характер музыки, его изменения; — дифференцированное восприятие также не вполне достаточно развито: ребенок затрудняется воспринимать изменение средств музыкальной выразительности во фразах; — ребенок обладает достаточно развитым музыкально-сенсорным слухом, слышит изменения основных свойств музыкальных звуков и понимает необходимость смены движений; — не в полной мере развито восприятие азбуки седьмой ступени музыкально-ритмических движений (основных, сюжетно-образных, танцевальных): ребенку необходима помощь взрослого в понимании последовательности действий при выполнении довольно сложного движения; — ребенок затрудняется в выражении своего отношения к эмоционально-образному содержанию воспринятого репертуара; свои впечатления пытается выражать в рисунке; моделирует форму, содержание, характер танцев, игр, упражнений в основном с помощью взрослого или другого ребенка. II. Недостаточно освоена азбука седьмой ступени детской музыкально-ритмической деятельности, вполне сформирован опыт ценностных ориентации к миру национального искусства: — степень сформированности музыкально-эстетического восприятия репертуара различного содержания и характера не вполне достаточна; — ребенок знает, помнит, исполняет самостоятельно наиболее яркие, доступные по содержанию танцы и хороводы, наиболее привлекательные по сюжету игры; — ребенок недостаточно передает выразительность в танцах, играх и хороводах; более выразителен в игре; — дифференцированное восприятие также не вполне развито; в исполнительской деятельности ребенок не всегда слышит изменение во фразах средств музыкальной выразительности и запаздывает со сменой движений; — не в полной мере освоено восприятие азбуки седьмой ступени музыкально-ритмических движений (основных, сюжетно-образных и танцевальных), даже после оказания любой помощи затрудняется (не сразу схватывает) в передаче нюансов циклических движений (переменный русский шаг); — ребенок часто затрудняется в выражении своего отношения к эмоционально-образному содержанию воспринятого репертуара; иногда совсем отказывается вступать в диалог; нравится моделировать вместе со взрослыми (или другим ребенком) форму, содержание и характер танца, игры, упражнения. III. Ребенок слабо освоил азбуку седьмой ступени музыкально-игрового и танцевального творчества: — в основном не проявляет творчества в передаче выразительности движений художественного музыкально-ритмического характера; — участвует в инсценировке песен, взаимодействует с другими детьми для передачи сюжета песни; — затрудняется участвовать в переплясах, поскольку для них необходим достаточно хороший запас движений и хорошая реакция на их смену; — участвует с удовольствием в свободных плясках.
Параметры диагностики музыкально – ритмической деятельности