Просмотр содержимого документа
«Памятка родителям первоклассников в адаптационный период."Первый раз, в первый класс".»
"Ученик это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь…».
Первый год обучения в школе — это непростой период в жизни ребёнка. Он вступает в новую, взрослую жизнь. Для родителей этот период не менее сложный. От них требуется максимальное участие в жизни своего первоклашки. Так как именно на данном этапе у ребёнка закладывается основа отношения к школе и процессу обучения. Чтобы адаптация к школе прошла наиболее легко, необходимо учитывать психическое и физиологическое состояние ребёнка.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных, эмоциональных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Ребёнок попадает в новый коллектив, ему нужно познакомиться с одноклассниками и учителями, установить с ними контакт. Требования школьной дисциплины отличаются от требований, которые предъявлялись к малышу в детском саду, у него появляются новые обязанности. Для того чтобы первоклассник привык к школьному процессу, адаптировался к новым условиям, нужно время. Адаптация ребенка к школе – это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день и не неделя потребуется для того, чтобы малыш освоился в школе по-настоящему. Если адаптация пройдет успешно, то ребёнок втянется в учебу, и ему с лёгкостью будут даваться школьные знания. Он научится соответствовать школьным требованиям. Как правило, этот период длится около 2-3 месяцев.
Как показывает опыт, не все первоклассники легко проходят адаптацию. Многие, даже обладая высоким уровнем интеллектуального развития, не могут справиться со школьной нагрузкой. Особенно тяжело проходит адаптация у детей, поступивших в школу в шестилетнем возрасте. В этом возрасте малыш пока не способен в полном объёме возложить на себя все школьные обязанности, так как физиологически организм ребёнка к этому ещё не готов – не созрел. Непросто складывается адаптация и у детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Они неусидчивы, часто встают с места, выкрикивают, перебивают учителя. Их повышенная активность мешает собственному учебному процессу, а также учителю и остальным детям. К таким ученикам учителю очень сложно найти подход. Чаще всего между ними возникает психологическая дистанция. С одноклассниками гиперактивным детям, как правило, тоже сложно подружиться. В некоторых случаях необходима и помощь психолога.
В любом случае как бы ни проходила адаптация ребенка к школе легко или с особенностями, родителям необходимо набраться терпения. Малыш в это время нуждается в чуткости и понимании, ему нужны любовь и поддержка родителей, а в некоторых случаях и защита. Общаясь с ребенком дома, родителям следует обращать внимание на все его достижения, следует оценивать его поступки, а не его самого. Сравнивать не с одноклассниками, а собственными успехами и не удачами, которые были ранее в его жизни. Если у малыша что-то не получается, необходимо поддержать его, объяснить, что все неудачи временны, скоро у него начнет все получаться. Не стоит ругать ребенка за то, что у него возникают трудности в учебе, — это может резко снизить его учебную активность.Также первоклашке нужно подсказать, а в некоторых случаях и научить как себя вести в той или иной ситуации в школе (как правильно вести дневник или тетради; что делать, если на уроке захочется в туалет, как защитить себя и найти друзей и др.).
Памятка родителям первоклассников.
У ребёнка должно быть свое пространство. Если у него нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место.
После возвращения из школы, не торопитесь усаживать ребёнка за домашние задания, ему необходимо отдохнуть и восстановить силы (1,5-2 часа).
Выполняя домашние задания, помните, первоклашки должны заниматься не более 30 минут, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. В противном случае вы рискуете отбить желание к учёбе.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как самостоятельность и ответственность не формируются сразу. Ребенок еще только учится управлять собой и организовывать свою деятельность.
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не развить в нем ненужную неуверенность в себе. Предоставьте ребенку право на ошибку. Важно чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенном будет чувствовать себя.
Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последнее становится систематическими. Все проблемы с учебой, поведение и здоровье гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами.
Обязательно соблюдайте режим дня! От этого зависит здоровье вашего ребенка, а значит, способность лучше и проще усваивать школьный материал. Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевании, слезливость, грубость, головные боли и т.д.) особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствуют повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
Ограничьте время нахождения вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что время препровождения перед телевизором и компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряженного дня. Оба этих занятия действует возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребенка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
У первоклассника обязательно должно оставаться время для игр.
Старайтесь каждый день находить время (около часа), чтобы побыть наедине со своим ребенком (вне школьных дел).
Подготовила педагог – психолог Леухина Елена Николаевна