Памятка «Рекомендации работы с аутичными детьми»
Под аутизмом в широком смысле понимается явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.
Общая характеристика общеучебных трудностей обучения:
неумение включиться в учебную работу;
неспособность самостоятельно начать выполнение задания;
неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи;
непонимание, неумение выполнить многокомпонентное задание (состоящее из нескольких простых);
неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения (неполное выполнение задания);
смешение (подмена) алгоритмов, понятий; нарушение последовательности шагов алгоритма при его выполнении;
подмена задания (логически и алгоритмически более простым);
неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания;
неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее;
неумение применить знания в нестандартной ситуации;
неумение решить учебную задачу с использованием «другого» приема (способа), сравнить решения по степени рациональности.
Общая характеристика трудностей межличностных отношений:
Характер взаимодействия ученика и учителя:
непонимание, неготовность услышать учителя (взрослого), психологическая «несовместимость»;
боязнь критики, негативной оценки;
отсутствие положительного опыта общения со взрослыми.
Взаимодействие ученика и других учеников:
эгоцентричность, неумение общаться;
повышенная тревожность;
неумение строить совместную деятельность;
заниженная (завышенная) самооценка.
Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:
1. Не навязывать насильно инструкции.
2. При малейших признаках усталости предложить индивидуальные задания на карточках.
3. Разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере).
4. Предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ.
5. Разрешать переписывать контрольные работы.
6. Разрешать сдавать работу позже установленного срока.
7. Не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми.
8. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.