«Оценка результативности работы. Рабочее портфолио как накопительная система личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся»
«Оценка результативности работы. Рабочее портфолио как накопительная система личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся»
По Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения выделяется приоритетное начало общего образования - формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
В течение всего учебного года мною отслеживались и внедрялись в свою деятельность технологии, которые характеризуют достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. В соответствии с планом внутришкольного контроля оценка результатов освоения ООП НОО осуществлялась с помощью диагностических процедур: стартовая диагностика, промежуточная диагностика эффективности обучения в первом полугодии. На конец учебного года запланированы итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру, комплексная проверочная работа, направленная на выявление уровня сформированности метапредметных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Оценка результативности работы. Рабочее портфолио как накопительная система личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся» »
МБОУ Алексеевская сош
«Оценка результативности работы на этапе реализации ФГОС НОО.
Рабочее портфолио как накопительная система личностных, метапредметных
и предметных результатов учащихся»
с.Алексеевка
2015 г.
Истинная цель просвещения – не в том,
чтобы сообщить людям определённую сумму сведений
по различным наукам, а в том,
чтобы пробудить в каждом человеке творца,
духовно активную личность – и в этом счастье.
М. В. Ломоносов
По Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения выделяется приоритетное начало общего образования - формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
В течение всего учебного года мною отслеживались и внедрялись в свою деятельность технологии, которые характеризуют достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. В соответствии с планом внутришкольного контроля оценка результатов освоения ООП НОО осуществлялась с помощью диагностических процедур: стартовая диагностика, промежуточная диагностика эффективности обучения в первом полугодии. На конец учебного года запланированы итоговые контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру, комплексная проверочная работа, направленная на выявление уровня сформированности метапредметных результатов.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой. Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)
Оценивание УУД ведётся с первого класса через:
- проведение комплексных метапредметных работ в первом полугодии и в конце учебного года;
- проведение учителем по определению уровня развития у обучающихся УУД ( личностных, познавательных, коммуникативных ) течение учебного года диагностических процедур согласно плану проведения диагностики уровня развития у обучающихся УУД на основе диагностических методик;
- создание учителем начальных классов педагогических условий формирования УУД в течение учебного года (организация учебных ситуаций по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, использование дидактических ресурсов, оптимизирующих процесс формирования УУД);
- проведение учителем начальных классов согласно календарно- тематическому планированию уроков проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- проведение классным руководителем процедуры внутренней оценки, фиксируемой индивидуальные достижения обучающихся в Портфолио как способ, максимально развивающий учебно-управленческие умения младших школьников.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введен новый вид диагностических работ- комплексная контрольная работа. Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфолио учащихся класса включены результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В портфолио моих учеников, которое используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включены следующие материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий повсем изучаемым предметам (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительногообразования). В портфолио входят материалы стартовой диагностики, промежуточных иитоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
2. Систематизированные материалы наблюдений(оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) запроцессом овладения универсальными учебными действиями.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной(школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в конце учебного года можно будет сделать выводы о:
1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основнойшколе;
2) сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Посещая кружки, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе учителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у детей такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.
Нетрадиционная форма проведения занятий позволяет интересно организовать досуг детей.
В своей работе я активно использую ИКТ-технологии. Наличие мобильного компьютерного класса, большое количество учебной и методической литературы, наглядных пособий, применение интерактивных ресурсов дают возможность разнообразить работу с учащимися во время уроков и во внеурочное время.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО система оценки достижения планируемых результатов должна обеспечивать оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, т.е. должна использоваться накопительная система оценок.
Итоговая оценка состоит из двух составляющих: накопленной оценки и оценки за итоговые работы. Основным методом накопительной системы оценки является портфолио.
Портфолио – это коллекция работ и результатов обучающегося, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях, как в рамках школьной жизни, так и за её пределами.
Педагогу необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.
В нашей школе работа по ведению портфолио началась с 2002 года, когда 1-ые классы школы обучаются по «безотметочной системе обучения в начальной школе». Портфолио ведётся для поддержания высокой учебной мотивации учащихся и развития навыков рефлексивной и самооценочной деятельности.
В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов» определен вид портфолио, его структуру, процедура ведения.
Портфолио учащегося – это папка с файлами, хранящая материалы на бумаге. Портфолио ведётся по предложенной структуре:
I. Титульный лист.
II. Давайте познакомимся ( «Кто я и чего хочу», «Моя семья», «Мои увлечения», «Мои друзья») - содержит личностную рефлексию ученика.
III. По лестнице знаний:
«Чему я научился на всех предметах» (работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков - личностные и метапредметные результаты);
«Чему я научился на разных предметах»(предметные результаты):
- обязательнойсоставляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам, таблицы предметных результатов;
- остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий:
- русский язык, литературное чтение — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
- математика — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- окружающий мир — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- музыка, изобразительное искусство — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- технология - фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
- физическая культура - видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
IV. «Внеурочная и досуговая деятельность» - отражает личностные результаты ученика.
V. «Мои достижения».
VI. Лист самоанализа и самооценки.
Оценка, портфеля достижений ведётся на критериальной основе, согласно предложенной структуре по отдельным составляющим портфеля «методом сложения». Все составляющие портфеля могут быть оценены только качественно («превосходно», «отлично», «хорошо», «зачтено»).
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Портфолио наполняется учеником самостоятельно под руководством учителя и родителей. Работа с родителями по ведению портфолио проводится на родительских собраниях, где даются рекомендации по ведению и наполняемости портфолио. Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные проверочные работы (стартовые, промежуточные, итоговые) и таблицы образовательных результатов, в конце учебного года - метапредметные таблицы результатов.
Согласно предложенной структуре ученик может поместить любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п. Благодаря данной работе можно с успехом проследить развитие любого учащегося, заметить развитие одаренных детей.
В настоящее время особенно актуальным стал вопрос об особенных детях. Действительно, есть такие дети, которые явно или неявно, выделяются среди сверстников своей способностью учиться или придумывать необычное, решать математические задачи, или рисовать, осваивать спортивные виды деятельности. И эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от других, тем богаче перспективы их профессионального и личностного развития. С педагогической точки зрения одаренные дети – это дети, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников. Это могут быть общие способности (успешен в любой области), специальные (успешен в области математики, хорошо рисует, сочиняет стихи, поёт). Безусловно, педагогов подкупает ранняя увлеченность таких детей чтением, способностью быстро обучаться, повышенной любознательностью.
Но, однако, работать с такими детьми бывает очень непросто. Каково работать с учеником, который всех перебивает, эмоционально неуравновешен, имеет высокую потребность к деятельности.
Как же отличить одаренного ребёнка? Специалистами выделен ряд признаков, по которым можно выделить такого ученика. Это:
большая любознательность, направленная на различные явления, события;
множество задаваемых вопросов, большая настойчивость в поиске ответов;
широкие интересы;
склонность к серьёзным размышлениям;
большое желание учиться приобретать знания, навыки;
превосходящий сверстников словарный запас, точное и правильное использование слов и выражений;
способность концентрировать внимание в течение более длительного периода времени, чем сверстники;
восприимчивость, наблюдательность;
высокая чувствительность и ранимость;
склонность к критичному отношению по отношению к самому себе и другим;
стремление к творчеству;
богатая фантазия;
неординарность творческих проявлений в области музыки, рисования и других областей искусства.
В школе у таких детей, как правило, много трудностей. У одаренных детей не всегда складываются отношения со сверстниками. Часто бывает, что они не могут выразить себя среди сверстников. Эти особенности педагог должен учитывать в работе с такими детьми.
Ведь, очень часто бывает, что одаренный ребёнок, не принятый своими одноклассниками, теряет уверенность в себе, чувствует себя одиноким. Педагог, работающий с группой, где есть одаренные дети, должен следить, чтобы каждый смог проявить себя, свои возможности, тем самым воспитывая у детей навыки общения и чувство взаимопомощи. При работе в группе, в которой имеют возможности проявить свои способности все дети, одаренный ребёнок считает себя причастным к этой группе, и его постепенно покидает чувство одиночества и своей исключительности.
Поэтому, когда одаренный ребёнок приходит в класс, то очень важно сразу выявить его способности. Обстановка в школе должна способствовать развитию таких детей, поддерживать их любознательность и интерес к учебному процессу.
По результатам исследований, по мере взросления ребёнка происходит заметное снижение количества одаренных детей. Поэтому нужно не столько измерять одаренность, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого учащегося.
Какими же принципами должен руководствоваться педагог в работе с одаренными детьми:
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
При работе с одаренными детьми применяют различные формы работы:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм;
участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
посещение предметных и творческих кружков по способностям, а так же спортивных секций по интересам;
проектная деятельность учащихся;
использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу «Окружающий мир», электронная энциклопедия);
создание детских портфолио.
Особо хотелось бы остановиться на создании портфолио ученика как фактора успешности.
Портфолио- целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их
усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащихся в отбор её содержания, определение критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащихся.
Цели, содержание образования, а также требования к контролю результатов обучения соотносятся с принципом личностно – ориентированного обучения.
Технология портфолио, заимствованная педагогикой из политики и бизнеса, успешно прижилась в начальном звене школы и является, среди прочего, реальным примером безотметочной технологии обучения.
Существуют два подхода к созданию портфолио ученика:
с одной стороны – портфолио как накопитель достижений и работ ребёнка, с другой – портфолио как спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся.
В работе над портфолио очень важным является взаимодействие между учителем и учеником, в процессе которого определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки.
Портфолио ученика начальных классов может состоять из следующих разделов:
1.Титульный лист с фотографией.
2.Сведения об ученике. (В визитной карточке ученик может рассказать о себе, о месте в классном коллективе, о своих друзьях). Может написать о своих увлечениях, любимых занятиях, своих достоинствах.
3. Мои цели
Что я уже умею, чему хочу научиться.
Чего я хочу добиться? к какому сроку?
Кто или что мне может помочь?
4. Моя учёба
В этом разделе накапливаются диагностические материалы по результатам учёбы и саморазвития. Сравнивая результаты диагностики за длительный период, ученик получает возможность объективно оценить успехи и неудачи, проверить своё соответствие уровню собственных притязаний, поставить задачи по самосовершенствованию.
5. Информация об участии в кружках, секциях.
4. Мои достижения и награды.
В нём ученик представляет сертификаты, грамоты, похвальные листы, благодарности, полученные на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и на разных уровнях (классном, школьном, районном, республиканском, российском, международном).
Разделы о творчестве и наградах вызывают у школьников и их родителей живой интерес и желание работать с портфолио.
Накопленный материал служит стимулом к дальнейшему росту успешности учеников и станет их характеристикой при переходе в школу второй ступени.
5.В «Портфолио работ» включаются рефераты, творческие работы (стихи, сочинения, рисунки и т. д.),
Идея портфолио связывается с новыми целями образования.
Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учеником и учителем, в процессе которого ученик, чувствуя внимание к себе со стороны учителя, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности.
Достижения учащихся нужно не оценивать, а документировать. Важно достигнутые успехи сделать непосредственно зримыми: ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку. Тем самым от него требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят своё место домашние и внешкольные работы.
Если собираются работы одного типа или предмета, то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс.
Помня о том, что с портфолио будут знакомиться другие люди, важно позаботиться о форме подачи личных достижений. Здесь необходима аккуратность и привлекательность не только по содержанию, но по форме подачи материалов.
Работа с портфолио делает учащихся активными участниками процесса обучения, фокусирует внимание учителя и учащегося на процессе обучения и переносит акцент в оценочной деятельности учителя с формальной оценки на наблюдение и анализ.
Портфолио является мотивирующим фактором обучения, потому что всё время демонстрирует прогресс учащегося и показывает, что нужно делать для дальнейшего продвижения вперёд. Таким образом, постоянная работа над собой не позволит ученику останавливаться на достигнутых успехах.