Отражение казачьего кадетского компонента
в рабочих программах
педагога начальной школы
Кривова Л. В., учитель ГБОУ СО КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»
(I квалификационная категория)
Екатеринбург, 2014
« Если человек равнодушен к старым улицам –
значит, у него нет любви к своему городу.
Если он равнодушен к памятникам истории своей страны –
он, как правило, равнодушен к своей стране.
Вне культуры существование человечества
на планете лишается смысла».
Академик Лихачёв
Соглашаясь со словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва понимаем, что надо вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем.
Педагогический коллектив нашего учебного заведения огромное внимание уделяет патриотическому воспитанию подрастающего поколения, которое всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Без него немыслимо ни дальнейшее развитие, ни движение вперед. И начинается этот процесс с самых маленьких наших учащихся – кадет начальных классов. Они так же, как и старшие их товарищи, должны знать историю, культуру и традиции Оренбургского казачества, поскольку оно является неотъемлемой частью истории нашего края, страны.
Богатая культура российского казачества, в том числе казачества Оренбургского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать традиции в практической деятельности педагога начальной школы как в рамках отдельного предмета школьного компонента «История Оренбургского казачьего войска», так и в контексте учебных предметов начальной школы.
Мною была разработана программа факультативного курса «История Оренбургского казачьего войска» для кадет 2 – 3 классов. Данный курс является предметом школьного компонента. На его изучение отводится 1 час в неделю.
Цели курса:
- познакомить младших школьников с историей, традициями, бытом и культурой казаков Оренбургского края, с историей возникновения казачества;
- воспитывать чувство патриотизма, гуманизма и справедливости;
- помочь формироваться личности, способной к успешной социализации;
- способствовать самореализации индивидуальности ребёнка.
Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься:
-Наглядные методы:
• просмотр фильмов, иллюстраций, презентаций;
• музейные уроки;
- Словесные методы
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы как педагога, так и детей;
• сообщение дополнительного материала учащимися;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
• проведение викторин, тематических праздников.
- Практические методы:
• изготовление Древа родословия казачества, муляжей казачьего оружия;
• проведение состязаний, смотра строевой подготовки, казачьих обрядов, православных праздников, викторин;
• проведение экскурсий различной направленности
• составление творческих проектов
Формы внеклассной работы по курсу предусматривает проведение фольклорных и казачьих праздников, встречи с представителями казачества, экскурсии в музеи.
Изучение курса рассчитано в течение 2 лет. Я выстроила структуру курса таким образом:
СОДЕРЖАНИЕ курса в первый год обучения представлено следующими разделами:
Раздел 1. Введение (1 час)
Зарождение казачества в древней Руси. Происхождение и значение слова «казак» (древняя и современная трактовка). Праздничная и повседневная одежда казаков.
Раздел 2. Бытовой уклад и жилища казаков. (1 час)
Казачьи курени – первые жилища казаков. Материал, способы строительства и внутреннее устройство казачьих жилищ.
Раздел 3. Воспитание в казачьей среде. (2 часа)
Казачья семья: традиции и нравы. Старинный уклад жизни у казаков. Свод правил по воспитанию подрастающего поколения. Обучение и духовное воспитание казачат.
Раздел 4. Казачья старина (2 часа)
Старинный уклад жизни у казаков. Конь – верный друг казака.
Выполнение рисунков по теме.
Раздел 5. Казачий фольклор (8 часов)
Малые жанры казачьего фольклора (пословицы, поговорки казаков, народные песни).
Песни о казаках. Разучивание песен.
Раздел 6. Забытые казачьи игры (4 часа)
Старинные казачьи игры: «Пятнашки», «Казачий погребок», «Двенадцать палочек», «Кубанка», «Брыль», «Достань подкову». Игры с коновязью, «Чехарда», «Схоронички», «Нагайка и кнут», «Городки», «Ножички», «Прыгалка через верёвку», «Заря», «Иголка, нитка и узелок», «Лапта», «Ловишка в кругу», «Снежинки, ветер и мороз», «Пятнашки», «Салки», «Гори–гори ясно».
Разучивание старинных казачьих игр.
Раздел 7. Казачьи ремёсла (2 часа)
Жизнь и труд казаков в старину. Орудия труда казаков. Казачьи ремёсла.
Раздел 8. Казачьи символы и знаки (3 часа)
Главные символы России: флаг, гимн, герб. Главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка. История появления казачьих символов и знаков.
Рисование казачьих символов и знаков: нагайки и шашки.
Раздел 9. Православные праздники (4 часа)
Беседа «Что такое духовная жизнь человека». Первоначальное знакомство с православными праздниками. Праздник Рождества Христова.
Праздник праздников и торжество из торжеств – Пасха.
Чтение статей из книги А.Г. Багаевой «Культура православной России»: «Пасха», «Народный календарь».
Раздел 10. Старинный ритуал посвящения в воины казака (1 час)
Старинный обряд посвящения в воины казака. Один из основных законов СПАСа. Заочное знакомство с Большим Кругом казаков – собранием казаков.
Раздел 11. Строевая подготовка (6 часов)
Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Маршировка, выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Кругом!», выход из строя.
Второй год обучения представлен следующими разделами:
Раздел 1. Введение (1 час)
Повторение понятий: казачество, казак, казачье войско. Роль и значение казачества в расширении и защите Древней Руси, Российского государства.
Раздел 2. Православные праздники (3 часа)
Знакомство с православным праздником «Крещение», с русской православной иконой «Троица». Православная газета. Посещение Храма - на – Крови.
Раздел 3. Фольклор Оренбургского казачества (3 часа)
Казачьи песни. Разучивание песни «Казаки в Берлине».
Раздел 4. Сбор материала о нравственных устоях в казачьих семьях (4 часа)
«Наказы казачества». Мудрые семейные заповеди казачества. Этика казачьей жизни. Отношение к детям, старикам, родителям, женщине.
Раздел 5. История национального костюма казачества. (2 часа)
Одежда – неотъемлемая часть культуры народа. Древняя одежда казака. Составные части мужского казачьего костюма. Зимняя и летняя одежда. Обмундирование. Обувь. Головные уборы.
Представление экспозиции репродукций, фотографий казачьей одежды.
Раздел 6. Вооружение и воинское искусство казаков (2 часа)
Вооружение и доспехи воинов и казаков. Происхождение и значение лампасов. Воинское искусство, патриотизм казаков как воинов, защитников православия.
Раздел 7. Заповеди казаков (2 часов)
Понятия: «долг», «честь», «совесть», «достоинство», «любовь к Родине, своему народу». Заповеди казачества. Наказ казаков. Новые заповеди казачества. Конкурс знатоков казачьих заповедей.
Раздел 8. Заочное путешествие по историческим местам дислокации казачества России (6 часов)
Заочное знакомство с Донским казачьим войском, Оренбургским, Уральским, Забайкальским, Теркским, Сибирским, Семиреченским, Амурским, Уссурийским, Енисейским и Якутским казачьими полками.
Составление карты заочного путешествия по историческим местам казачества России.
Раздел 9. История Оренбургского казачества (2 часа)
Исторические материалы: «Зарождение и становление казачества», «Оренбургское казачье войско», «Наказы казачества».
Урок - презентация «История Оренбургского казачества».
Раздел 10. Оформление казачьего уголка (3 часа)
Систематизация материала по истории, традициям, жизни и быта казаков.
Оформление стенда (уголка).
Раздел 11. Строевая подготовка. (6 часов)
Строевой и дисциплинарный Устав казаков. Сдача рапорта, приветствие старших по званию. Элементы строевой подготовки: маршировка, повороты, выход из строя, сдача рапорта, приветствие старших по званию.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
Работа по данной программе предполагает безотметочную систему учета успеваемости. Отслеживание качества и результативности образовательно-воспитательного процесса осуществляется диагностическими средствами: собеседование, опрос, тест, диалог.
В начальной школе нашего учебного заведения обучение ведётся по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Казачий кадетский компонент нашёл отражение в контексте многих учебных предметов. Так, например,
.
На уроках литературного чтения
Говоря о влиянии литературных произведений на нравственно-патриотическое воспитание, кадеты учатся бережно относиться к природе и ко всему живому, переживают чувство гордости за героическое прошлое своего народа, учатся уважать и ценить труд и достижения своих сограждан.
На уроках изобразительного искусства и технологии проводятся беседы о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. Кадеты выполняют как индивидуальные, так и коллективные проекты, например, макет кубанской хаты и подворья. Лепят образцы глиняной посуды, конструируют для бумажных кукол мужской и женский казачий костюм и т. п.
В рамках предмета ознакомления с окружающим миром учащиеся получают исторические сведения о народах, населявших территорию нашей страны, героических событиях, происходивших на родной земле, подвигах казаков.
На уроках русского языка и развития речи используются тексты и предложения, отражающие культуру, традиции и быт казачества. На основе предложений этих текстов ведётся орфографическая, лексическая и синтаксическая работа.
В рамках предмета математики у кадет развиваются логические и алгоритмические познавательные универсальные действия.
С математикой мы встречаемся везде, смотря на часы; выполняя расчёты в магазине, выполняя измерения, пользуясь масштабом и т. п. Без математики нельзя было бы изучить ни физику, ни географию, ни черчение.
Эти знания абсолютно необходимы каждому человеку, независимо от того кем он станет в будущем: рабочим, инженером, врачом или офицером.
Казачество исторически неразрывно связано с православием. Знакомству кадет с многообразным нравственно насыщенным миром православия и его значением в жизни нашего общества призван курс «Основы православной культуры», реализуемый в 4 классе.
Таким образом, введение в рабочие программы начальной школы казачьего кадетского компонента позволяет утверждать, что используемая нами казачья культура выступает фактором воспитания в кадетах начальных классов лучших человеческих качеств и формирует личность достойных граждан своей страны, любящих родной край, верящих в его будущее и позволяющим совместными усилиями изменять жизнь общества.