Просмотр содержимого документа
«"Откуда хлеб пришел?" Классный час для 4 класса адаптивной школы»
КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
«Откуда хлеб пришел?»
(Классный час
для учащихся 4 класса)
Подготовила: Щербакова Н.В.
учитель начальных классов
Задачи: расширить знания учащихся о том, как делают хлеб;
воспитывать бережное отношение к хлебу;
закрепить представление детей о значимости хлеба в рационе питания.
Ход:
Учитель. Ребята! Тему нашего классного часа вы узнаете, если внимательно прочтете слова. (На доске открывается запись.)
ХАЛВА ЛАДОНЬ ЕЛЬ БЕЛКА
Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось? (Хлеб.) Сегодня мы поговорим о хлебе. Мы каждый день едим хлеб, но никому и в голову не приходит мысль о том, что это одно из величайших чудес на свете. И дается он человеку ценой больших усилий.
Знаете ли вы, что хлебу не менее 15 тысяч лет и «изобрели» его египтяне. Хлеб - очень полезный продукт. Недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. А знаете ли вы, откуда хлеб к нам на стол приходит?
Вот хлеб - высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной.
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну.
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если дождь иль град?!
Их много - всяческих преград –
Преодолеть нам суждено,
Запомни же как дважды два,
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Учитель. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами можно поставить и слово «хлеб» - древний и вечно необходимый продукт человеческого труда. Мы ежедневно употребляем хлеб в пищу. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Хлеб - это вечный символ жизни, здоровья, труда, благополучия и богатства.
Хвала тебе, хлеб!
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Золотой простор бескрайний –
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб!» (Хором.)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Наклоняясь, отведать просим: -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
(Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На доску прикрепляются картинки с изображением названных этапов.)
Знакомство с профессиями
Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
(На доске - таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.)
Задание. Собрать слово из звуков. Учитель четко проговаривает каждый звук в слове. Ученики произносят услышанное слово.
а) [К-А-М-Б-А-Й-Н'-О-Р]. (Комбайнер.)
б) [Ш-А-Ф'-0-Р]. (Шофер.)
в) [П'-Э-К-А-Р']. (Пекарь.)
г) [М'-Э-Л'-Н'-И-К]. (Мельник.)
д) [А-Г-Р-А-Н-О-М]. (Агроном.)
Пословицы о хлебе
Хлебушко - пирогу дедушка.
Без печки холодно - без хлеба голодно.
Не в пору и обед, если хлеба нет.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Нет хлеба - нет обеда.
Не шуба греет, а хлеб.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Много снегу - много хлеба.
Хлеб всему голова.
Хлеб в пути не в тягость.
Загадки о хлебе
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб.)
Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб.)
Гребнем плугова подруга
Чешет поле после плуга. (Борона.)
Железный нос в землю врос,
Режет, копает, зеркалом сверкает. (Плуг.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос.)
Весной - травкой шелковистой,
Летом - нивой золотистой,
К столу - булочкой душистой. (Пшеница.)
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели цветет,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь.)
Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами. (Овес.)
До снега кустится, зимой отоспится.
Весной проснется, а летом нальется. (Озимый хлеб.)
Учитель. Издавна кормит людей матушка-земля. Но кто первым догадался сеять зерно? Об этом история умалчивает, но есть предположение о том, как это случилось. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, сочные стебельки, съедобные корешки. Случалось и так, что вместе с грибами, корешками человек случайно приносил спрятавшиеся в корзинке зернышки. Упадут они на землю возле дома - на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зернышки - они оказались вкусными, а позже он научился и кашу из них готовить.
Тогда люди поняли, что можно не случайно, а специально приносить с собой с поля зерна и сеять их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сначала ячменя, потом - пшеницы, ржи.
Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки. (На доске открывается запись.)
АДОВ ЬЛОС ИЖЖОРД РАХАС
(Вода, соль, дрожжи, сахар.)
Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и т. д.)
Много труда вложено, чтобы хлеб «нам на стол пришел.
Вырос в поле колосок,
Из земли вбирая сок.
Сжатый бережно рукой,
Стал на мельнице мукой.
Из муки той хлебопек
Хлеба мягкого испек.
Столько вложено в нем сил –
А ты разок лишь откусил.
Не кидайте хлеб, уважайте труд людей.
Скороговорки
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал, что...Мне понравилось…»