Цель: познакомить с историей праздника «День Героев Отечества»
Задачи:
1) формирование чувства патриотизма;
2) развитие чувства гордости и уважения к воинам – защитникам Отечества;
3)создание условий сохранения памяти о подвигах Героев Отечества;
Ход занятия
Организационный момент.
Учитель. Сегодня наш классный час будет посвящён великим людям, таким, которых можно назвать героями, и не просто героями, а героями Отечества. Давайте разберемся, кого же могут называть так?
(слайд № 1 – тема классного часа)
Учитель. Я дам Вам подсказку, прочитав небольшое стихотворение, чтобы дальше нам можно было без труда размышлять над такой интересной темой.
Героям России живым и ушедшим
Я строки свои посвящу,
И подвигам вашим бессмертие вечно
Пред вами всегда мы в долгу!
2. Введение в тему.
Учитель. Давайте разберемся в этом названии, начав с 1 слова – Герои…
Учитель. Кто такой герой? (выслушать ответы детей)
Учитель. Герой - человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
Учитель. А что это за 2 слово? Кто знает, что оно обозначает?
Учитель (подсказка). Как мы называем место, где родились и живем?
(Ответы детей)
Учитель. Родина, Отечество, Россия. И во все времена люди гордились и прославляли, любили и берегли свою Родину и защищали от врагов.
Учитель. Это такое важное дело, что сам Владимир Владимирович Путин издал указ о том, что 9 декабря в нашей стране отмечается День Героев Отечества.
(слайд 2 – дата праздника)
3. Беседа по теме классного часа.
Учитель. Ребята, я хочу рассказать вам об истории праздника «День Героев Отечества».
Учитель. День Героев Отечества отмечается в нашей стране с 2007 года, а раньше, до 1917 года, этот день в России отмечался как праздник георгиевских кавалеров.
Учитель. И авторы этого проекта предлагают чествовать в этот день Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы.
Учитель. А кто-нибудь знает, почему именно 9 декабря празднуется этот праздник?
Учитель. Дата 9 декабря выбрана в связи с тем, что в этот день в 1769 году императрица Екатерина II учредила Орден Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины, проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.
(слайд 3)
Учитель. Давайте познакомимся с этим орденом. Обратите внимание на него внимание. В центре его Святой Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, в правой руке он держит серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Учитель. Где еще мы можем встретить этого всадника? (На гербе РФ)
Учитель. Есть еще одна награда за честь, храбрость и отвагу – это Орден славы, он состоит из трех степеней: I, II, III степени.
Учитель. Высшей степенью ордена является I степень. Орден Славы был учрежден в один день с орденом “Победа”. Он стал последним из “сухопутных” орденов, созданных в годы войны: после него появились только “морские” ордена Ушакова и Нахимова.
(слайд 3)
Учитель. Орден имел несколько особенностей, которых не было ни у какой другой отечественной награды. Во-первых, это единственное боевое отличие, предназначенное для награждения исключительно солдат и сержантов. Во-вторых, награждение им осуществлялось только в восходящем порядке, начиная с младшей - III степени. В-третьих, орден Славы до 1974 года был единственным орденом СССР, выдававшимся только за личные заслуги и никогда не выдававшимся ни воинским частям, ни предприятиям, ни организациям
Учитель. И еще одна важная награда – это медаль «Золотая Звезда» — атрибут Героя Советского Союза.
(слайд 4)
Учитель. Сейчас Золотая звезда Героя России выглядит так.
(Слайд 5)
Учитель.Звание Героя Российской Федерации присваиваетсяза заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига.
Первым удостоенным звания Героя Российской Федерации стал лётчик-космонавт Серге́й Константи́нович Крикалёв
(слайд 6)
Учитель. Рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов — по состоянию на 11 октября 2005).
Учитель. Разве не Герой?
4.Знакомство с Героями России.
Учитель. А вы знаете, каких-нибудь Героев?
(Ответы детей).
Учитель. Можно назвать героями тех, кто участвовал в войнах, защищая свою страну от врагов? А людей, которые покорили космос? А людей, которые открыли важные медицинские лекарства, которые спасли жизнь миллионам людей?
Учитель. Как вы думаете, а есть ли дети-герои, которых тоже награждали медалью?
(Ответы детей).
Учитель. С самых давних времен, детей тоже можно считать героями: посмотрите на них – маленькие, беззащитные, намного меньше, чем вы, а уже Герои, которые спасали жизнь своим мамам и папам, ища питание в замерших разоренных полях во время военного голода; вот они совершают подвиг, помогают взрослым офицерам…
Они врали, говорили, что лет им намного больше, чтобы пойти на фронт со своими отцами, им некогда было баловаться, плакать от того, что им что-то не покупали, и кушать было нечего, они шли на ВОЙНУ.
Дети-герои и их подвиги во время Великой Отечественной войны
В ходе боев дети-герои Великой Отечественной войны не щадили собственные жизни и шли с таким же мужеством и отвагой, как взрослые мужчины. Их участь не ограничивается подвигами на поле боя – они работали в тылу, помогали снабжению войск и многое другое. Есть мнение, что победа над немцами – это заслуга взрослых мужчин и женщин, но это не совсем так. Дети-герои Великой Отечественной войны сделали не меньший вклад в победу над режимом Третьего рейха и их имена также не должны быть забыты.
Юные пионеры-герои Великой Отечественной войны действовали также храбро, ведь понимали, что на кону не только их собственные жизни, но и судьба всего государства.
Валя Котик
Вероятно, самым наиболее ребенком-героем Великой Отечественной является Валентин Александрович Котик. Будущий храбрец и патриот родился 11 февраля 1930 года в небольшом поселении под названием Хмелевка. Когда пришла осень 1941 года, Котик вместе со своими близкими товарищами тщательно организовал засаду полицаям города Шепетовка. В ходе хорошо продуманной операции мальчишке удалось ликвидировать главу полицаев, бросив под его автомобиль боевую гранату.
Петр Клыпа
Петр Сергеевич Клыпа,с первого дня , вместе со своим другом Колей Новиковым стал ходить в разведку по полуразрушенной и окруженной крепости и выполнять поручения своих командиров. 23 июня во время очередной разведки молодым бойцам удалось обнаружить целый склад боеприпасов, которые не были разрушены взрывами – эти боеприпасы сильно помогли защитникам крепости. Еще много дней советские солдаты отбивали атаки противника, используя эту находку. Когда командиром 333-пока стал старший лейтенант Александр Потапов, он назначил молодого и энергичного Петра своим связным. Он сделал много полезного. Однажды он принес в санчасть большой запас бинтов и лекарств, которые были крайне нужны раненым. Каждый день Петр также приносил бойцам воду, которой катастрофически не хватало защитникам крепости
Вилор Чекмак
В августе 1941 года Вилор больше не мог отсиживаться, когда остальные проливали кровь за него. И тогда, взяв свою любимую овчарку, пошел в партизанский отряд. Мальчишка был настоящим защитником Отечества. Мать отговаривала его идти в подпольное группирование, так как у парня был врожденный порок сердца, но он все равно решил спасать родину. Как и многие остальные мальчишки его возраста Вилор стал служить в разведчике. В рядах партизанского отряда он прослужил всего пару месяцев, но перед своей гибелью совершил настоящий подвиг. 10 ноября 1941 года он находился на посту, прикрывая своих собратьев. Немцы начали окружать партизанский отряд, и Вилор первым заметил их приближение. Парень рискнул всем и произвел выстрел из ракетницы, чтобы предупредить своих собратьев о враге, но этим же поступком он привлек к себе внимание целого отряда нацистов. Понимая, что ему уже не уйти, он решил прикрыть отступление своих братьев по оружию, а потому открыл огонь по немцам.
Аркадий Каманин
В 1943 году Аркадий Каманин стал одним из самых молодых военных летчиков в истории, и самым молодым летчиком Великой Отечественной. Вместе с отцом он отправился на Карельский фронт. Он был зачислен в 5-й Гвардейский штурмовой авиакорпус. Сначала он работал механиком – далеко не самая престижная работа на борту самолета. Но уже совсем скоро его назначили штурманом-наблюдателем и бортмехаником на самолете для налаживания связи между отдельными частями под названием У-2. Этот самолет имел парное управление, и Аркаша не раз сам управлял самолетом. Уже в июле 1943 года молодой патриот летал без чьей-либо помощи — полностью самостоятельно. Умер в возрасте 18 лет.
Володя Дубинин
Одним из героев детей Великой Отечественной войны был также парнишка по имени Владимир Дубинин. Володя имел хитрость водить врагов за нос – он «помогал» нацистам найти партизан, но на самом деле заводил их в засаду. Парнишка с успехом выполнял все задания партизанского отряда. После успешного освобождения города ,молодой партизан присоединился к отряду саперов. 4 января 1942 года во время разминирования одной из мин Володя погиб вместе с советским сапером от взрыва мины. За свои заслуги герой-пионер получил посмертно награду орден «Красного Знамени»
Герои-дети были во все времена, и даже в наше…
Учитель. Я хочу Вам рассказать о некоторых из них:
1) 12-летний подросток, житель города Набережные Челны, погиб, спасая 9-летнего школьника. Трагедия произошла 5 мая 2012 года на бульваре Энтузиастов. Примерно в два часа дня 9-летний Андрей Чурбанов решил достать пластиковую бутылку, упавшую в фонтан. Неожиданно его ударило током, мальчик потерял сознание и упал в воду.
Все кричали «помогите», но в воду прыгнул только Данил, который в этот момент проезжал мимо на велосипеде. Данил Садыков вытащил пострадавшего на бортик, но сам получил сильнейший удар током. Он умер до приезда скорой помощи.
Данил Садыков награждён Орденом Мужества. Посмертно. За проявленное мужество и самоотверженность при спасении человека в экстремальных условиях.
В свои 12 лет Данил оказался настоящим Гражданином своей страны и Человеком с большой буквы. Далеко не всякий взрослый сознательно сможет сделать такой смелый шаг, чтобы спасти попавшего в беду человека. А Данил смог, он совершил подвиг – ценой своей жизни ему удалось спасти 9-летнего ребенка.
2) Ближе к вечеру 11-летний Борис поехал на велосипеде к реке Великая на рыбалку. Вдруг он услышал крики о помощи и увеличил скорость. Через считанные минуты он подъехал к реке и увидел, что тонут два мальчика. Один барахтался на середине реки, а другого уносило течением. Не раздумывая ни секунды, Борис быстро скинул с себя одежду и бросился на помощь.
Он не чувствовал холодной воды, в голове крутилась только мысль: «Быстрее спасти товарищей!». Борис подплыл к одному из них. Тот ухватился за ногу спасителя, и ребята добрались до берега. Затем Борис кинулся на помощь второму мальчику, но того уже скрыло водой и, к сожалению, спасти не удалось.
Борис Бушков совершил героический поступок - спас товарища, которым оказался его односельчанин и почти ровесник Владимир Лишин. Спаситель и ростом, и весом поменьше, но все-таки смог вытащить товарища из воды.
Родители Владимира были безмерно благодарны Борису. Поступок героя оценили и односельчане. За проявленные самоотверженность и мужество при спасении утопающего администрация Верховинского сельского поселения ходатайствовала о поощрении героя.
3) Настю Ерохину, ученицу 1-го класса школы № 27 г. Томска, одноклассники называют теперь не иначе как «спасательница». Семилетняя девочка вытащила из огня свою младшую сестру и сама смогла выйти из горящего дома.
Пожар в одноквартирном бревенчатом доме на ул. 5-ой Армии произошел днем 11 января. Настя Ерохина и ее пятилетняя сестра Лена были дома одни – мама девочек ненадолго отлучилась из квартиры. Когда Настя поняла, что дом горит, выйти через дверь уже не представлялось возможным – огнем была объята веранда дома.
Но Настя не растерялась и закрыла за собой дверь. Тем не менее едкий дым стал быстро наполнять дом. Попытки выбраться через окна поначалу не увенчались успехом. В дыму с трудом удалось наполовину открыть лишь окно в детской комнате – мешал диван, подпиравший его. Труднее всего пришлось с Леной – младшая сестренка сильно запаниковала, запуталась в шторах и всячески сопротивлялась. Наконец, протолкнув сестру, Настя и сама смогла протиснуться через узкий проем. Выскочив без одежды на улицу, девочки побежали к магазину, в котором работает их бабушка.
Приехавшие на место бойцы 10-ой пожарной части быстро смогли справиться с огнем, не дав ему распространиться. В результате пожара выгорела лишь веранда и закоптилась квартира.
Данный поступок не мог остаться незамеченным со стороны томских пожарных. 27 января в школе, где учится Настя, уже с раннего утра было необычайное оживление. Звонок со второго урока дали на 10 минут раньше. Всех попросили пройти в спортивный зал. На общей линейке перед педагогами и учащимися школы спасатели наградили Настю дипломом и мягкой игрушкой. В руках Насти грамота: «За умелые и решительные действия, мужество и самообладание, проявленные в чрезвычайной ситуации при спасении людей на пожаре». Мама и бабушка Насти не скрывали на линейке своих слез. Наконец, немного придя в себя, Валентина Ерохина, бабушка Насти, признается, что девочек всегда учили, как вести себя в подобной ситуации, именно поэтому, считает она, Настя не растерялась.
5. Подведение итогов мероприятия.
Учитель.
Издревле в России, рождались герои,
Во славу Отчизны на подвиг идя,
Немало имен помнит книга истории,
То гордость России, ее сыновья!
Какой праздник отмечает наша страна 9 декабря?
(9 декабря чествуют героев Отечества.)
Учитель. А, кто такие герои? Кого можно назвать героем?