Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию по теме: «Модуль информационной среды в начальной школе».»
Отчёт по самообразованию
учителя начальных классов
Сидоренко С.А.
По теме: «Модуль информационной среды в начальной школе».
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования.
В век компьютерных технологий начальная школа не может оставаться в стороне от использования информационных средств обучения: ИКТ предоставляет учителю широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся, способствует сделать учебный материал доступным для пониманию каждого ребёнка, помогает осуществлять один из главных принципов современного урока – принцип привлекательности (фасциации), позволяет сделать урок более интересным, следовательно, активизировать познавательную деятельность обучающихся, проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне, вести обучение в зоне ближайшего развития.
ИКТ позволяют учителю раскрыть свои личностные качества, устанавливать доброжелательные отношения в межличностных контактах (как с учениками, так и с их родителями), способствуют сплотить детский коллектив, осуществлять принцип взаимосотрудничества ученика и учителя. Талант учителя-профессионала даёт возможность учителю не только использовать своё творчество в работе, но и зажечь искорку интереса в каждом ребёнке, заинтересовать его настолько, что ему самому захочется научиться чему-то новому. Информационно-коммуникативные технологии вовлекают младших школьников в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, развивать свои творческие способности. Сегодня трудно представить себя как учителя без использования ИКТ, которые дают педагогу безграничные возможности и в повышении своего учительского мастерства, и в проявлении себя как профессионала, так и как личности, позволяют раскрыть свои гражданские качества, но также и выступить в роли ученика: ведь невозможно заинтересовать детей чем-либо, самому не владея этим в совершенстве!
На своих уроках я использую тот вариант, когда в процессе образования школьников применяется мультимедийная поддержка, ведь в соответствии с возрастными особенностями ребёнок лучше воспринимает то, что ему интересно, что привлекает его внимание, а демонстрационный материал на бумажной основе не всегда соответствует требованиям современного урока, для его хранения необходимо много места, а порой просто невозможно найти дополнительный или наглядный материал по теме урока. А так же использование ИКТ на уроках , ведёт к повышению активности на уроке тех детей, которые по различным причинам ранее ею не отличались., Поэтому приходится осваивать разные программы для более качественного обучения и воспитания своих учеников. Это Paver Point презентации с анимацией и музыкой, тренажёры по математике и русскому языку, по обучению грамоте, , окружающему миру.
При проверке знаний учащихся помогают различные тестовые задания с использованием триггера, гиперссылки, а также выполненные на основе шаблона для создания компьютерных тестов в PowerPoint. Использование ИКТ способствует применению в процессе обучения здоровьесберегающих технологий. Для этого использую экран проектора как офтальмо тренажёр для снятия напряжения глазных мышц. Главная особенность органа зрения детей начальной школы – наличие дальнозоркой рефракции. Наиболее важная физиологическая нагрузка для такого глаза – рассматривание удаленных объектов, а также использование разного рода зрительно-двигательных траекторий на офтальмо тренажёрах. Для создания физкультминутки для глаз обучающихся я часто применяю различные эффекты анимации, например, посчитать количество быстро меняющихся предметов; составить пословицу из возникающих и исчезающих слов в разных частях экрана; проследить глазами, не двигая при этом головой, за перемещением какого-либо предмета и т.д. Значение мультимедийных физкультминуток в том, чтобы дать отдых мышцам, органам слуха и зрения улучшить кровообращение, преодолеть утомляемость и тем самым повысить тонус общей познавательной активности, работоспособности и настроения учащихся.
Применение ИКТ помогает учителю не только в обучении, но и в воспитании своих учеников. Классные часы с использованием компьютерных презентаций позволяют более глубоко донести до сознания детей тот или иной материал, помогают в нравственном воспитании подрастающего поколения, способствуют сплочению родительского коллектива класса. С каким восторгом мы смотрим презентации (особенно видеоклипы) внеклассных мероприятий «Посвящение в ученики», «8 марта», «Спасибо, Азбука», «Афганистан болит в душе моей» «Прощай начальная школа» , «Нашим девочкам посвящается» , «До свидания,1 класс!»». Работая над реализацией личного плана самообразования, я: принимала участие в семинарах, посвященных новым информационным технологиям.Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.