Отчёт по самообразованию «Педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного воспитания детей группы риска»
Отчёт по самообразованию «Педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного воспитания детей группы риска»
Младший школьник – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию «Педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного воспитания детей группы риска» »
«Педагогические технологии
развивающего и личностно-ориентированного
воспитания детей группы риска»
Воспитатель 3 класса
Фёдорова Нина Владимировна
ГК ОУ РО Новошахтинская общеобразовательная
школа-интернат № 33
2013-2014 уч.г.
В последние годы в России растет «скрытое» социальное сиротство, обусловленное ухудшением отношения в семьях к детям.
Скрытых сирот можно разделить на две группы:
Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате, которые неделями не видят своих родителей, в результате последние практически не участвуют в их воспитании.
Домашние условные сироты: ребенок живет с родителями, но им не до него. Родители и дети в данном случае ощущают себя чужими по отношению друг к другу.
Возникает конфликт взаимоотношений в системе «родитель-ребенок», который, как правило, приводит к возникновению у ребенка неврозов. Своим, не всегда правильным, поведением, действиями он пытается привлечь внимание родителей, разорвать круг отчужденности близких ему людей, он не желает ограничивать себя социальными ожиданиями и потребностями.
Внутри класса дети с симптомом скрытого социального сиротства могут жестоко обращаться со своими сверстниками. Эта позиция вызвана многими причинами, но прежде всего нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально не стабильным положением ребёнка, лишенного родительского внимания и тепла.
Именно психологическая отчужденность от близких людей создает предпосылку для правонарушений, как протеста, «сорвать зло» в связи с ситуацией в своей семье.
Понятие «дети группы риска» имеет ряд определений:
- дети в трудной жизненной ситуации
- дети в особо трудных жизненных обстоятельствах
- дети в социально-опасных условиях
- дети, нуждающиеся в общественном воспитании и помощи государства
Отклонения в поведении детей группы риска может быть вызвано разными причинами:
- ограниченная духовная культура;
- обедненная досуговая среда;
- скука, неумение найти достойное занятие;
- неспособность к конструктивному общению с другими детьми;
- эмоциональная неразвитость;
- неумение использовать спокойную форму для доказательства своей правоты, непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.
Как правило, принадлежность детей к группе риска имеет разные социальные корни. В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на его социализацию, следует применять и конкретную методику педагогической реабилитации.
В общих чертах принцип своей работы с детьми группы риска я формулирую следующим образом:
- создание атмосферы доверия «воспитатель-ребенок»;
- подключение к процессу реабилитации ребенка психолога, соц.педагога, медработников школы-интерната, а также преподавателей дополнительного образования;
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Работа с детьми группы риска младшего школьного возраста в школе-интернате требует постоянного внимания и последовательных действий воспитателя.
.
Дневник педагогических наблюдений учащихся, имеющих трудности в общении.
Социально-педагогический паспорт класса.
Изучение теоретического материала по теме:
Выступление на МО воспитателей «Ведение дневника педнаблюдений»
Защита работы по самообразованию «педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного воспитания детей группы риска
Разработки внеклассных мероприятий:
Фестиваль «Азбука улиц, проспектов, дорог»
День матери «При солнышке – тепло, при матери добро!».
Фестиваль народов мира
«Новогодняя сказка» материал к празднику.
«Смотр строя и песни» к 23 февраля
Мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
«Вперед, мальчишки»
8 Марта «Праздник для мам и бабушек».
«Масленица» подготовка костюмов и выступления
«Сохраним родную Землю» агитбригада
«Детство, опаленное войной» - тематический вечер посвященный Дню Победы (для учащихся 1-4 классов)
Фотоматериалы о проделанной работе:
Посещение театра
Поездка в г.Ростов в цирк
Экскурсия на игровую площадку
Участие в мероприятиях школы
Результаты занятий по доп.образованию
Здоровая личность должна быть здорова физически и духовно
На первом этапе учим детей строить отношения на основе здоровых взаимоотношений в коллективе.
Упражнение-энергизатор «Имя».
Учащимся, имеющим трудности в общении, прививались навыки здорового образа жизни.
Праздник Новогодней ёлки.
Дети активно участвовали во внеклассных мероприятиях.
Фестиваль народов мира 11.11.2013г.
«Азбука улиц, проспектов, дорог»
Октябрь 2013г.
23.02.2014г.
Фестиваль «Защитим родную Землю» Апрель 2014г.
В течение года проводились целевые прогулки и экскурсии
Перед посещением театра - Посещение театра 2014г.
прогулка к Деду Морозу
«Очумелые ручки» - учимся конструировать
«Что за зверь невиданный?». Экскурсия «В зоопарке»
А это результат работы в кружке «Электроник»
С Олимпийским огнем
Мы в цирке в г.Ростове
День был жаркий
«А вот тут книжки добрые живут…»
Каждая деятельность бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт, или нет каких либо достижений. И в личностном плане самообразования должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок:
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Воспитание развитой, социально-адаптированной личности