отчёт по самообразованию на тему Экологическое образование младших школьников
Отчёт по самообразованию на тему Экологическое образование младших школьников
В настоящее время экологическое образование в начальной школе становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на нашей планете.По мнению учёных "экологический кризис"на планете в конце концов победит не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования.Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязный процессобучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«отчёт по самообразованию на тему Экологическое образование младших школьников »
Чапига О.В.
«Экологическое образование младших
школьников»
В настоящее время экологическое образование школьников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на нашей планете.
По мнению ученых, «экологический кризис на планете в конце концов «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а специальная система экологического образования».
Важным принципом этой системы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад, школа, и дальнейшее образование (колледж, техникум, вуз).
В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет второе звено-школа, а в школе -начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов. Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказали, что возрастные особенности младших школьников способствуют формированию основ экологической культуры, что и является целью экологического образования.
Что же такое экологическое образование?
Под экологическим образованием подразумевают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Целью экологического образования является формирование экологической культуры в основе которой лежит ответственное отношение к окружающей среде.
Экологическая культура рассматривается учёными как культура единения человека с природой. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. В концепции экологического образования в школе указывается, что формирование основ экологической культуры как качество личности включает:
формирование знаний о единстве природы, её значении для жизни человека, о взаимодействии в системе человек-природа-общество;
формирование интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению окружающей среды;
формирование мотивов, потребностей, привычек целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;
участие в активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Формирование экологически грамотного отношения к окружающей среде и на этой основе элементарной экологической культуры является обязательным компонентом программы.
В работе по экологическому обучению и воспитанию младших школьников использовались такие формы и методы, как экскурсии, наблюдения объектов в природе и в классе, на уроках беседы, решения экологических задач. В настоящее время работа по экологическому образованию и воспитанию значительно обогатилась новыми приёмами и методами. Рассмотрим их.
ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ- классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, её научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Ведущий метод изучения природы на экскурсиях-наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребёнка полное и чёткое представление об объектах природы, её научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природе. В настоящее время все авторы программ по природоведению, естествознанию указывают, что на любой экскурсии в природу, наряду с ее целями, решаются задачи экологического характера. Так, на сезонных экскурсиях дети не только наблюдают за изменениями в жизни растений и животных в данное время года, но и выявляют причины этих изменений оценивать результаты природоохранной деятельности. Например, высота Солнца над горизонтом, а отсюда- изменение продолжительности дня, температуры, видов осадков, состояние водоёмов, почв и , как следствие, изменение в жизни растений и животных. На этом примере показана целая цепочка связей: неживая природа- растения- животные, которую устанавливают сами ученики. При этом важно установить особенности состояния растений и животных в данное время года. Например, листопад (осень, подготовка к зиме), состояние покоя (зима) и.т.д. А отсюда и и особенности поведение человека в природе в этот сезон. Наблюдая следы такой деятельности человека в природе, как обломанные сучья, мусор в парке, водоёме и.т.д, дети сами приходят к выводу о том, как следует вести себя в природе. Очень важным фактором, который помогает сделать правильный вывод о правилах поведения, является любование красотой окружающей природы.
Этот процесс вызывает у детей удивление, радость, восхищение природой и негодование по поводу безответственного отношения к ней.
Сравнительно новым видом деятельности младших школьников в природе является работа по экологической тропе. Учебная «экологическая тропа»-это маршрут в парке, лесу и.т.д, который прокладывают так ,чтобы в нем были места и естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать естественную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. На тропе источниками познавательной информации являются сами источники природы.
Это грибы, растения, животные, почвы и.т.д. . Задача учителя продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объём информации. Работа по «экологической тропе» имеет не только информационный характер, но и деятельностный. Ребята участвуют в посадке растений, ухаживают за ними по мере возможностей своих сил, развешивают кормушки для птиц, подкармливают птиц в холодное время года. Такое посещение природы даёт возможность организовать и проводить исследовательские работы- изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребёнка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в природе, проводить опыты как длительные так и кратковременные, прогнозировать последствия деятельности человека. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознать значение природы для человека, важность грамотного взаимодействия с ней.
Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроках и внеурочных мероприятиях. Традиционно в практике работы учителя начальных классов применяются такие методы и формы обучения, как беседы, дидактические и ролевые игры практические работы, а во внеклассной- утренники, праздники, К В Н, викторины на экологические темы.
Беседы экологического содержания имеют целью актуализировать знания детей, углубить их, расширить, выявить новые грани взаимодействия человека и природы.
Практические работы включают решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей.
Дидактические игры – это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребёнком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребёнок и не думает учиться, но в результате игры узнаёт что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно.
Ролевые игры экологического содержания основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.
Например, «Что произойдёт»? или « Экологическая экспертиза»: решили построить бензозаправку с мойкой между шоссе и речкой, протекающей недалеко от шоссе. Разворачивается дискуссия между группами «инженеров», «социологов», «автомобилистов», «медиков». Ролевое поведение даёт возможность ребёнку проявлять самостоятельность суждений, формирует их умение вести дискуссию, использовать свои знания.
Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической действительности. Например, игра « Кто где живёт?» раскроет зависимость распространения животных от условий среды обитания.
Игры- соревнования экологического содержания основаны на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний и умений. К этому типу относятся конкурсы: кроссвордов, загадок, путешествий и.т.д.
В последние годы учителя стали широко применять метод проектов . Раскрывая значимость этого метода, И.В. Цветкова подчёркивает, что «..метод проектов- один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду, педагогизирующих процесс освоения ребёнком окружающего мира, стихию влияний окружающей среды на ребёнка. Метод проектов включает этапы- выдвижение цели, основанной и принятой детьми, практические действия, шаги к намеченной цели, подведения итогов выполнения проекта. Проекты могут быть длительные и кратковременные. Например, проект «Добрая зима». Его цель- проведение ярмарки, которая предлагает «покупателям» кормушки для птиц изготовленными руками детей. Итог проекта, о котором могут сказать дети, - сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их. Метод проектов используется на уроке и во внеурочное время.
Таким образом, процесс формирования у учащихся начальных классов экологически грамотного отношения к природе, к себе и окружающим людям длительный и многоплановый. Что же может служить критерием оценки такого отношения? Это осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи с ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в её охране.