Особенности формирования общечеловеческих ценностей в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста
Особенности формирования общечеловеческих ценностей в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста
Формирование общечеловеческих ценностей ребенка - одна из самых важных задач школы. В современной школе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования общечеловеческих ценностей в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста»
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Козак Е. А.
Бордюгова К. А.
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Научный руководитель: канд. пед. наук Ширванян А. Э.
Одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества».
Идеологической основой Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». О формировании умений выбирать (самоопределяться), нести ответственность за результаты своего выбора указывается во всех основных документах, разработанных в рамках ФГОС.
Формирование общечеловеческих ценностей ребенка - одна из самых важных задач школы. В современной школе большое внимание уделяется ориентации учащихся на нравственные ценности, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями; способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях [1, c.134].
Работая с учениками начальных классов, учитель обладает большими возможностями для ориентации личности на нравственные ценности. По мнению В.А. Сухомлинского «Дети, благодаря не утраченной еще искренности, способны к внутренней работе, сенситивны духовности».
Эффективность формирования нравственных ценностей у младших школьников будет заключаться в том, что воспитательные приемы будут способствовать раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно доброты, справедливости, уважения к другим людям. Всё это возможно реализовать в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми.
Психическое формирование и развитие личности детей вероятны только лишь в общении со старшими и совершаются, в первую очередь, только в той деятельности, которая в данной стадии формирования считается основной. В младшем школьном возрасте основной тренировочной работой остается игра. При присутствии конкретных и точно обдуманных обстоятельств все здоровые ребята владеют возможностью к формированию и корректировки этих патологий, которые отнюдь не отвечают норме [4, c.104]. Общечеловеческие ценности считаются одними из неотъемлемых частей образовательного процесса. Учебное заведение для детей – эта адаптационная сфера, высоконравственная обстановка, которая обуславливает ценностные ориентации ребенка. По этой причине немаловажно, для того чтобы высоконравственная воспитательская концепция взаимодействовала с абсолютно всеми элементами школьной существования: уроком, изменением, внешкольной работой, жизнедеятельность детей проникла моральным содержанием.
Именно по этой причине учебное заведение, решая проблемы обучения, обязано формировать высоконравственные качества в младших подростках, посодействовать любому ученику установить ценностные основные принципы своей жизнедеятельности, получить ощущение ответственности за сохранение нравственных начал общества. Этому поможет высоконравственное воспитание, неотъемлемо вплетенное в учебно-педагогический процесс, составляя его обязательную часть.
В такой подходящей обстановке развитие у ученика общечеловеческих ценностей: доброжелательности, желания к красоте, ответственности, привычки находить увлекательную, привлекающую его работу, со временем станут обязательным признаком личности.
Ускорение и усиление высоконравственного развития личности в существенной степени находится в зависимости от овладения педагогом знаниями специфических функций и направлений методов обучения, мастерство устанавливать и формировать рациональные требования их применения. Осуществление данного утверждения в практике обучения школьников потребует динамичности, соответствия и взаимодействия методов, обогащая их новейшими сложными элементами. При этом важным считается воздействие на умственную, психологическую, волевую область обучающихся. Все без исключения данные разновидности влияния составляют главные элементы процесса высоконравственного обучения [2, c.163]. По этой причине в окончательном результате задача и проблемы обучения не могут быть целиком завоеваны и благополучно разрешены. Подбор методов высоконравственного обучения в многом зависит от возраста обучающихся и жизненного опыта. Характер способов высоконравственного обучения меняется и в зависимости от формирования детского коллектива. В случае если состав ещё никак не организован, педагог предъявляет в твердой и категоричной форме условия к абсолютно всем ребятам. Равно как только лишь коллектив начинает заметную роль играть актив обучающихся, технология деятельности изменяется. Преподаватель старается в своих требованиях основывается на суждении подростков, советуется с ними. Формы организации и методы высоконравственного обучения изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только лишь с абсолютно всем классом, однако и берет на себя индивидуальные формы. Окончательная задача работы с коллективом – формирование личности любого ребенка. Данной цели покоряется вся воспитательская концепция.
Основой формирования мышления ребят становятся знания, которые он обретает в школе. Непосредственно знания делают умственные операции менее связанными с непосредственной наглядной опорой или с прямой практической деятельностью. Область определений, какими обладает ученик, всё более раздается, в том числе в себе новейшие сфере [5, c.7].
Педагогически запущенные обучающиеся составляют одну из групп «сложных детей». Это дети, поступки которых существенно выходит за пределы социальной нормы и которые плохо поддаются и стремительно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны преподавателей. Основной подход влияния в формировании общечеловеческих ценностей у ребенка младшего школьного возраста реализуется школьным специалистом по психологии, школой, преподавательским коллективом с опорой на родительский комитет и совет школы посредством индивидуальных и групповых форм работы, а кроме того посредством работы школьного специалиста по психологии [3, c.134].
Таким образом, особенностью высоконравственного обучения считается применение сформированных в культуре в различных стадиях историческое развитие моральных эталонов, т.е. стандартов высоконравственного действия, к которому стремится индивид. Как правило, высоконравственные эталоны создаются в рамках гуманистического миропонимания равно как общей концепции представлений и взглядов, в которой ребенок обосновывает собственной подход к находящейся вокруг его естественной и общественной сфере и концентрируется около человека. При данном отношении человек включает не только лишь оценку общества равно как объективной действительности, но и оценку своего места в находящейся вокруг реальности, взаимосвязей с иными людьми. Способы развития общественных ценностей - это особенный механизм в руках педагога, педагога. Они осуществляют функции организации процесса высоконравственного формирования и совершенствования личности. При помощи способов высоконравственного обучения осуществляется целенаправленное влияние на обучающихся, организуется и направляется их жизненный процесс, обогащая их моральный навык. Желание детей осуществлять требуемое правило во многом обусловливается связанным с данным воздействием ощущением приятного либо малоприятного. Поэтому так немаловажно, для того чтобы парты, стул, баннеры, школьная доска и прочие вещи и приборы были привлекательными и комфортными в использовании. Обстановка содержательной работы и рационального порядка - критерий высокой общей культуры учреждения, а она, в свою очередь, существенное требование производительности воспитательского процесса и развития общечеловеческих ценностей, в частности. Ориентируя данную работу, тактично участвуя в ней, педагог создает нравственное общество детей, его круг интересов, позитивную нацеленность эмоций.
2. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности/ З.Н. Васильева - М.: Просвещение, 1978.
3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А. Григорович - М., 2001г.
4. Ковалев, Н.Е., Райский, Б.Ф., Сорокин, Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов/ под ред.: Н.Е. Ковалева – М.: Просвещение, 1987.
5. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко - М.: Просвещение, 1985.