kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности конструирования учебного занятия в соотвествии с требованиями ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своём докладе "Особенности конструирования учебного занятия в соотвествии с ФГОС НОО" я рассмотрела новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и  познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».Также подробно предсталены все типы уроков и критерии результативности урока.Представлена опорная таблица по конструированию урока в соотвествии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности конструирования учебного занятия в соотвествии с требованиями ФГОС »

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ.Г.М.ШУБНИКОВА







Доклад

«Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»











Подготовила

учитель начальных классов

Мачина В.В.





















г.Байконур

2014 г.

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий учащегося, обеспечивающее его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Теоретико-методологической основой проектирования формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребёнок не получает готовых знаний, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А.Дистервега деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого учащегося.»

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения уроков в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

  1. Цели урока задаются с тенденций передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

  3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащегося в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.

  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Рассмотрим типы учебных занятий:

  1. Классический традиционный урок (комбинированный или моноцелевой).

  2. Интегрированный

  3. Школьные лекционно-семинарские занятия

  4. Проектные занятия

  5. Творческие мастерские

  6. Автономное учение

Целями классического урока являются:

  1. Диагностичность (достигнута цель или нет) и операциональность (указания на её достижения)

  2. Общие цели: обучающая, развивающая и воспитующая детализированы микроцелями, т.е. задачами

  3. Целеполагание: дети должны сказать своими словами, чтобы в конце урока подвели итог

  4. Соизмерима (70% - по конспекту, 30-35% - учитель может изменить)

Умение изменить, модернизировать – это профессионализм учителя, это приемлемо.

Цели урока делятся на:

  1. Цель, ориентированная на развитие личности ребёнка

  2. Предметные цели

Остановимся на целях, ориентированных на развитие личности ребёнка:

  1. Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету (актуализировать личностный смысл…, помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала)

  2. Развитие ценностных отношений к окружающей действительности (содействовать осознанию ценностей изучаемого предмета, помочь осознать ценность совместной деятельности)

  3. Цели, связанные с развитием интеллектуальной культуры ( создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать познавательный объект)

  4. Развитие исследовательской культуры (содействовать развитию умения использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения

  5. Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью (обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности)

  6. Развитие информационной культуры (создать условия для развития умения структурировать информацию, развивать умения составлять простой и сложный планы)

  7. Развитие коммуникативной культуры (содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи)

  8. Развитие рефлексивной культуры (способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я-мы-дело»

- Как я чувствовал себя на уроке?

- Как мы смогли решить дело?

-Что было хорошо, что плохо?

-Достигли ли мы результата?

Рефлексия – умение отстраниться и занять любую из позиций в общении.

Теперь остановимся на предметных целях:

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению фактов, понятий, законов, положений

  2. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях

  3. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий

  4. Организовать деятельность по коррекции знаний и способов действий

Предлагаю опорную таблицу для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  1. Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий

  1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

  2. Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

  1. Работа с определением

  2. Использование обыденных аналогий

  3. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

  1. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  1. Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  1. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева» «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  1. Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  1. Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

  2. Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  1. Стандартный минимум

  2. Повышенный

  3. Творческий

  1. Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  1. Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности конструирования учебного занятия в соотвествии с требованиями ФГОС

Автор: Мачина Виктория Валерьяновна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 102667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства