Особенности АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя начальных классов
Особенности АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя начальных классов
Перед современной школой поставлена задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся необходимое условие современного образования. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием ИКТ. Именно начальная школа позволяет ребёнку сделать свои первые шаги в этом направлении, но для того чтобы шаги эти были уверенными необходим опытный преподаватель. Поэтому использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию. Итак, ИКТ не только способствует развитию личности ребёнка, но и даёт новый импульс для самообразования, повышения квалификации, повышение компетентности в области применения современных информационных технологий, как молодым специалистам, так и уже состоявшимся профессионалам.
Время ставит перед учителем начальной школы задачи:
· учить детей, не принуждая;
· развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
· сделать учение радостным.
Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок, необходим системный подход. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании учителем современных технических средств в процессе обучения. Возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а, следовательно, более продуктивным, позволяют современные средства обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя начальных классов »
Особенности АРМ (автоматизированное рабочее место)
учителя начальных классов
Перед современной школой поставлена задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся необходимое условие современного образования. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием ИКТ. Именно начальная школа позволяет ребёнку сделать свои первые шаги в этом направлении, но для того чтобы шаги эти были уверенными необходим опытный преподаватель. Поэтому использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию. Итак, ИКТ не только способствует развитию личности ребёнка, но и даёт новый импульс для самообразования, повышения квалификации, повышение компетентности в области применения современных информационных технологий, как молодым специалистам, так и уже состоявшимся профессионалам.
Время ставит перед учителем начальной школы задачи:
· учить детей, не принуждая;
· развивать у ребёнка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске;
· сделать учение радостным.
Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок, необходим системный подход. Решение этих задач может быть достигнуто при использовании учителем современных технических средств в процессе обучения. Возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более доступным, ярким, запоминающимся, а, следовательно, более продуктивным, позволяют современные средства обучения.
Получается, что создание АРМ – задача, поставленная перед школой самим временем. Главной особенностью нашего автоматизированного рабочего места учителя начальной школы является то, что это труд всего коллектива, а не только группы энтузиастов.
Количество материала накопленного одним учителем несравнимо с тем, что может использовать учитель при активном совместном использовании АРМ. Возможности нашей школы позволяют каждому учителю воспользоваться не только своими разработками, но и дидактическим материалом, ЦОР и методическим опытом, накопленным всеми учителями начальной школы, а, следовательно, дают каждому возможность проводить уроки на современном уровне.
Автоматизированное рабочее место учителя, как система электронных материалов для сопровождения учебного процесса позволяет решать следующие задачи:
1. Организация обучения не только в классно-урочной форме, но и во внеурочной и дистанционной форме.
2. Создание и накопление информационных ресурсов для использования в начальной школе.
3. Создание условий для активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
4. Удобство и быстрота доступа к информации.
5. Повышение профессионализма учителей.
6. Повышение качества образовательной деятельности учащихся, формирования информационной активности учащихся.
7. Использование АРМ при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.
Активная информационная деятельность учителя в такой информ-среде, не только на уровне использования, но и на уровне конструирования, является важным условием формирования информационной активности учащихся.
Поэтому создание АРМ учителя рассматривается нами как актуальная необходимость адаптации начальной школы к новому уровню образования в ИКТ-насыщенной среде.
Структура АРМ состоит из 6 основных разделов.
Раздел 1 «Нормативные документы» включает в себя:
· ФГОС ;
· Основную образовательную программу начального общего образования;
· Тематическое планирование (рабочие программы);
· Инструкции
· Положения.
.
Раздел 2 «Учебная деятельность».
Каждый урок – это определённая система заданий, которая ведёт ученика к овладению тем или иным понятием, умением, навыком. И от того, какие задания подбирает учитель к уроку, в какой последовательности их выстраивает, зависит результативность урока, а также степень активности и самостоятельности учащихся во время урока.
Отсутствие специализированного дидактического материала по предметам привело к необходимости создания дидактической копилки. В ней собраны материалы, начиная с предметных картинок для первого класса, до систематизированных таблиц с едиными контрольными вопросами и тренировочными фразами по предметам и темам для 2-4 классов. Создание подобных каталогов по предметам необходимо для быстрого доступа и поиска необходимой информации.
Поскольку компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их и конструировать из отдельных компонентов, это даёт нам неограниченные возможности для подбора и конструирования материала к любому уроку.
Кроме того, такая система адаптируется под индивидуальные особенности учителя. И это даёт возможность передать процессу обучения педагогическую индивидуальность преподавателя.
Система адаптируется под индивидуальные особенности ученика. Это даёт возможность сделать процесс обучения персонализированным. Современные технологии обучения обладают колоссальными возможностями. У учителя появляются возможности оптимизации учебного процесса, активизации учебной деятельности и повышения её эффективности и качества. Кроме того, резко снижается количество времени на поиск и подбор информации.
Раздел 3 «Мониторинг» содержит
· перечень контрольно-измерительных материалов;
· компьютерные тесты;
· обычные тесты;
· вопросы для контрольных работ;
· бланки отчетов.
Контрольно-тестирующие материалы обеспечивают, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучающегося, с другой - принимают на себя рутинную часть итогового или текущего контроля. Всё это позволяет осуществлять различные формы контроля. У учителя снижается количество времени на рутинные операции обработки информации.
Раздел 4 «Мастерская». В современном обществе человек вынужден учиться всю жизнь. Сделать процесс обучения более мобильным и эффективным помогает постоянное совершенствование мастерства учителя. Проблемы гуманизации обучения, поиска новых форм и методов, отказа от шаблонных и однотипных уроков встают сегодня на первый план. Их удается грамотно решать учителям, имеющим хорошую теоретическую и практическую подготовку, широкий взгляд на возможность вариативных подходов к обучению. Опыт данной категории учителей обобщается, накапливается, а затем внедряется в процесс обучения. Учителя стремятся позаимствовать то, что соответствует их стилю работы. Накопленный материал оказывает практическую помощь, как начинающим, так и опытным учителям при подготовке к урокам, в их работе по самообразованию при подготовке к аттестации. В этом разделе собраны материалы для повышения квалификации учителя.
· Методические разработки учителя, открытые уроки. (подобран практический и теоретический материал предметов: разработки уроков и полное дидактическое оснащение к ним. АРМ помогает сократить время подготовки учителя к занятиям).
· Из опыта;
· Внеклассная работа.
· Физ.зарядки.
· Темы с компьютерной поддержкой (ЦОРы).
«Компьютерная поддержка уроков» включает в себя перечень цифровых образовательных ресурсов по предметам методические обоснования к ним и конспекты апробированных уроков. Создание образовательных электронных ресурсов требует от учителя определённых специфических знаний в области информационных технологий. Все учителя нашей школы, в большей или меньшей степени, но владеют этими знаниями. Все используемые нами цифровые образовательные ресурсы подготовлены именно для обучения детей .
Раздел 5 «Учащимся» носит информационно-рекомендательный характер.
· Учебники;
· Рабочие и проверочные тетради;
Итак, АРМ – это, рабочий инструмент, воспользоваться которым учитель может в любое удобное для него время.
Информационное наполнение АРМ позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, обеспечить развитие учебно-практической деятельности, направленной на формирование соответствующих умений, увеличить долю информации, представленной в подвижных зрительных образах.
С помощью АРМ каждый преподаватель может, как поделиться с коллегами своим опытом, так и воспользоваться уже накопленным. Учитель имеет возможность подготовить урок самостоятельно, включив в него любые задания из коллекции объектов АРМ. Таким образом, АРМ обеспечивает как готовый набор материалов для проведения консультаций, занятий в классе, в компьютерном классе (или индивидуального обучения), так и возможность подготовить такой набор самостоятельно, в зависимости от реальных условий, в которых протекает учебный процесс. Поэтому содержание АРМ в процессе работы постоянно изменяется, дополняясь как новыми уроками и заданиями, созданными на основе уже имеющихся, так и методическими рекомендациями. АРМ позволяет добиться оптимального использования информационного пространства школы в образовательном процессе, а также организовать работу по внедрению современных технологий в процесс обучения учащихся. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного образования.