Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания математики обучающимся с ОВЗ в начальной школе.»
Особенности преподавания математики обучающимся с ОВЗ в начальной школе.
Подготовлено учителем -дефектологом МБОУ ООШ №3 г. Камешково
Волковой Галиной Владимировной.
Очень часто в последнее время наряду со всеми обучающимися в классе обучаются и ребята с различными диагнозами, в том числе и ОВЗ. В нашем классе тоже обучаются ребята с диагнозом ОВЗ (ЗПР). Данные обучающиеся в силу присущих им особенностей психического развития (интеллектуальная недостаточность, инертность мышления, рассеянность внимания, бедность представлений, нарушения речи и др.) слабо ориентируются в содержании математического задания, не могут его выполнить самостоятельно и поэтому нуждаются в постоянной помощи.
Агата - ученица 2 класса. Диагноз: Задержка психического развития. Состояние задержанного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности).
Тимофей — ученик 2 класса. Диагноз: Задержка психического развития. Состояние задержанного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности).
Обучаясь в общеобразовательном классе данные обучающиеся имеют возможность повышать уровень общего развития, по возможности наиболее полно скорректировать недостатки своей познавательной деятельности и личностных качеств, воспитывать у себя целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, развивать навыки контроля и самоконтроля, точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Использование разнообразных методов и форм работы на уроках математики для обучающихся с ОВЗ положительно влияют на познавательную активность и способствуют активизации мыслительной деятельности. Через использование занимательного материала можно активизировать и развивать познавательные интересы.
Через активизацию и развитие познавательных интересов обучающихся учитель добивается овладением обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
На уроке необходимо создать такую модель обучения детей с особыми образовательными потребностями, в процессе которой у каждого учащегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. Система коррекционно - развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание.
Необходимо включать в урок методы психологической разгрузки, различные формы деференциации. На уроке необходимо использовать макеты, игрушки, картинки, фильмы, слайды, использовать следующие методы обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики: объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа, применение технических средств обучения, проблемное обучение. Наиболее продуктивным и интересным считаю создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа.
На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать загадку, ребус, использовать наглядные средства обучения, таблицы-подсказки.
Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов.
Рассмотрим коррекционно - развивающие упражнения, которые можно применять на каждом этапе урока.
Задания на развитие внимания.
1.«Мальчики – Девочки»
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Описание: По щелчку на экране появляются кружки разного цвета с примерами. Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета , в классе тишина.
2. «Математическая тучка»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации.
Описание: На экране изображение тучки и капельки с числом. Задание: Дети по вызову учителя выходят к доске и подбирают к тучке пару капельку с таким же числом. Нужно навести курсор на нужную капельку и щёлкнуть.
3. «Помоги колобку перебраться на другой берег»
Цель: Развитие внимания, зрительного восприятия, закрепление учебного материала с помощью игровой мотивации. Описание: на экране примеры на умножение и деление (при желании их можно заменить другими примерами) Задание: колобок предлагает пример. Ученик решает, наводит курсор на правильный ответ и щёлкает мышкой. Если пример решён верно, то появляется дощечка через речку. Если пример решён неверно, то дощечка меняет свой цвет.
2. Задачи на развитие памяти.
Развитие произвольной памяти – одна из главных задач современной школы. Для формирования произвольного запоминания можно использовать задания на основе геометрического и счетного материала. Детям предлагается зрительно или на слух запомнить как можно больше фигур и чисел или порядок их расположения и нумерацию. Задания можно усложнить путем введения большого числа предметов, которые надо запомнить1. Назовите тему урока.
Упражнение 1.Тема урока спрятана в цепочке букв.
Внимательно рассмотрите цепочку, найдите в ней слоги между буквами В и О; Ж и С.
КЛТВУМОПМУЖНОСВЖЕОБЖНИСВЕОЛКЦ
Упражнение 2. «Память на числа».
В жизни приходится часто запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.
Упражнение 3. «Память на фигуры».
Посмотрите в течение 10 секунд на нарисованные фигуры, запомните их порядок и у себя на листе воспроизведите эти фигуры.
Нарушение абстрактного и логического мышления, зрительно - пространственной ориентировки особенно сильно сказывается при изучении геометрического материала. Поэтому важно, чтобы, где это возможно, геометрический материал сочетался с арифметическим. Развитие пространственных и геометрических представлений будут способствовать лучшему усвоению математики.
Например, можно использовать такое упражнение:
– Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигурах.