Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебно-воспитательного процесса по формированию патриотических чувств младших школьников»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса по формированию патриотических чувств младших школьников
Выполнила:
студентка Ш-21 группы
Яценко Татьяна
Ейск, 2019
Воспитание патриотизма младших школьников имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать этим объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников, которая на основе отечественных произведений, народных песен и т.д. будет воспитывать в молодом поколении качества, во все времена, отличавшие национальный характер: доброта, открытость, достоинство, страдание, благородство.(1)
Новая воспитательная система с необходимостью должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине».(2)
Понятие «патриотическое воспитание детей» включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к друзьям и коллективу.
Младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным явлениям, для усвоения нравственных норм и ознакомления детей с общественной жизнью.
Организуя патриотическое воспитание, следует опираться на возрастные особенности развития младших школьников.
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании необходимо широко использовать игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть также беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей. Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народа и героях, разучивать героико-патриотические песни.
Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежащие кому-либо из членов семьи, а также при проведении экскурсий по музеям или местам боевой славы. Личный зрительный опыт останется у детей на всю жизнь. (3)
Одной из форм в патриотическом воспитании младшего школьника являются различные виды экскурсий, например такие как: экскурсия на природу; экскурсии, знакомящие с трудом людей; экскурсия по городу (селу); экскурсии в музее, связанные с историей края, где живем и т.п.
Учителя с первых школьных дней на уроках формируют у детей такие важные понятия, как "Родина", "Отечество", "патриот", "подвиг", "воин-освободитель". Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине.
Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, можно составлять списки книг для прочтения военно - патриотической тематики для внеклассного чтения. Некоторые прочитанные книги затем обсуждаются на уроках внеклассного чтения. Также школьникам можно предложить посещать читальные залы школьной и городской (сельской) библиотеки, где можно почитать хорошие книги и журналы патриотической направленности.
На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей - пионеров и школьников. Потом можно проводить военно - патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу, оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.
Патриотическое воспитание младших школьников характеризуется появлением ряда новых форм, причем таких, которые предполагают также включение учащихся в непосредственную военно-патриотическую деятельность: "Зарничка" или "Зарница", смотры строя и песни, поиск материалов о подвигах родных и близких, героев-земляков, помощь в оборудовании экспозиции школьного музея боевой славы, участие в военно-патриотических церемониалах.(4)
По мнению В.И. Астахова, об успехах в воспитании патриотических чувств можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т. е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности поведения. Вот почему учителю необходимо вовлекать учащихся в разнообразные виды практической деятельности, связанной с проявлением патриотических чувств. (3)