kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности организации режимных моментов для детей с СДВГ" Из опыта работы воспитателя коррекционной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации воспитателям по работе с детьми с СДВГ в условиях коррекционной школы-интерната. Особое внимание уделено проведению режимных моментов  в течении всего дня от пробуждения до отхода ко сну.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации режимных моментов для детей с СДВГ" Из опыта работы воспитателя коррекционной школы»

«Особенности организации режимных моментов для детей с СДВГ. Из опыта работы воспитателя коррекционной школы»

В моей группе воспитываются дети с умственной отсталостью, но с детей с установленным диагнозом СДВГ нет. Опираясь мой педагогический опыт более 20 лет работы с детьми, а так же на теоритические аспекты по этой теме могу с уверенностью сказать, что в моём 9 классе трое обучающихся имеют симптомы СДВГ такие, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Я считаю, что одной из важных задач  работы воспитателя с детьми с СДВГ - является создание комфортной психологической среды атмосферы, в которой ребенок должен чувствовать себя безопасности. От того, какой психологический климат создан педагогом, зависит успех его работы в целом.

Как справедливо заметил В.А. Сухомлинский о труде педагога – это "работа сердца и нервов", где требуется, ежечасное расходование огромных душевных сил. Поэтому в первую очередь свою работу с гиперактивными детьми мы должны начать с работы над собой, со своего эмоционального состояния.

Ещё по дороге на работу я настраиваю себя: стараюсь оставить все свои личные проблемы за дверьми школы, если надо успокоиться, настроиться на позитив и общение с детьми. Стараюсь прийти к своим воспитанникам в хорошем настроении, спокойной и с улыбкой на лице.

Сегодня вас хочу вам показать фотографию моего рабочего дня.

Для данной категории детей важно ежедневное и строгое соблюдение режима дня. И в условиях школы-интерната его соблюдение оптимально. Утро своих воспитанников начинаю со спокойного подъёма, без громких звуков или резких движений. Как правило, дети с СДВГ неохотно и часто с недовольством просыпаются. Я тогда подхожу к каждому из них, называя по имени, спокойно, но настойчиво продолжаю будить. Так же важен тактильный контакт – можно погладить по голове, или медленными движениями вдоль спины.

Когда все встали начинаю утреннюю гимнастику. Провожу физзарядку энергично, так как этот прием помогает выплеснуть избыток энергии, сконцентрировать внимание, стимулирует выработку необходимых гормонов. Параллельно вырабатывается сосредоточенность, концентрация внимания, точность выполнения упражнений. Формируется дисциплина, программа действий, правильная координация движений.

Во время проведения зарядки ребёнка с СДВГ я всегда ставлю напротив себя в первый ряд. Слежу за тем, что бы гиперактивные дети соблюдали темп упражнений заданный воспитателем, не торопились и были внимательны, не отвлекались. Здесь можно использовать еще один такой немаловажный приём, как «соведущий». То есть предложить ребёнку показывать упражнения вместе с воспитателем.

Часто стараюсь использовать ещё один приём – это упражнение «Не смотри, а слушай!» Когда я даю инструкцию – «Руки вверх, в стороны, в низ…», а сама показываю немного другие движения. Это упражнение на развитие слухового внимания и концентрации. Дети его очень любят, так как оно вызывает много положительных эмоций. Обязательно похвалю ребёнка с СДВГ, когда он будет внимателен, не ошибётся и сделает правильные движения. Так как похвала в начале дня даёт такому ребёнку положительный психологический настрой. Заканчиваю утреннюю зарядку дыхательными упражнениями. Они позволяют успокоиться, привести дыхание и сердцебиение в норму. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребенок становится более спокойным и сосредоточенным уже с утра.

После утренней зарядки и водных процедур переходим к уборке спальни. С 1 класса, когда мом воспитанники были маленькими или вновь прибывшему ребёнку я сначала рассказывала и показывала алгоритм выполнения действий по заправке кровати. По началу некоторые действия выполняла сама, а ребёнок только помогал (например натянуть и заправить простынь). В следующий раз проговаривала действия поэтапно, а ребёнок их выполнял (1 – положи подушку и одеяло на тумбочку. 2 – натяни и заправь простынь. 3- Сложи вдвое одеяло на кровати и т.д.) Следила, что бы он не торопился, старался делать аккуратно и обязательно хвалила за правильное выполнение. А если получилось не очень хорошо или совсем не получилось, то старалась его ругать или давать плохую оценку его умениям. Гиперактивный ребенок очень нуждается в вере взрослых в его возможности, в создание ситуации успеха. В таких случаях я использую фразы: «Пока у тебя это не получилось, но если ты потренируешься, то ты справишься с этим заданием», «Я верю в тебя» и т.п. Как и другие дети, такой ребенок хочет быть успешным во всем за что берется, но ему это не всегда удается.

Следующий режимный момент, с которым я хотела вас познакомить – это на дежурства в столовой, на поэтапное внедрение алгоритма действий дежурных. Внимание первоклашек или вновь прибывших детей обращаю на дежурства в столовой. Что у нас есть график дежурств и у каждого дежурного свой день недели. Далее назначаю день, по которым этот воспитанник будет дежурить и говорю, чтобы он запомнил его. В первый дни я предлагаю только понаблюдать за действиями дежурных, что и как они делают, обращаю внимание на некоторые детали. Затем прошу прокомментировать их действия вслух, можно предложить ребёнку даже дать оценку работы дежурных и обосновать её «Почему ты поставил им пятёрку или тройку?» В следующий раз вместе с ребёнком составить алгоритм действий дежурного, проговорить его. И только на следующем этапе уже предлагаю этому ребёнку самому подежурить, напомнив что сегодня его очередь по графику.

После завтрака у нас небольшая прогулка перед занятиями в школе. Здесь позволяю детям с СДВГ выплеснуть свою энергию в организованных немного подвижных играх (в некоторых играх немного меняю правила и адаптирую под свои ребяток). Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди, соблюдать правила игры, считаться с интересами других детей. Поэтому когда они были маленькими или только поступили в наш класс включала таких детей в коллективную игру поэтапно. Начинала с индивидуальной работы – мы наблюдали как играют другие дети. При этом обращала внимание ребёнка на поведение играющих, на то как они соблюдают правила игры, как взаимодействуют между собой и т.п. И только потом привлекала ребенка к играм сначала в малую подгруппу игроков, а только после этого переходили к коллективным играм. Далее можно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

После подвижных игр следует сменить вид деятельности. Обычно я провожу короткие наблюдения в природе. Такие например как «Поймай самую красивую снежинку», «Найди цветок сирени с 5 лепестками», «Кто живёт в траве?», «На что похоже облако?» и т.п. И даже в 9 классе дети до сих пор любят их и с удовольствием выполняют. Эти упражнения-наблюдения позволяют ребёнку с СДВГ успокоиться перед школой, а так же способствуют концентрации внимания, развитию фантазии и воображения.

Ну вот мы отучились. Уроки закончились их проводят учителя.

После школы и обеда в столовой мы идём в группу переодеваться и занимаемся различными внеурочной деятельностью. Здесь начинается, на мой взгляд, самая кропотливая работа воспитателя с гиперактивным ребёнком.

Беспорядок, раскиданные и скомканные вещи – характерная черта жизненного пространства ребёнка с СДВГ. Он так быстро соскакивает с одной деятельности на другую, что времени и внимания просто не оказывается, для того чтобы повесить на вешалку школьную форму, сложить ровно вещи на полку или положить взятую вещь на место. Здесь начинаю изо дня в день методично отрабатывать алгоритм действий. Эта работа продолжается и до сих пор.

1. «Посмотри твоя форма чистая?» - Сначала вместе осматриваем, затем ребёнок самостоятельно это делает.

2. «Что надо сделать?» - «Почистить!» - «Пойдём возьмём щётку и почистим!» На первых порах пока сама показываю как надо чистить, затем наблюдаю как это делает ребёнок.

3. Идём вешать форму. Далее направляю работу воспитанника поэтапными короткими инструкциями: «Сложи брюки вдоль и повесь на вешалку», «Теперь рубашку» и т.д. «Посмотри все ли вещи у тебя на полке сложены и лежат ровно?» Продолжаем наводить порядок, при этом не забываем хвалить ребёнка за то, что если он что-то сделал аккуратно или сам заметил непорядок. Похвала должна быть конкретной за какое либо действие. А в завершении я иногда использую вот такой приём – говорю: «У тебя сегодня получилось даже лучше, чем у Вани!» Здесь создаю ситуация успеха, при которой у ребёнка появляется стимул для лучшего выполнения какого либо действия.

Так же до сих пор ведётся большая работа во внеурочной деятельности, когда дети выполняют различные задания. Например, уход за комнатными растениями, изготовление различных поделок или плакатов и т.п. В это время стараюсь находиться рядом с детьми и направляю их действия. Так как они с трудом поддерживают внимание в работе; не всегда слушают то, что им говорят; не обращают внимания на детали и допускает ошибки в работе; часто и легко отвлекаются.

Ребёнку с СДВГ как и другим детям тоже даю многоуровневые поручения, но соответствующие его уровню развития и способностям. Задания не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев, а быть конкретным. Обязательно помогаю ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный для него этап в работе. Например, начинам вместе работу, а далее только наблюдаю и контролирую, отмечаю и хвалю его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. В коллективном деле так же следует давать ему посильную работу. Но не даю одновременно несколько указаний одновременно. Только когда ребёнок выполнил одно, мы вместе оценили это действие, только потом переходим к следующему. В конце выполнения дел подводим итоги, где обязательно всех отмечаю и данного ребёнка тоже, что бы он смог почувствовать себя нужной частью команды.

Перед самоподготовкой у нас большая прогулка. Ежедневные длительные прогулки на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка. В это время даю гиперактивным детям максимум свободы, чтобы они выплеснули свою энергию накопившуюся в течении дня. Он бегают, прыгают, кувыркаются, весят на турнике, кидают мяч и т.п. Мои девятиклашки любят организовывать подвижные с бегом, гонять мяч и т.п.

Часто дети сами выдумывают способы снятия своего напряжения.

В конце прогулки, чтобы дети успокоились провожу беседу-наблюдение. Обычно мы наблюдаем за природой. Предлагаю найти изменения в ней, например, за неделю, за месяц. Это развивает зрительную и долговременную память, формирует умение обращать внимание на детали. Мы можем просто о чём либо беседовать, при этом медленно прогуливаться. Во время таких прогулок я задаю темп ходьбы. Иду не спеша, и замечаю, что дети непроизвольно подстраиваются под мой шаг.

И так мы приходим в школу на самоподготовку. Детей с СДВГ я сажаю на первый ряд, напротив доски и перед собой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты. Налаживаю контакт «глаза в глаза», так как такой приём позволяет лучше донести до ребёнка информацию. В течение урока должна быть обеспечена смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребёнка. Если я вижу, что ребенок устал и теряет внимание, даю ему какое-нибудь задание (промой тряпку, вымой доску). Эти 3-5 минут достаточно, чтобы он отдохнул.

Важной частью самоподготовки являются различные коррекционные игры, упражнения, задание на развитие внимания (переключение, распределение и др.), на развитие определенных функций мышления (сравнение, анализ и т.д.), памяти (кратковременной и долговременной). В старших классах использую различные корректурные пробы, таблицы Шульте. Эти занятия я провожу как в начале самоподготовки, что бы дети настроились на учебную деятельность, так и в её процессе, когда вижу что дети устали и им нужна смена деятельности.

Очень важный режимный момент в организации жизни ребёнка с СДВГ это подготовка ко сну. Такие дети долго не могут успокоиться перед сном, «сопротивляются» укладыванию в кровать (находят то им надо сходить попить, то в туалет и т.п.), страдают длительным засыпанием. А гиперактивному ребёнку требуется больше сна, чем другим детям, потому что организму необходимо компенсировать психоэмоциональные затраты от высоких перегрузок. Даже небольшой недосып на следующий день повышает их импульсивность, гиперактивность и невнимательность. Поэтому в вечерние часы я сменяю активные игры на спокойные (рисование, лепка), выключаю телевизор, можно включить спокойную музыку. За 10-15 минут предупреждаю, что скоро пойдём спать. Такой приём психологически настраивает детей на сон. Напоминаю о необходимости сделать те или иные действия (почистить зубы сходить в туалет). Когда все легли в кровать, приглушаю в спальне свет и провожу дыхательную релаксацию. Этот приём позволяет привести ребёнка во внутреннее равновесие, насытить организм кислородом. Когда мои воспитанники были маленькие, я перед сном читала им сказки, затем небольшие рассказы. Сейчас своим старшеклассникам тихим голосом просто что-то рассказываю. Если нужно, то присаживаюсь на кровать гиперактивного ребёнка и поглаживаю сверху-вниз. Это тормозит нервную систему и дети засыпают.

Такую работу со своими воспитанниками я провожу изо дня в день на протяжении уже 9 лет. И вижу изменения, происходящие с гиперактивными детьми. Их поведение качественно изменилось, такие дети стали намного меньше выделяться из общей группы. Вижу что приведённые мною приёмы действительно работают.

И в заключении хочу сказать, что улучшение состояния гиперактивного ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от доброго, спокойного отношения к нему педагогов.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макаренко Ольга Анатольевна

Дата: 05.04.2024

Номер свидетельства: 648567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства