Особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в рамках дистанционного обучения
Особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в рамках дистанционного обучения
В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в рамках дистанционного обучения»
ГБОУ Уфимская коррекционная школа – интернат № 13 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особенности обучения детей со сложной структурой дефекта в рамках дистанционного обучения
Учитель: Титова Н.М.
В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
Сложный дефект это не просто сочетание, или математическая сумма двух или нескольких дефектов развития. Соединение этих дефектов дает новое качество, этот конгломерат имеет особую структуру, которая явно его отличает от каждой аномалии или их простой суммы.
К категории детей со сложными дефектами относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и/или нарушениями зрения. В последнее время специалистов беспокоит и появление достаточно большого количества детей с аутистическими расстройствами, которые сопровождают другие дефекты развития - умственную отсталость, задержку психического развития и др., а иногда проявляются изолированно.
С таким дефектами дети присутствуют и в моем классе. Из 4 детей один имеет аутистические расстройства, один имеет сложные нарушения речи, все имеют глубокие интеллектуальные нарушения. Работа с детьми со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с по- этапным усложнением содержания материала, учитывать зону ближайшего развития и постепенным уменьшением помощи взрослого. У детей с различными психофизическими нарушениями может наблюдаться полная или частичная неспособность к само контролю и самокоррекции выполняемых действий, что может выражаться в некритическом отношении к результатам своей деятельности или уходе от поставленной задачи. Поэтому, в процессе коррекционно-педагогической работы следует детально формировать каждое действие, а затем производить «укрупнение» единиц деятельности, т.е. включать уже усвоенные действия в более сложные по структуре действия, составляющие деятельность. Так, им может быть характерен низкий уровень мотивации деятельности, проявляющийся в отсутствии познавательного интереса к выполняемой деятельности или неустойчивости этого интереса
Особенности познавательной сферы детей со сложной структурой дефекта освещены в психологической литературе достаточно широко (М.В. Жигорева, В.И. Лубовский, 1989; Л.И. Переслени, 1984; В.Л. Подобед, 1988; И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, 1989 и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания таких детей, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Отмечается низкий уровень сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Дефекты речи у детей со сложной структурой дефекта отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности.
Кроме того, характерными свойствами детей этой группы детей является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного задания на другое, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь.
Организация дистанционного обучения для учащихся со сложной структурой дефекта – непростая задача для педагогов. Детям этой категории необходима индивидуальная помощь взрослого при выполнении любого задания. Самостоятельно учащиеся не могут пользоваться гаджетами, не могут прочитать задание и инструкцию к нему. Возможности каждого ребенка различны, значит и задания по сложности также вариативны. Большую проблему при обучение у нас вызывает обучению чтению и письму, особенно письму. Я стараюсь чтобы уроки чтения несли практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами и жизнью. Все знания, полученные учащимися, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка и развитию слухового внимания. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, по возможности правильное и отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциация смешанных звуков. Изучение буквы происходит в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими изученными буквами, соотнесение письменной и печатной буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур начинается с чтения открытых слогов и слогов-слов, затем закрытых слогов, требующих особого внимания для усвоения их чтения, а затем чтение слогов со стечение согласных. Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. На следующем этапе обучение чтению коротких из 2-3 слов словосочетаний и предложений и осмысленно понимать прочитанное. Затем переход к чтению текстов, доступных для понимания детьми. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. В настоящее время дети данного класса овладевают послоговым чтением. Безречевые учащиеся отвечают на вопросы, по возможности с помощью показа на иллюстрации.