"Особенности коррекции связной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
"Особенности коррекции связной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным процессом. До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируется стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. Однако жизненные реалии доказали обратное. Качество связной речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста катастрофически низкое. Особенно заметным это становится при изучении письменных работ обучающихся. Поэтому целенаправленное формирование устной и письменной связной речи остается одной из остро стоящих проблем в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности коррекции связной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"»
Особенности коррекции связной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным процессом. До недавнего времени в методической науке и школьной практике господствовало мнение о том, что содержательная сторона речи детей формируется стихийно, под влиянием чтения и письма, что в школе не требуется специальной работы по обогащению речи детей языковыми единицами: словами, словосочетаниями, предложениями. Однако жизненные реалии доказали обратное. Качество связной речи, как устной, так и письменной, у детей младшего школьного возраста катастрофически низкое. Особенно заметным это становится при изучении письменных работ обучающихся. Поэтому целенаправленное формирование устной и письменной связной речи остается одной из остро стоящих проблем в начальной школе.
2. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Имеет определенные требования: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету, объекту, точность в употреблении языковых средств.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего всякая речь, передающая мысль, является связной речью. «Связность собственно речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя»[14]. Построение фраз уже свидетельствует о том, что ребёнок начинает устанавливать связи между предметами. Таким образом, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Она может быть несвязной по двум причинам: связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего или эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Согласно исследованиям лингвистов, речь развивается по определенным параметрам - от контекстной к монологической. Развитие связной монологической речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» основным вопросом является отношение речи и мышления. Процесс перехода от мысли к речи представляет собой сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздание в словах. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственный, речевой, эмоциональный. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.И. Жинкина, А.М. Леушина, Д.Б.Эльконина и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
В условиях нормально развивающегося словесного общения ребенок по подражанию овладевает разговорной речью, ее особенностями. Дети, имеющие речевые нарушения испытывают большие трудности, чем их сверстники. Для их речевой деятельности характерно:
Односложность речевых высказываний , использование простых конструкций, неспособность грамматически правильно построить предложение;
Бедный словарный запас;
Употребление нелитературных слов и выражений;
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
Неспособность построить рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
Слабовыраженная интонационная выразительность, нарушение темпо-ритмической стороны речи и др.
Дети с трудом абстрагируются, не могут спланировать свое высказывание. Им катастрофически не хватает языковых средств для выражения собственных мыслей, поэтому на уроках дети предпочитают отмалчиваться. Они нуждаются в коррекционном логопедическом обучении.
А.В. Ястребова и Т. П. Бессонова выделяют следующие нарушения в развитии связной речи у младших школьников:
Несформированность практических представлений о тексте.
Недоразвитие умений и навыков анализировать текст:
определять тему рассказа (текста);
определять основную мысль текста;
определять последовательность и связность предложений в тексте;
устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
составлять план связного высказывания.
Недоразвитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
3. Становится очевидным, что в условиях коррекционного воздействия на ученика разговорная речь с ее стилистическими особенностями не может являться целью обучения. В процессе коррекционной работы различные виды речи выступают не только как результат обучения, но и как средство формирования словесного общения. Первоочередной задачей становится практическое овладение языком, недопущение детьми речевых ошибок, нарушающих коммуникативную функцию речи.
Исходя из этого, работа по развитию речи ведется последовательно и систематически. Условно можно выделить 3 основных аспекта:
1.Работа со словом.
2. Работа со словосочетаниями и предложениями.
3. Развитие связной речи
Каждый аспект достаточно важен и не может нарабатываться отдельно. Один этап плавно переходит в другой, дополняя и обогащая друг друга. Специальное обучение организовывается таким образом, чтобы развитие различных видов диалогической и монологической речи происходило параллельно с обогащением и уточнением словаря учащихся, с усвоением грамматических структур, с совершенствованием навыков и умений связной речи.
Работа со словом.
В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. Ее неотъемлемой составляющей является раздел работа над словарем.
Работа над словарем включает в себя:
- изучение значения новых слов;
подбор к уже изученным словам и выражениям антонимов, синонимов и понимание различий между ними;
работа над ударением и правильным произношением слов;
работа с нелитературной лексикой, словами-паразитами;
перевод слов из пассива в актив.
Кроме этого нужно помнить, что недостаточно просто заучить слова и фразы. Важно научиться понимать смысл слова и выразительно, своевременно применять их в речи.
Работа со словосочетанием и предложением
Словосочетание и предложение являются основными синтаксическими единицами языка, которые тесно связаны между собой.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия.
Предложение – это минимальная единица речи, которая представляет собой грамматически-организованное соединение слов (одно слово), словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, составить словосочетание.
Исходя из этого, работа над словосочетанием может проводиться изолированно и в составе предложения. Это позволяет детям упражняться в дифференциации этих понятий, а также развивает анализ (выделение словосочетания из предложения) и синтез (включение словосочетания в предложение). Таким образом, предложения анализируются, выявляются связи между словами и синтезируются, составляются на основе словосочетаний.
В работе над словосочетанием, помимо его семантики, необходимо учитывать:
структуру (главное слово и зависимое, подчиненное);
постановку вопроса от главного слова к зависимому:
наличие или отсутствие предлога и правильное его употребление;
формы согласования.
Основные приемы работы над предложениями:
чтение и выяснение значения предложения;
составление предложений по заданной схеме; по вопросу, в котором есть структура предложения и заданные слова;
построение предложений из разрозненных слов или восстановление предложений из деформированного текста;
вычленение предложений из текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
постепенное распространение простого предложения с помощью вопросов;
выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах;