kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.»

Е.Н. Дедова, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска»


Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.


Русский танец является одним из распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передавал мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Существует связь танца с бытом и обычаями, сельским хозяйством; связь с музыкально – песенным фольклором.

Развитие русского танца связано с историей русского народа. Каждая эпоха, политические, экономические, религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и народном творчестве. Происходила эволюция танцевальных форм: отмирали старые, зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

На раннем этапе язычества, в период становления восточнославянских племен (IV – VI века) существовали народные игрища, где встречалось племя, род. Игрища древних славян были приурочены к календарным языческим праздникам: Семик, спожинки, осенины, Ярилин день, Таусень.

Введение на Руси христианства в конце X века, повлекло изменения в культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. Христианство медленно распространялось на Руси, встречая сопротивление со стороны простого народа. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями. Языческие праздники игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски, осуждались и преследовались церковью.

X – XI век период расцвета древне – русского феодального государства, его культуры и искусства. Характерен большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов и плясок, являющихся частью народных праздников и княжеских пиров, сохранилась в летописях, устном народном творчестве, былинах и сказках, рисунках и фресках.

В XI веке на Руси появляется скоморошество. Для своих представлений скоморохи брали то, что создавалось в народе. Репертуар был богат и разнообразен. Они принимали участие в игрищах, давали представления для народа или на княжеских пирах. Скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом творчество, но и сочиняли новые песни, игры, хороводы и пляски. Они несли заряд веселья, остроумия, энергии, высмеивали представителей власти и духовенства. Скоморохи сыграли большую роль в развитии русского народного танца. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые движения и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в ее исполнение. Но жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов было враждебно церковной идеологии и начинается преследование скоморохов.

Монголо-татарское иго прервало жизнь Руси и задержало развитие русской культуры. В конце XV века русская земля освободилась от монголо-татарского ига. Это событие вызвало мощный подъем культуры.

Церковь, ослабившая в годы ига борьбу и преследования скоморохов, вновь берется за искоренение остатков язычества. Начинаются гонения на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами и гадалками. Но никакие угрозы и преследования церкви не могли убить в народе тяги к веселью, пляскам, играм, песням, общению друг с другом, не могли заставить отказаться от древних обычаев и обрядов. Скоморохи продолжают являться участниками народных гуляний и игрищ[9].

С конца XVII века государство вступает в новый период своего развития. Реформы Петра коснулись всех сторон русской действительности, внося изменения в культуру и общественную жизнь России. Искусство, в том числе и танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положено начало публичным балам в России, и с ними новым европейским порядкам и правилам светского обхождения которые выбирались царем. В программу петровских ассамблей входили европейские танцы: менуэт (фр.), полонез (польский), англез (англ.). Все должны были знать новые танцы. Их преподавали в учебных заведениях и частных школах. Распространению танцев способствовали иностранные артисты, торговцы, заграничные мастера[2].

Одной из главных забот знати и зажиточных горожан было освоение правил придворного этикета и изучение европейских танцев. Пренебрежительное отношение правящих кругов к народному творчеству (танцу) привело к тому, что в XVIII веке танец стал вытесняться из больших городов. Высшее сословие вспоминало о русском танце тогда, когда устраивали маскарады и праздники. Особое предпочтение отдавали русскому хороводу.

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. Прежние наши гусляры, вдохновители русской народной поэзии, видны доселе еще в запевалах, хороводницах, свахах. Как гусляры в старину открывали песнями великокняжеские пиршества, так и наши запевалы и хороводницы составляют хороводы и пляски. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались наши хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными. Было счастливое время, когда наши филологи производили хоровод от греческих и латинских слов. Счастливо было то время, когда наши умники верили, что наш хоровод происходит от греческого слова chorobateo – ступаю в хоре; невозвратны и те наслаждения, когда с торжеством произносили, что хоровод заключается в словах: choros – лик поющих и пляшущих, ago – веду[4].

Латинцы отыскали созвучие у Горация в IV книге, оdе – horos ducere – вести хоры, лики, и утверждали первенство за собой. Всматриваясь в это изыскание, как в предположение, находим, что оно прекрасно, что оно открыло труженикам мечтательное созвучие в словах; но кто поручится, что это было так? Кто докажет нам, что русские, вводя в свою семейную жизнь игры, составили свой хоровод из латинского выражения Горация? Есть много приблизительных указаний, как русские умели заимствовать из Греции обряды для своей жизни.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo – круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе[3].

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности – разгул и восторг. Отделяя народность от простонародья, мы в ней открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.

Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова. Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время она изменяет свой характер: делается свахою на свадьбах, бабкою-позываткою на пирах, за безлюдьем кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Кроме того, есть еще особенные отличия в хороводницах городских и сельских.

Городскою хороводницею может быть нянюшка, взлелеявшая целое семейство, и соседка, живущая на посылках у богатых купцов. Нянюшка из любви к детям утешает молодежь хороводами, передает им старину своего детства – сельскую; ибо большая часть русских нянек родились в селах, а доживают свою жизнь в городах, в чужом семействе. В этом классе всегда преимуществуют мамки, воспитавшие детей на своих руках. Соседка, удивительная своею заботливостью по чужим делам, представляет в нашей народности лицо занимательное. Она знает все городские тайны: кто и когда намерен жениться, кого хотят замуж отдать, кто и где за что поссорился. Без неё нет в семействе никакого утешения: зимой она приходит детям рассказывать сказки, матушкам передавать вести; летом она первая выходит на луг составлять хороводы, первая пляшет на свадьбе, первая пьет брагу на празднике. Соседку вы всегда встретите в доме зажиточного купца утром, в полдень и вечером; она всегда бывает веселой, шутлива, бедно одета. Заговорите с ней поближе, словами, близкими к ее сердцу, и она передаст вам все сокрытое и явное; она ознакомит вас с городом и горожанами; она обрисует вам картины своего века так резко, что вы во сто лет не могли бы сами изучить так отчетливо и верно[8].

Сельская хороводница–женщина пожилая, вдова, живущая мирским состраданием. Отвага, молодость и проворство отличают ее от всех других. Ей не суждено состариться. Она вечно молода, игрива, говорлива; она утешает всю деревню; она нужна для всего деревенского мира: она распоряжает всеми увеселениями; она не пирует на праздниках как гостья, но зато все праздничные увеселения исполняются по ее наставлениям. Весь круг ее жизни и действий сосредоточивается в одной и той же деревне, где она родилась, где состарилась и где должна умереть.

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы – вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ[7].

Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды. Сельские девушки для него закупают ленты, платки на ярмарках, и все это на свои трудовые деньги. Из мирской складчины они покупают для хороводницы платок. В городах вся заботливость лежит на матушках, награждающих хороводниц и соседок из своих молочных денег, из барышей, остающихся у богатых купчих от продажи молока.

Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. В городских хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых. Эти братцы живо представят вам особенный быт нашей семейной жизни: родниться с своим кругом и заранее сближаться с подругами жизни.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень. Горожане, люди досужливые, более имеют времени гулять и петь; они пользуются всем готовым. Время и разные обычаи до того разнообразят увеселения православных, что в одно и то же время в одном городе встречаем такой праздник, а в другом находим совершенно иной; там есть свои стародавние обряды, здесь другие. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Здесь семейная жизнь представляется в разных картинах. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.

Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастбище и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники–люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночь, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. Богатые незваные приходили к старосте и давали вкладу пировать Никольщину; бедные только отделывались поклонами. Кругом погоста ставили столы с пирогами, кадушки с брагой; а в земской избе стояли на столе: щи, лапша, каша. С окончанием обедни начиналась пирушка. Гости ходили по избам, ели, что душе было угодно, пили донельзя. Пред вечером женщины выходили на улицы петь песни, играть в хороводы. Раздолье бывало шумное и гульливое, когда боярин жил в селе и справлял со своими гостями Никольщину. Двор его наполнялся людьми; боярин с боярыней угощали гостей вином и брагой. Все это бывало прежде, а ныне быльем заросло. Вот о чем с горестью воспоминают старики! Вот отчего мила русскому по душе и сердцу русская старина! Николыцина продолжалась три дня, а иногда и более. Заезжие гости до того наслаждались брагой, что не могли руками брать шапку. Это считалось для хозяев особенным почетом, а гости почитали себя вправе величаться таким угощением. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую» [1].

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних гуляний. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Семейная жизнь пробуждается со всеми причудами. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется со всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы.

С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. В это время только можно изучать семицкие песни. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы. В городах и селах они отправляются на площадях, вместе со всеми другими увеселениями.

Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные в тульских садах. Веневцы, занимавшиеся исключительно садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами.

Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.

Кроме сих обреченных дней, русские хороводы отправляются на свадьбах, даже зимою.

Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Песни принадлежат к временам отдаленным, когда наши отцы живали припеваючи, без горя и забот. Нет никакой возможности определить, когда игры были соединены с хороводами. Такое смешение игр и хороводов заметно более в городах. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.

В Черниговской губернии в конце Святой недели бывает особенное игрище: изгнание, или провожание русалок.

Русские писатели, поэты, критики относились к русскому танцу с вниманием и большим уважением. В произведениях они отстаивали чистоту русского танца, считая танцевальное искусство частью национальной культуры. В произведениях Державина, Радищева, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. есть строчки посвященные русскому танцу.

Курская область – одна из немногих областей России. Где появилось и достигло расцвета большое ко­личество танков, карагодов, массовых плясок, манера, компози­ция, лексика, которая зависит от времени года, места исполнения, количества участников, фантазии ведущих («танковщицы») или ведущего («танковщика»), роль которых непроста и играть которую мог не каждый[5].

На территории Курской области к первой половине XVII в. были широко распространены народные песни с действием, а также всякого рода игрища и инструментальная музыка. До нас дошел Указ Соборного Уложения «О запрещении сатанинских игрищ, скакания и плясания».

С древними формами театра и народной хореографии связаны хороводные песни. В хороводах Курской области различают два вида – танки и карагоды.

Танки – хороводы преимущественно плясового характера с развитыми построениями и множеством фигур под собственное пение самих участников. Есть танки с элементами сценического действия – карагоды – род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство исполнителей. Часто при этом аккомпанируют музыканты.

Танки посвящаются определенной дате, преимущественно к пасхальной неделе, к Рождеству, к дням Зеленых святок (на Троицу), а также к постам на Благовещенье (25 марта), к Великому посту (март – апрель).

Фольклорный танец – основа хореографии, он столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культура разных народов. Н.В. Гоголь писал: «Посмотрите, фольклорные танцы являются в разных углах мира: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий» [6].

Самобытное танцевальное искусство является одной из важных сфер духовной культуры каждого народа, которое формируется на основе культурно-бытовых традиций, которые мы не вправе забыть. Хореографическое искусство в многочисленных областях Российской Федерации, в том числе и в Курской области будет жить и находить новые пути развития.


Литература

  1. Айламазян А. «О судьбе музыкального движения» // Балет. М., 1997. – № 4. – С. 20-23

  2. Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. М.; Л.: Музгиз, 1951. – С. 112

  3. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород: Везелица, 1993. – С. 114

  4. Голейзовский К.С. Образы русской народной хореографии. М., 1964. - С. 78

  5. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:. Наука, 1967. – С. 319

  6. Дорофеев О. Гоголь Н. В. Собрание сочинений М.: Терра-Книжный клуб, 1999. – С. 384

  7. Мессерер А. Танец, мысль, время. М.: Искусство, 1990. – С. 259

  8. Надеждиной Н.Н. Народные танцы. М.: Пофиздат, 1954.

  9. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.

Автор: ДЕДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Дата: 13.09.2023

Номер свидетельства: 636544


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства