kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.»

Е.Н. Дедова, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска»


Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.


Русский танец является одним из распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передавал мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Существует связь танца с бытом и обычаями, сельским хозяйством; связь с музыкально – песенным фольклором.

Развитие русского танца связано с историей русского народа. Каждая эпоха, политические, экономические, религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и народном творчестве. Происходила эволюция танцевальных форм: отмирали старые, зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

На раннем этапе язычества, в период становления восточнославянских племен (IV – VI века) существовали народные игрища, где встречалось племя, род. Игрища древних славян были приурочены к календарным языческим праздникам: Семик, спожинки, осенины, Ярилин день, Таусень.

Введение на Руси христианства в конце X века, повлекло изменения в культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. Христианство медленно распространялось на Руси, встречая сопротивление со стороны простого народа. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями. Языческие праздники игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски, осуждались и преследовались церковью.

X – XI век период расцвета древне – русского феодального государства, его культуры и искусства. Характерен большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов и плясок, являющихся частью народных праздников и княжеских пиров, сохранилась в летописях, устном народном творчестве, былинах и сказках, рисунках и фресках.

В XI веке на Руси появляется скоморошество. Для своих представлений скоморохи брали то, что создавалось в народе. Репертуар был богат и разнообразен. Они принимали участие в игрищах, давали представления для народа или на княжеских пирах. Скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом творчество, но и сочиняли новые песни, игры, хороводы и пляски. Они несли заряд веселья, остроумия, энергии, высмеивали представителей власти и духовенства. Скоморохи сыграли большую роль в развитии русского народного танца. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые движения и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в ее исполнение. Но жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов было враждебно церковной идеологии и начинается преследование скоморохов.

Монголо-татарское иго прервало жизнь Руси и задержало развитие русской культуры. В конце XV века русская земля освободилась от монголо-татарского ига. Это событие вызвало мощный подъем культуры.

Церковь, ослабившая в годы ига борьбу и преследования скоморохов, вновь берется за искоренение остатков язычества. Начинаются гонения на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами и гадалками. Но никакие угрозы и преследования церкви не могли убить в народе тяги к веселью, пляскам, играм, песням, общению друг с другом, не могли заставить отказаться от древних обычаев и обрядов. Скоморохи продолжают являться участниками народных гуляний и игрищ[9].

С конца XVII века государство вступает в новый период своего развития. Реформы Петра коснулись всех сторон русской действительности, внося изменения в культуру и общественную жизнь России. Искусство, в том числе и танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положено начало публичным балам в России, и с ними новым европейским порядкам и правилам светского обхождения которые выбирались царем. В программу петровских ассамблей входили европейские танцы: менуэт (фр.), полонез (польский), англез (англ.). Все должны были знать новые танцы. Их преподавали в учебных заведениях и частных школах. Распространению танцев способствовали иностранные артисты, торговцы, заграничные мастера[2].

Одной из главных забот знати и зажиточных горожан было освоение правил придворного этикета и изучение европейских танцев. Пренебрежительное отношение правящих кругов к народному творчеству (танцу) привело к тому, что в XVIII веке танец стал вытесняться из больших городов. Высшее сословие вспоминало о русском танце тогда, когда устраивали маскарады и праздники. Особое предпочтение отдавали русскому хороводу.

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. Прежние наши гусляры, вдохновители русской народной поэзии, видны доселе еще в запевалах, хороводницах, свахах. Как гусляры в старину открывали песнями великокняжеские пиршества, так и наши запевалы и хороводницы составляют хороводы и пляски. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались наши хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.

Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными. Было счастливое время, когда наши филологи производили хоровод от греческих и латинских слов. Счастливо было то время, когда наши умники верили, что наш хоровод происходит от греческого слова chorobateo – ступаю в хоре; невозвратны и те наслаждения, когда с торжеством произносили, что хоровод заключается в словах: choros – лик поющих и пляшущих, ago – веду[4].

Латинцы отыскали созвучие у Горация в IV книге, оdе – horos ducere – вести хоры, лики, и утверждали первенство за собой. Всматриваясь в это изыскание, как в предположение, находим, что оно прекрасно, что оно открыло труженикам мечтательное созвучие в словах; но кто поручится, что это было так? Кто докажет нам, что русские, вводя в свою семейную жизнь игры, составили свой хоровод из латинского выражения Горация? Есть много приблизительных указаний, как русские умели заимствовать из Греции обряды для своей жизни.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo – круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе[3].

Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности – разгул и восторг. Отделяя народность от простонародья, мы в ней открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.

Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова. Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время она изменяет свой характер: делается свахою на свадьбах, бабкою-позываткою на пирах, за безлюдьем кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Кроме того, есть еще особенные отличия в хороводницах городских и сельских.

Городскою хороводницею может быть нянюшка, взлелеявшая целое семейство, и соседка, живущая на посылках у богатых купцов. Нянюшка из любви к детям утешает молодежь хороводами, передает им старину своего детства – сельскую; ибо большая часть русских нянек родились в селах, а доживают свою жизнь в городах, в чужом семействе. В этом классе всегда преимуществуют мамки, воспитавшие детей на своих руках. Соседка, удивительная своею заботливостью по чужим делам, представляет в нашей народности лицо занимательное. Она знает все городские тайны: кто и когда намерен жениться, кого хотят замуж отдать, кто и где за что поссорился. Без неё нет в семействе никакого утешения: зимой она приходит детям рассказывать сказки, матушкам передавать вести; летом она первая выходит на луг составлять хороводы, первая пляшет на свадьбе, первая пьет брагу на празднике. Соседку вы всегда встретите в доме зажиточного купца утром, в полдень и вечером; она всегда бывает веселой, шутлива, бедно одета. Заговорите с ней поближе, словами, близкими к ее сердцу, и она передаст вам все сокрытое и явное; она ознакомит вас с городом и горожанами; она обрисует вам картины своего века так резко, что вы во сто лет не могли бы сами изучить так отчетливо и верно[8].

Сельская хороводница–женщина пожилая, вдова, живущая мирским состраданием. Отвага, молодость и проворство отличают ее от всех других. Ей не суждено состариться. Она вечно молода, игрива, говорлива; она утешает всю деревню; она нужна для всего деревенского мира: она распоряжает всеми увеселениями; она не пирует на праздниках как гостья, но зато все праздничные увеселения исполняются по ее наставлениям. Весь круг ее жизни и действий сосредоточивается в одной и той же деревне, где она родилась, где состарилась и где должна умереть.

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы – вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ[7].

Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды. Сельские девушки для него закупают ленты, платки на ярмарках, и все это на свои трудовые деньги. Из мирской складчины они покупают для хороводницы платок. В городах вся заботливость лежит на матушках, награждающих хороводниц и соседок из своих молочных денег, из барышей, остающихся у богатых купчих от продажи молока.

Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. В городских хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых. Эти братцы живо представят вам особенный быт нашей семейной жизни: родниться с своим кругом и заранее сближаться с подругами жизни.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень. Горожане, люди досужливые, более имеют времени гулять и петь; они пользуются всем готовым. Время и разные обычаи до того разнообразят увеселения православных, что в одно и то же время в одном городе встречаем такой праздник, а в другом находим совершенно иной; там есть свои стародавние обряды, здесь другие. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Здесь семейная жизнь представляется в разных картинах. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.

Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастбище и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники–люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночь, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. Богатые незваные приходили к старосте и давали вкладу пировать Никольщину; бедные только отделывались поклонами. Кругом погоста ставили столы с пирогами, кадушки с брагой; а в земской избе стояли на столе: щи, лапша, каша. С окончанием обедни начиналась пирушка. Гости ходили по избам, ели, что душе было угодно, пили донельзя. Пред вечером женщины выходили на улицы петь песни, играть в хороводы. Раздолье бывало шумное и гульливое, когда боярин жил в селе и справлял со своими гостями Никольщину. Двор его наполнялся людьми; боярин с боярыней угощали гостей вином и брагой. Все это бывало прежде, а ныне быльем заросло. Вот о чем с горестью воспоминают старики! Вот отчего мила русскому по душе и сердцу русская старина! Николыцина продолжалась три дня, а иногда и более. Заезжие гости до того наслаждались брагой, что не могли руками брать шапку. Это считалось для хозяев особенным почетом, а гости почитали себя вправе величаться таким угощением. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую» [1].

Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних гуляний. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. Семейная жизнь пробуждается со всеми причудами. Московский семик, первенец троицких хороводов, отправляется со всеми увеселениями. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы.

С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. В это время только можно изучать семицкие песни. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. Петровские и пятницкие хороводы отправляются почти в одно и то же время. Начатие и продолжение их зависит от изменяемости нашего месяцеслова. Ивановские хороводы начинаются 23 июня и продолжаются двое суток. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы. В городах и селах они отправляются на площадях, вместе со всеми другими увеселениями.

Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные в тульских садах. Веневцы, занимавшиеся исключительно садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами.

Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.

Кроме сих обреченных дней, русские хороводы отправляются на свадьбах, даже зимою.

Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Песни принадлежат к временам отдаленным, когда наши отцы живали припеваючи, без горя и забот. Нет никакой возможности определить, когда игры были соединены с хороводами. Такое смешение игр и хороводов заметно более в городах. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.

В Черниговской губернии в конце Святой недели бывает особенное игрище: изгнание, или провожание русалок.

Русские писатели, поэты, критики относились к русскому танцу с вниманием и большим уважением. В произведениях они отстаивали чистоту русского танца, считая танцевальное искусство частью национальной культуры. В произведениях Державина, Радищева, Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. есть строчки посвященные русскому танцу.

Курская область – одна из немногих областей России. Где появилось и достигло расцвета большое ко­личество танков, карагодов, массовых плясок, манера, компози­ция, лексика, которая зависит от времени года, места исполнения, количества участников, фантазии ведущих («танковщицы») или ведущего («танковщика»), роль которых непроста и играть которую мог не каждый[5].

На территории Курской области к первой половине XVII в. были широко распространены народные песни с действием, а также всякого рода игрища и инструментальная музыка. До нас дошел Указ Соборного Уложения «О запрещении сатанинских игрищ, скакания и плясания».

С древними формами театра и народной хореографии связаны хороводные песни. В хороводах Курской области различают два вида – танки и карагоды.

Танки – хороводы преимущественно плясового характера с развитыми построениями и множеством фигур под собственное пение самих участников. Есть танки с элементами сценического действия – карагоды – род пляски, в основе которой лежит индивидуальное мастерство исполнителей. Часто при этом аккомпанируют музыканты.

Танки посвящаются определенной дате, преимущественно к пасхальной неделе, к Рождеству, к дням Зеленых святок (на Троицу), а также к постам на Благовещенье (25 марта), к Великому посту (март – апрель).

Фольклорный танец – основа хореографии, он столь же разнообразен, сколь различны уклады жизни и культура разных народов. Н.В. Гоголь писал: «Посмотрите, фольклорные танцы являются в разных углах мира: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий» [6].

Самобытное танцевальное искусство является одной из важных сфер духовной культуры каждого народа, которое формируется на основе культурно-бытовых традиций, которые мы не вправе забыть. Хореографическое искусство в многочисленных областях Российской Федерации, в том числе и в Курской области будет жить и находить новые пути развития.


Литература

  1. Айламазян А. «О судьбе музыкального движения» // Балет. М., 1997. – № 4. – С. 20-23

  2. Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. М.; Л.: Музгиз, 1951. – С. 112

  3. Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. Белгород: Везелица, 1993. – С. 114

  4. Голейзовский К.С. Образы русской народной хореографии. М., 1964. - С. 78

  5. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.:. Наука, 1967. – С. 319

  6. Дорофеев О. Гоголь Н. В. Собрание сочинений М.: Терра-Книжный клуб, 1999. – С. 384

  7. Мессерер А. Танец, мысль, время. М.: Искусство, 1990. – С. 259

  8. Надеждиной Н.Н. Народные танцы. М.: Пофиздат, 1954.

  9. Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. М.: Искусство, 1996.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности бытования танцевального фольклора Курской области.

Автор: ДЕДОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

Дата: 13.09.2023

Номер свидетельства: 636544


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства