Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок.
Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок.»
Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учёта успеваемости обучающихся
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
В школе система оценки рассматриваетсякак комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по следующим критериям:
1. Оценка планируемых предметных результатов.
2. Оценка планируемых метапредметных результатов.
3. Оценка планируемых личностных результатов.
4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.
5. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения по полноте и качеству реализации ООП.
Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы начального образования в образовательном учреждении.
В соответствии со Стандартом система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
- закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривает оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
- позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.
К основным результатам начального образования Стандарт относит:
·формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
·воспитание основ умения учиться, то есть способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
·индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Из приведенных выше требований следует, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования выступает:
·как самостоятельный и самоценный элемент содержания, обеспечивающий взаимосвязь между требованиями стандарта и образовательным процессом;
·как средство обеспечения качества образования;
·как регулятор образовательного процесса;
·как фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования.
В основе системы оценивания планируемых результатов младших школьников в школе лежат следующие принципы:
·ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу.
·взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
·единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя – самой школой –учениками, педагогами, администрацией);
·участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляют возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Формы контроля и учета достижений обучающихся на ступени начального общего образования
Оценка предметных и метапредметных
результатов
Оценка личностных результатов
Текущая
аттестация
Итоговая (четверть, год) аттестация
Портфолио
устный опрос
письменная самостоятельная работа
диктанты
контрольное списывание
тестовые задания
графическая работа
изложение
доклад
диагностическая контрольная работа
тестовая работа
диктанты
изложение
контроль навыка чтения
интегрированная комплексная работа
1.участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
2.активность в предметных проектной и исследовательской деятельности
3.активность в программах внеурочной деятельности
4.творческий отчет
Оценка планируемых предметных результатов
Оценка предметных результатовможет быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.
В начальной школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета. Опорная система знаний определяется с учетом значимости знаний для решения основных задач образования на данной ступени, опорного характера изучаемого материала для последующего обучения, а также с учетом принципа реалистичности потенциальной возможности их достижения большинством учащихся.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Иными словами объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В зависимости от этапа обучения в образовательной системе «Гармония» используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса.
Предметная стартовая диагностика проводится с целью выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса; выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
План проведения контроля
планируемых результатов освоения основной образовательной программы в 1 классе
Предмет
Сроки
Входная работа
Диагностическая комплексная работа
сентябрь
Текущие работы
Проверка навыка чтения
Декабрь, май
Итоговые
Русский язык (диктант)
апрель
Русский язык (тест)
апрель
Математика (тест)
апрель
Тексты представлены в сборниках:
О.В. Кубасова. Литературное чтение. Тестовым заданиям к учебникам для 1- 4 классов (для оценки результатов навыка чтения и умений работать с текстом и книгой)
Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. Контрольные работы к учебнику Математика 1, 2, 3, 4 классы (для дифференцированного контроля результатов обучения математике)
М.В. Сычева, Л.Д. Мали «Тестовые задания 1 класс» ( для закрепления и проверки усвоения курса)
Н.Б.Истомина, О.П.Горина. Тестовые задания по математике 2. 3, 4 классы (для текущей и итоговой проверки знаний и самоконтроля)
О.Т. Поглазова. Тестовые задания по окружающему миру 2,3,4 классы. ( для тематического и итогового контроля и самоконтроля за усвоением полученных знаний)
М.С Соловейчик , Т.В. Корешкова «Тестовые задания по русскому языку» ( для проверки сформированности предметных и общеучебных умений, для тренировки и самопроверки, для проведения контрольных работ.
Е.Л. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. КочуроваПроверочные и тестовые работы по русскому и математике
Контрольно-оценочная деятельностьво 2-4 классах
Цель: определять уровень освоения системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В основе многих предметных действий лежат те же универсальные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогии, а также поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д. На разных предметах эти действия выполняются с разными объектами: например: с числами и математическими выражениями, со звуками и буквами; словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами, с объектами живой и неживой природы, с музыкальными и художественными произведениями
Русский язык
класс
колич. к.р.
Виды работ
1 ч
2 ч
3 ч
4ч
1
2
Контрольное списывание
Контрольный диктант
-
-
-
-
-
-
1
1
2
10
Контрольное списывание
Контрольный диктант
Контрольный словарный диктант
-
-
-
-
1
1
2
2
1
1
1
1
3
18
Контрольное списывание
Контрольный диктант
Контрольный словарный диктант
Контрольное изложение
Практическая работа (грамматическое задание)
1
2
1
-
-
1
2
1
-
-
1
3
1
-
1
-
2
1
1
-
4
21
Контрольное списывание
Контрольный диктант
Контрольный словарный диктант
Контрольное изложение
Практическая работа (грамматическое задание)
1
2
1
1
-
1
3
1
-
-
1
3
1
1
-
-
1
1
1
2
Также по предмету предлагаются проводить по усмотрению учителя работы обучающего характера.
Вид работы
Класс
Количество
свободный диктант
3 кл.
2
4 кл.
3
письмо по памяти
1кл.
2
2 кл.
4
3 кл.
6
4 кл
8
грамматические задания (в том числе графический диктант и практическая работа)
1кл.
4
2 кл.
4
3 кл.
4
4 кл
4
зрительный диктант
2 кл.
2
3 кл.
2
4 кл
2
слуховой диктант
1кл.
2
2 кл.
2
3 кл.
2
4 кл
2
тестовая работа
2 кл.
2
3 кл.
2
4 кл
2
списывание
1кл.
4
2 кл.
2
3 кл.
2
4 кл
1
Объём диктанта и текста для списывания:
классы
четверти
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
1 класс
-
-
-
15 слов
2 класс
20-25 слов
25-30 слов
30-35 слов
35-40 слов
3 класс
40-45 слов
45-50 слов
50-55 слов
55-60 слов
4 класс
60-65 слов
65-70 слов
70-75 слов
75-80 слов
Примечание: тексты для диктанта подбираются средней трудности. Каждый текст включает в себя достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа слов диктанта).
Количество слов в словарном диктанте: во 2 классе – 10 слов, в 3 классе – 12 слов, в 4 классе – 15 слов.
Периодичность проведения творческих работ обучающего характера(сочинения и изложения) – примерно один раз в 10 -12 дней.
Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих (с первых уроков 1 класса в виде небольших устных рассказиков, но постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу). Сочинения должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю, жанрам, и по тематике, и по степени самостоятельности и творческого вклада.
Изложение имеет целью проверить, как идёт формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов, правильность построения предложений, употребление слов в соответствии с их значением, сохранение авторских особенностей речи.
К оценке за сочинение и изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Такие работы оцениваются одной отметкой – только за содержание; грамотность проверяется, но не оценивается, т.к. на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
В изложении оцениваются:
- полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажения, без пропусков важных событий, главной части)
- построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев)
- построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста.
Примерное количество творческих работ по русскому языку:
классы
изложение
сочинение
1 чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.
1 чет.
2 чет.
3 чет.
4 чет.
1
-
-
-
-
-
-
-
-
2
2
1
2
2
1
2
2
3
3
2
2
3
3
2
2
3
2
4
2
3
3
3
2
2
2
2
В первом классе проводятся уроки по развитию речи в устной форме (не менее 1 в 10 -12 дней).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» - высокий уровень – отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
«4» - средний уровень – наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3»-ниже среднего уровня – наличие не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному материалу; отдельные нарушение логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» - низкий уровень - наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу, нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса; отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Классификация ошибок и недочётов по русскому языку:
Ошибки
Недочёты
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов с непроверяемым написанием, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова (повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку)
- незначительные нарушение логики событий авторского текста при написании изложения.
При проверке диктанта следует руководствоваться следующими критериями:
1. Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчёркивать), но засчитывать за одну ошибку. Если далее в работе допущены ошибки на ту же орфограмму, каждая следующая выносится как самостоятельная.
2. Исправления, допущенные учеником, ошибкой не считаются и не влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы не влияют на оценку выполнения работы.
Критерии оценок контрольных работ по русскому языку:
Отметка
Диктант
(пройденный материал)
Словарный диктант
Списывание
Грамматическое задание
«5»
нет ошибок
без ошибок
за безукоризненно выполненную
без ошибок (или 1 ошибка или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено хотя бы 1 дополнительное задание)
«4»
не более 2 ошибок
допущена 1 ошибка
1-2 исправления или 1 ошибка
1 ошибка (или 2 ошибки и 2 недочета в основном задании, но верно выполнено 1 доп. задание)
«3»
не более 5 ошибок
допущены 2 ошибки
2-3 ошибки
не менее половины задания (или полностью основное, но 3 ошибки или 1-2 недочета или верно выполнено 1 доп. Задание)
«2»
если допущено 5 и более ошибок
за работу, в которой 3-5 ошибок
4 ошибки и более
менее половины задания
Критерии оценки творческих работ (изложений и сочинений):
Оценка
Критерии
допускается…
«5»
- за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), логически последовательное раскрытие темы (сочинение);
- богатство словаря;
- правильное речевое оформление;
- не более 1 речевой неточности;
«4»
- правильно, достаточно полно (без искажения) передан авторский текст (изложение), раскрыта тема (сочинение), но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
- не более 3 речевых недочётов, а также недочётов в содержании и по- строении текста;
«3»
- допущены некоторые отклонения от авторского текста (изложение), отклонение от темы (сочинение),
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей в построении 2-3 предложений,
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- не более 5 недочётов в содержании и построении текста;
«2»
- работа не соответствует теме (сочинение), имеются значительные отступления от авторского текста (изложение);
- допущено много фактических неточностей;
- нарушена последовательность изложения мыслей;
- отсутствует связь между частями текста;
- беден словарь.
- более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста
Литературное чтение
В начальной школе проверяется не только навык чтения, но и читательские умения. Навык чтения – понимание (сознательность чтения), правильность, способ чтения, темп, выразительность. Под техникой чтения понимают способ, темп чтения и его правильность.
Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (20-25 декабря), в конце учебного года (апрель или май). Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения на протяжении трёх основных этапов обучения в течение года и по классам.
Ф.И.
ученика
Понимание
Способ чтения
Правиль-
ность
чтения
Темп
чтения
Выразитель-
ность
Итогов. балл
понимает
Не понимает
По слогам
По слогам и целыми словами
Целыми словами
Без ошибок
С ошибками
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Соблюдает паузу
Логические ударения
Эмоциональность
Темп чтения:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2 пол.
вслух
вслух
вслух
вслух
про себя
вслух
про себя
вслух
про себя
вслух
про себя
вслух
-
25-30
30-40
45-50
70-80
50-60
85-90
65-70
100-110
70-80
115-120
80-95
Обязательное чтение наизусть:
класс
стихотворения
проза
1 класс
5
-
2 класс
8
-
3 класс
10
1
4 класс
12
1
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:
Ошибки
Недочёты
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию;
- неумение выделять основную мысль текста;
- нарушение при пересказе последовательности событий произведения;
- вычисление периметра и площади прямоугольника и квадрата.
Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти, полугодия и в конце года.
Класс
Обязательные
контрольные работы
Возможные виды мониторинга
Самостоятельная
работа
Проверочная
работа
Математический
диктант
1 кл.
1
-
-
-
2 кл.
6
4
4
4
3 кл.
6
4
4
4
4 кл.
6
4
4
4
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки по математике:
Ошибки
Недочёты
- неверные вычисления в случае, когда цель задания – проверка вычислительных умений и навыков;
- незнание или неправильное применение алгоритмов письменного сложения, вычитания. Умножения и деления, свойств, правил, зависимостей, лежащих в основе выполнения заданий;
- неправильный выбор действий в решении текстовой задачи;
- несоответствие пояснительного текста выбранному действию в текстовой задаче, наименование величин вычислительным действиям и полученным результатам;
- неправильное определение порядка действий в числовом выражении со скобками или без скобок;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
- неверные вычисления, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных навыков (в текстовой задаче, в геометрическом задании)
- неправильное списывание данных;
- ошибки в записи ответа текстовой задачи (при условии, что по действиям всё было решено верно);
- отсутствие ответа в числовом выражении на порядок действий (если оно решено верно);
- ошибки в записи математических терминов.
- Примечание:
- За грамматические ошибки и самостоятельные исправления – баллы не снижаются.
Окружающий мир
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, т.е. проверочные работы тестового характера.
В тестовую работу можно включить во 2 классе – 9-10 заданий, в 3 классе – 12-13 заданий, в 4 классе – не более 15-16 заданий.
Оценочная норма предполагает выставление:
отличной оценки: при 90-100% набранных тестовых баллов,
хорошей – 70-80%,
удовлетворительной – 50-60%.
В 1 классе проводится одна проверочная работа (апрель).
Во 2, 3, 4 классах – по 4 контрольных работ. (По усмотрению учителя можно включить проверочные работы обучающего характера: по одной в каждой четверти во 2, 3, 4 классов.)
Классификация ошибок и недочётов:
Ошибки
Недочёты
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- ошибки в сравнении объектов, их классификация на группы по существенным признакам;
- раскрытие понятия только с помощью наводящих вопросов;
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при нахождении объекта на карте;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, отсутствие подписей и обозначений;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов.
Оценпонятиям;
· умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Оценка метапредметных резулька планируемых метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
· способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);
· умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;
· умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;
· способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;
· умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
· готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным татов может проводиться в ходе различных процедур:
· с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий (сборник: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли /Под ред. А.Г. Асмолова – М.: 2008)
· при анализе выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений.
В методическом оснащении образовательной системы «Гармония» такие задания представлены в контрольных и тестовых заданиях по всем учебным предметам.
Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.
Достижение метапредметных результатов может проявляться и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Оценкоторое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. В школе разработан типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
Мои достижения - материалы, характеризующика планируемых личностных результатов
Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся начальных классов является портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.
В состав портфолио ученика начальной школы включаются следующие разделы и материалы:
Мой портрет - раздел включает в себя данные об учащемся, его окружении.
Мой мир - выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы.
Моя учебная деятельность - материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
Моё творчество. В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), помещается ее фотография. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Это сообщение дополняется фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - находится эта информация. Если проводилось Интернет-порталом, делается распечатка тематической странички.
Мои впечатления. В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя е достижения учащихся в учебной, во внеучебной и досуговой деятельности. Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Работы, которыми я горжусь. В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в следующий класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе.
По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:
1) о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2) о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности - мотивационно смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию
На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.
Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике и овладение следующими метапредметными действиями:
• речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;
• коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Итоговая оценка выпускника формируется на основе на копленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями. На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.
1) Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базово го уровня.
2) Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенно го уровня.
3) Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозннавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
• определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;
• даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.
Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:
• о результатах выполнения итоговых работ по русскому, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;
• о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.
ачного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, уста
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения начального образования
Оценка результатов деятельности осуществляется в ходе аккредитации образовательного учреждения, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:
внешней оценки - результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);
внутренней оценки - мониторинга полноты и качества реализации основной образовательной программы начального общего образования.
В качестве критериев внутренней оценки выступают следующие показатели:
1. Численный и количественный состав обучающихся по ФГОС.
2. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
Названные критерии выявляются при анализе школьной документации, при посещении учебных и внеучебных занятий, при проведении диагностических срезов, тестировании, наблюдении, анкетировании, которые затем обрабатываются и фиксируются в таблицах. По итогам такого мониторинга выносится управленческое решение.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что понимается под системой оценки?
2. Назовите функции оценки.
3. Что относят к основным результатам начального образования в соответствии с ФГОС НОО?
4. Какие принципы лежат в основе оценивания планируемых результатов младших школьников?
5. Назовите формы контроля и учета достижений обучающихся на ступени начального общего образования.
6. Что является объектом оценки?
7. Назовите критерии оценки различных видов деятельности младшего школьника.
8. Что является основным объектом оценки метапредметных результатов?
9. Что такое портфолио?
10. Как используется итоговая оценка при переходе от начального к основному общему образованию?обученности учащихся.