Основные группы трудностей, которые испытывают младшие школьники с задержкой психического развития, и рекомендации по организации образовательного процесса
Основные группы трудностей, которые испытывают младшие школьники с задержкой психического развития, и рекомендации по организации образовательного процесса
В статье представлены основные виды трудностей, которые испытывают младшие школьники с задержкой психического развития, и рекомендации по организации образовательного процесса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные группы трудностей, которые испытывают младшие школьники с задержкой психического развития, и рекомендации по организации образовательного процесса»
Основные группы трудностей, которые испытывают младшие школьники
с задержкой психического развития, и рекомендации по организации образовательного процесса
Аббакумова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 123 г.Челябинска
1. Трудности, связанные с недостатками в формировании регуляторного компонента (несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции):
Это может отражаться в:
- неумении обнаруживать свои ошибки;
- возрастании количества ошибок к концу работы;
- выполнение требований учителя не в полном объеме;
- неумении самостоятельно выполнить деятельность.
Рекомендации:
- четкий алгоритм выполнения задания (лучше наглядный);
- деление сложной инструкции на составные части;
- пошаговый контроль за результатами деятельности;
- использование различных видов помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей).
Обучающиеся с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение их частей, расположение на строке. У детей с несформированностью пространственных представлений часто встречается «зеркальное» написание букв и цифр, а также:
- в сращивании и расщеплении слов при письме;
- в слитном написании слов с предлогами;
- в замене букв по пространственному сходству (с – е, б – д);
- высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки;
- учебный материал располагается на странице снизу вверх;
- при чтении имеет место повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.
Некоторые трудности при усвоении математики связаны с несформированностью понятия числового ряда и его свойств (учащиеся с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счетом в обратном порядке).
Рекомендации:
- показ пространственного образца с позиции ребенка;
- использование внешних пространственных ориентиров;
- объяснение значения пространственных понятий;
- прописывание элементов (букв, цифр) в воздухе.
3. Недостатки в развитии познавательных процессов:
а) недостаточность зрительного анализа может проявляться в смешении сходных по начертанию букв, количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества элементов букв);
б) недостаточность развития мыслительной деятельности в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимания переносного смысла слов и фраз, в склонности к дословному пересказу текста, неумении выделить существенное. Определенные трудности при усвоении учебного материала создают следующие особенности мыслительной деятельности:
конкретность мышления затрудняет понимание переносного значения слов и словосочетаний, пословиц;
недостаточная обобщенность, обуславливает затруднения при образовании понятий, которые основываются на выделении существенных признаков в учебном материале;
однолинейность мышления, прикованность к какой-либо одной стороне рассматриваемого предмета, неумение удерживать в сознании одновременно разные стороны, различные признаки одного и того же предмета;
инертность мыслительной деятельности приводит к образованию шаблонов мышления, к стереотипности действий.
Рекомендации:
- опора на ведущий вид памяти;
- объяснение смысла понятий;
- вопросы поискового характера;
- использование коррекционно-развивающих упражнений;
- организация охранительного режима учебной деятельности (чередование нагрузки и своевременного достаточного отдыха, соответствие сложности и объема учебного материала возможностям ребенка).
4. Недостаточность развития психомоторной сферы учащихся: