kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные направления и задачи духовно-нравственного воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является внеурочная деятельность "Азбука нравственности"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления и задачи духовно-нравственного воспитания»

Основные направления и задачи духовно-нравственного воспитания



Воспитательная работа в начальных классах проводится на основе системно-ролевого подхода. И одним из направлений духовно-нравственного воспитания является внеурочная деятельность курса «Азбука нравственности».

Данный курс предусматривает подготовку обучающихся специального (коррекционного) образовательного учреждения к адаптации в современном обществе, формирование ценностных и нравственных ориентиров. Воспитанники испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. В основу занятий данного курса положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Нормативно-правовой и методологической основой рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Азбука нравственности» для начальных классов с легкой степенью умственной отсталости является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа составлена с учётом особенностей обучающихся образовательного учреждения, для которых характерны: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, нестойкость условных связей, низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, речи, нарушения мелкой моторики рук и др. Как следствие, у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с большим трудом происходит процесс познания окружающего мира, формирование «Я-образа», определение своего места в окружающем социуме.


Поэтому курс «Азбука нравственности» направлен на решение следующих задач:

  • формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье; раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

  • развивать и корригировать память, речь, внимание обучающихся на основе систематизации знаний об окружающем мире;

  • воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания других людей и сопереживания им.


Выше изложенные решаемые задачи позволяют достичь цели курса: воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся.

В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа №78» программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, на которых сочетаются активная интеллектуальная и практическая деятельность обучающихся.

Краткое содержание данной программы:

В 1 классе обучающиеся привыкают жить и учиться в соответствии с правилами школьника, которые узнают от учителя. Основное внимание уделяется ознакомлению воспитанников с нравственными первичными представлениями, понятиями и правилами культуры поведения в школе. Это культура общения, отношение к учебе, труду, культура внешнего вида, этикет.

Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции обучающихся. Если раньше воспитанники воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.

В 3 классе обучающиеся особенно чутки к дружеским контактам. Мнение товарищей-одноклассников начинает соперничать с мнением учителя. Коллективное обсуждение позволяет продолжить работу над созданием общественного мнения. Здесь педагог ставит проблему нравственного выбора.

В 4 классе в соответствии с интеллектуальным развитием обучающихся и их способностью к абстрагированию, а также на основе накопленных знаний о нравственности, формируются представления о мотивах поступков, решаются проблемы нравственного выбора


Курс предусматривает изучение следующих разделов:

  1. Правила поведения в школе.

  2. Как быть аккуратным.

  3. Правила вежливости.

  4. Как быть трудолюбивым.

  5. Общение с окружающими.

  6. Этикет.

На каждом этапе определяются  ключевые понятия, которые служат ориентиром в выборе методов работы. Все понятия логично связаны между собой. Повторение тематики разделов из класса в класс позволяет раскрыть разные стороны нравственного явления, расширить и углубить его содержание, обеспечивает преемственность в нравственном развитии воспитанника.

Предполагается изложение материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности обучающимся определенного возраста, учитывая их психологические особенности. Это гарантирует успех каждого воспитанника и, как следствие воспитывает уверенность в себе.


Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. На занятиях широко используются приемы и упражнения, соответствующие особенностям развития обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, позволяющие не только усвоить программный материал, но и оказать положительное влияние на процесс коррекции имеющихся нарушений в познавательной сфере, мелкой моторики (выборочное раскрашивание, штриховка, отгадывание загадок, работа с деформированными пословицами, наблюдение по заданию, дифференциация предметных картинок и натуральных предметов, участие в сюжетно-ролевых играх и др.).

Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать игровые элементы и ситуации, наглядность. В качестве задания можно рекомендовать обучающимся завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у обучающихся интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе, о своих поступках, их нравственной сущности.


При проведении занятий используются следующие формы и методы организации деятельности:

  • наглядно – иллюстративный;

  • наблюдения и сравнения;

  • практические;

  • беседы (этические, нравственные);

  • экскурсии;

  • встречи с интересными людьми;

  • викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые игры;

  • просмотр видео роликов.


А практическая направленность реализуется через:

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся;

  • участие в концертной деятельности, тематических мероприятиях, классных часах;

  • индивидуальные и групповые творческие работы.


Все показатели результативности освоения курса внеурочной деятельности каждого обучающегося фиксируются в Листах индивидуальных достижений.

На основе анализа полученных данных оценивается успешность работы за прошедший период, и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Как проводится Мониторинг результативности освоения курса внеурочной деятельности – отдельная тема.

Из опыта работы могу уверенно сказать, что курс внеурочной деятельности «Азбука нравственности» способствует духовно-нравственному воспитанию воспитанников и формирует единый, сплочённый коллектив в атмосфере сотрудничества, толерантности и поддержки.


.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основные направления и задачи духовно-нравственного воспитания

Автор: Золотарева Наталья Алексеевна

Дата: 17.05.2022

Номер свидетельства: 607145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства