Просмотр содержимого документа
«Основные направления и задачи духовно-нравственного воспитания»
Основные направления и задачи духовно-нравственного воспитания
Воспитательная работа в начальных классах проводится на основе системно-ролевого подхода. И одним из направлений духовно-нравственного воспитания является внеурочная деятельность курса «Азбука нравственности».
Данный курс предусматривает подготовку обучающихся специального (коррекционного) образовательного учреждения к адаптации в современном обществе, формирование ценностных и нравственных ориентиров. Воспитанники испытывают большие трудности в социальной адаптации, в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. В основу занятий данного курса положен интегративный подход, который предполагает освоение обучающимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Нормативно-правовой и методологической основой рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Азбука нравственности» для начальных классов с легкой степенью умственной отсталости является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа составлена с учётом особенностей обучающихся образовательного учреждения, для которых характерны: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, нестойкость условных связей, низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, речи, нарушения мелкой моторики рук и др. Как следствие, у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с большим трудом происходит процесс познания окружающего мира, формирование «Я-образа», определение своего места в окружающем социуме.
Поэтому курс «Азбука нравственности» направлен на решение следующих задач:
формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье; раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;
развивать и корригировать память, речь, внимание обучающихся на основе систематизации знаний об окружающем мире;
воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания других людей и сопереживания им.
Выше изложенные решаемые задачи позволяют достичь цели курса: воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся.
В соответствии с учебным планом МКОУ «Специальная школа №78» программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, на которых сочетаются активная интеллектуальная и практическая деятельность обучающихся.
Краткое содержание данной программы:
В 1 классе обучающиеся привыкают жить и учиться в соответствии с правилами школьника, которые узнают от учителя. Основное внимание уделяется ознакомлению воспитанников с нравственными первичными представлениями, понятиями и правилами культуры поведения в школе. Это культура общения, отношение к учебе, труду, культура внешнего вида, этикет.
Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции обучающихся. Если раньше воспитанники воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.
В 3 классе обучающиеся особенно чутки к дружеским контактам. Мнение товарищей-одноклассников начинает соперничать с мнением учителя. Коллективное обсуждение позволяет продолжить работу над созданием общественного мнения. Здесь педагог ставит проблему нравственного выбора.
В 4 классе в соответствии с интеллектуальным развитием обучающихся и их способностью к абстрагированию, а также на основе накопленных знаний о нравственности, формируются представления о мотивах поступков, решаются проблемы нравственного выбора
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Правила поведения в школе.
Как быть аккуратным.
Правила вежливости.
Как быть трудолюбивым.
Общение с окружающими.
Этикет.
На каждом этапе определяются ключевые понятия, которые служат ориентиром в выборе методов работы. Все понятия логично связаны между собой. Повторение тематики разделов из класса в класс позволяет раскрыть разные стороны нравственного явления, расширить и углубить его содержание, обеспечивает преемственность в нравственном развитии воспитанника.
Предполагается изложение материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности обучающимся определенного возраста, учитывая их психологические особенности. Это гарантирует успех каждого воспитанника и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. На занятиях широко используются приемы и упражнения, соответствующие особенностям развития обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, позволяющие не только усвоить программный материал, но и оказать положительное влияние на процесс коррекции имеющихся нарушений в познавательной сфере, мелкой моторики (выборочное раскрашивание, штриховка, отгадывание загадок, работа с деформированными пословицами, наблюдение по заданию, дифференциация предметных картинок и натуральных предметов, участие в сюжетно-ролевых играх и др.).
Занятия должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать игровые элементы и ситуации, наглядность. В качестве задания можно рекомендовать обучающимся завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у обучающихся интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе, о своих поступках, их нравственной сущности.
При проведении занятий используются следующие формы и методы организации деятельности:
наглядно – иллюстративный;
наблюдения и сравнения;
практические;
беседы (этические, нравственные);
экскурсии;
встречи с интересными людьми;
викторины, конкурсы, сюжетно-ролевые игры;
просмотр видео роликов.
А практическая направленность реализуется через:
представление коллективного результата деятельности обучающихся;
участие в концертной деятельности, тематических мероприятиях, классных часах;
индивидуальные и групповые творческие работы.
Все показатели результативности освоения курса внеурочной деятельности каждого обучающегося фиксируются в Листах индивидуальных достижений.
На основе анализа полученных данных оценивается успешность работы за прошедший период, и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Как проводится Мониторинг результативности освоения курса внеурочной деятельности – отдельная тема.
Из опыта работы могу уверенно сказать, что курс внеурочной деятельности «Азбука нравственности» способствует духовно-нравственному воспитанию воспитанников и формирует единый, сплочённый коллектив в атмосфере сотрудничества, толерантности и поддержки.